ВВЕДЕНИЕ
Государственный
кредит и его регулирование - одна
из наиболее актуальных и сложных
проблем для современной российской
экономики. Проводимая в последние годы
политика бюджетного профицита помогла
снизить остроту долговой проблемы. Однако
государственный долг в настоящее время
остается одной из наиболее острых проблем,
сдерживающих социально-экономический
рост страны. Государственный кредит представляет
собой систему кредитных отношений, в
которой государство выступает заемщиком,
а население и частный бизнес – кредиторами
денежных средств. Источником средств
государственного кредита служат облигации
государственных займов, которые могут
выпускаться не только федеральным, но
и местными органами власти (краев, областей).
Государство
использует данную форму кредита, прежде
всего для покрытия дефицита государственного
и федерального бюджетов. То есть доходы
от внутренних займов стали вторым (после
налогов) источником финансирования государственных
расходов, особенно в низко рентабельных,
но необходимых для воспроизводственных
процессов отраслях экономики (жилищное
строительство, инфраструктура, сельское
хозяйство и т.д.). Кредит относится к числу
важнейших категорий экономической науки.
Его изучению посвящены произведения
классиков марксизма, многочисленные
работы советских и зарубежных экономистов.
Однако эта тема не изучена полностью,
нуждается в дополнительной доработке,
поскольку кредитные отношения в современных
условиях достигли наибольшего развития.
В настоящее время речь уже идет не о постоянном
увеличении объемов денежных капиталов,
предоставляемых в ссуду, но и о расширении
субъектов кредитных отношений, а также
растущем многообразии самих операций. Государственный
кредит как экономическая категория представляет
собой систему экономических отношений,
в которой государство в лице своих органов
власти и управления выступает преимущественно
в качестве заемщика свободных денежных
средств у юридических и физических лиц
во временное пользование на добровольных
началах, а также в качестве кредитора
и гаранта.
Государственный
кредит является одним из основных
(наряду с налогами) инструментов для
решения проблем достижения баланса
бюджетных доходов и расходов. Отдельные
вопросы, касающиеся, например, конкретного
порядка заключения договоров государственного
займа регулируются также гражданско-правовыми
нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет
на обоснованность вывода о том, что сам
государственный кредит является самостоятельным
финансово-правовым институтом.
Принимая
во внимание сложившиеся в России
экономические условия, хочется
отметить, что государственный кредит
играет чрезвычайно важную роль
в нашей экономике. От состояния
в этой отрасли кредитно-финансовой системы
страны зависят важнейшие показатели
государственного бюджета, темпы роста
экономической стабилизации, а также то,
каким является положение страны на мировой
арене. Особое значение в современных условиях
приобретает вопрос об источниках финансирования
государственной деятельности. Одним
из таких источников, наряду с налогами
и иными доходами, являются государственные
заимствования. Государственные заимствования
являются важнейшим инструментом экономической
политики государства, формирующим государственный
долг. Государственное кредитование также
активно используется в качестве инструмента
регулирования экономики с целью поддержания
тех или иных отраслей экономики, регионов,
в некоторых случаях отдельных социально
значимых предприятий и фирм. Использование
международного кредита носит политический
характер и служит обеспечению экономических
и политических интересов России в современном
мире. Целью написания реферата является
анализ государственного кредита, выработка конкретных предложений по решению проблем.
Задачи:
1.Выявить особенности кредитной системы в современной России.
2.Рассмотреть кредит как экономический феномен.
3.Предложить свои пути решения проблем государственного кредита.
Предметом реферата является анализ государственного кредита.
Объект
исследования государственный кредит
в РФ. Проблемы:
- Отсутствие
единой, целостной системы управления
государственным долгом
- Государственные
займы
- Долговые
обязательства государства, накапливаясь,
формируют внутренний и внешний государственный
долг
- Финансовая
система испытывает недостаток высококвалифицированных
специалистов по работе с государственным
долгом, по управлению региональными и
внешними заимствованиями
- Правительство
России не создало единую систему
полноценного и достоверного
учета всех государственных долговых
обязательств
1
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КРЕДИТА
Правовое
регулирование государственного кредита
характеризуется усилением его взаимосвязи
с другими институтами и подотраслями
финансового права. Это очевидно в отношении
бюджетного и банковского права, правового
регулирования валютных отношений, денежного
обращения, безналичных расчетов. Одновременно
усиливается взаимосвязь государственного
кредита с конституционным, гражданским,
международным правом. Это позволяет сделать
вывод о межотраслевом, комплексном характере
правового регулирования государственного
кредита в рамках российской системы права. Правовое
регулирование государственных внешних
ценных бумаг, выпускаемых Российской
Федерацией, во многом связано с нормами
международного частного права, а также
обычаями делового оборота иностранных
фондовых бирж. Вместе с тем, общего внутреннего
правового регулирования указанных ценных
бумаг на сегодняшний день нет. Кроме того,
в связи с тем, что в настоящее время происходит
процесс активного вовлечения еврооблигаций
в государственную долговую политику,
на законодательном уровне необходимо
закрепить нормы, которые позволят активно
использовать облигации внешних облигационных
займов на внутреннем фондовом рынке,
что, в конечном счете, будет способствовать
аккумуляции дополнительных средств в
бюджет. Государственный долг РФ полностью
и без условий обеспечивается всем находящимся
в федеральной собственности имуществом,
составляющим государственную казну.
Федеральные органы государственной власти
используют все полномочия по формированию
доходов федерального бюджета для погашения
долговых обязательств РФ и обслуживания
государственного долга РФ. По уровням
бюджетной системы различают: государственные
долг РФ, субъекта РФ и муниципальный долг.
Долговые обязательства РФ могут существовать
в форме:
1) кредитных соглашений и договоров, заключенных
от имени РФ, как заемщика, с кредитными
организациями, иностранными государствами
и международными финансовыми организациями;
2) государственных займов, осуществленных
путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
3) договоров и соглашений о получении
РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов
от бюджетов других уровней бюджетной
системы РФ;
4) договоров о предоставлении РФ государственных
гарантий;
5) соглашений и договоров, в том числе
международных, заключенных от имени РФ,
о пролонгации и реструктуризации долговых
обязательств РФ прошлых лет. Долговые
обязательства РФ могут быть краткосрочными
(до одного года), среднесрочными (свыше
одного года до пяти лет) и долгосрочными
(свыше пяти лет до 30 лет). Они погашаются
в сроки, которые определяются конкретными
условиями займа и не могут превышать
30 лет.
В объем государственного внутреннего
долга РФ включаются:
1) основная номинальная сумма долга по
государственным ценным бумагам РФ;
2) объем основного долга по кредитам, полученным
РФ;
3) объем основного долга по бюджетным
ссудам и бюджетным кредитам, полученным
РФ от бюджетов других уровней;
4) объем обязательств по государственным
гарантиям, предоставленным РФ.
В объем государственного внешнего долга
РФ включаются:
1) объем обязательств по государственным
гарантиям, предоставленным РФ;
2) объем основного долга по полученным
РФ кредитам правительств иностранных
государств, кредитных организаций, фирм
и международных финансовых организаций.
Государственный долг субъекта РФ
включает совокупность долговых обязательств
субъекта РФ. Он полностью и без условий
обеспечивается всем находящимся в собственности
субъекта РФ имуществом, составляющим
казну субъекта РФ.
Долговые обязательства субъекта РФ могут
существовать в форме:
1) кредитных соглашений и договоров;
2) государственных займов субъекта РФ,
осуществляемых путем выпуска ценных
бумаг субъекта РФ;
3) договоров и соглашений о получении
субъектом РФ бюджетных ссуд и бюджетных
кредитов от бюджетов других уровней бюджетной
системы РФ;
4) договоров о предоставлении государственных
гарантий субъекта РФ;
5) соглашений и договоров, в том числе
международных, заключенных от имени субъекта
РФ, о пролонгации и реструктуризации
долговых обязательств субъектов РФ прошлых
лет. В объем государственного долга субъектов
РФ включаются:
1) основная номинальная сумма долга по
государственным ценным бумагам субъектов
РФ;
2) объем основного долга по кредитам, полученным
субъектом РФ;
3) объем основного долга по бюджетным
ссудам и бюджетным кредитам, полученным
субъектом РФ от бюджетов других уровней;
4) объем обязательств по государственным
гарантиям, предоставленным субъектом
РФ. Муниципальный долг
представляет собой совокупность долговых
обязательств муниципального образования.
Он полностью и без условий обеспечивается
всем муниципальным имуществом, составляющим
муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального
образования могут существовать в форме:
1) кредитных соглашений и договоров;
2) займов, осуществляемых путем выпуска
муниципальных ценных бумаг;
3) договоров и соглашений о получении
муниципальным образованием бюджетных
ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов
других уровней бюджетной системы РФ;
4) договоров о предоставлении муниципальных
гарантий. В объем муниципального долга
включаются:
1) основная номинальная сумма долга по
муниципальным ценным бумагам;
2) объем основного долга по кредитам, полученным
муниципальным образованием;
3) объем основного долга по бюджетным
ссудам и бюджетным кредитам, полученным
муниципальным образованием от бюджетов
других уровней;
4) объем обязательств по муниципальным
гарантиям, предоставленным муниципальным
образованием. Долговые обязательства
муниципального образования погашаются
в сроки, которые определяются условиями
заимствований и не могут превышать 10
лет. Управление государственным долгом
РФ осуществляется Правительством РФ,
субъекта РФ - органом исполнительной
власти субъекта РФ, муниципальных образований
- уполномоченным органом местного самоуправления.
РФ не несет ответственности по долговым
обязательствам субъектов РФ и муниципальных
образований, если указанные обязательства
не были гарантированы РФ. Субъекты РФ
и муниципальные образования не отвечают
по долговым обязательствам друг друга,
если указанные обязательства не были
гарантированы ими, а также по долговым
обязательствам РФ. БК РФ определил, что
государственные внешние заимствования
РФ используются для покрытия дефицита
федерального бюджета, а также для погашения
государственных долговых обязательств
РФ. Право осуществления государственных
внешних заимствований РФ и заключения
договоров о предоставлении государственных
гарантий для привлечения внешних кредитов
(займов) принадлежит РФ (Правительству
или другому федеральному органу). Государственные
и муниципальные внутренние заимствования
используются для покрытия дефицитов
соответствующих бюджетов, а также для
финансирования расходов соответствующих
бюджетов в пределах расходов на погашение
государственных и муниципальных долговых
обязательств. От имени РФ право осуществления
государственных внутренних заимствований
и выдачи государственных гарантий другим
заемщикам для привлечения кредитов (займов)
принадлежит Правительству РФ, либо уполномоченному
Правительством РФ ответственному федеральному
органу исполнительной власти, от имени
субъекта РФ - единственному уполномоченному
органу исполнительной власти субъекта
РФ, от имени муниципального образования
- уполномоченному органу местного самоуправления
в соответствии с уставом муниципального
образования.
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КРЕДИТ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА
БЮДЖЕТА
Государственный
кредит представляет собой совокупность
кредитных отношений, в которых
заемщиком выступает государство
в лице его органов, а кредиторами –
физические и юридические лица. Как одна
из форм кредита государственный кредит
предоставляется на началах возвратности,
срочности и платности. Однако государственный
кредит отличается от банковского и коммерческого
кредитов. Аккумулируемые посредством
государственного кредита, дополнительные
финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте
производительного капитала, в производстве
материальных ценностей, а используются
для покрытия бюджетных дефицитов. Банковский
кредит, по сути, является движением ссудного
капитала, предоставляемого банками предприятиям
и организациям для обеспечения непрерывности
процесса расширенного воспроизводства
и повышения его эффективности. Цель предоставления
кредита – получение прибыли в виде ссудного
процента, поэтому кредитор заинтересован
в эффективном использовании ссужаемых
ему средств. Кроме того, производительное
использование кредита гарантирует возврат
заимствованных ресурсов. Таким образом,
мобилизация временно свободных ресурсов
кредитором, в силу его экономических
интересов, носит производительный характер. Денежные
средства, привлекаемые на основе государственного
кредита, поступают в распоряжение государственной
власти, превращаясь в их дополнительные
финансовые ресурсы. Они формируются в
основном за счет мобилизации временно
свободных денежных средств населения,
предприятий и организаций, не предназначенных
для текущего потребления. Иногда источником
государственного кредита могут выступать
средства, предназначенные для текущего
потребления, когда физические и юридические
лица сознательно ограничивают текущие
потребности. За время существования государственного
кредита в нашей стране государственные
займы использовались и как одна из форм
принудительного изъятия части средств
предприятий и заработной платы населения. Естественно,
что для реализации операций по государственному
(муниципальному) кредиту необходимо наличие
временно свободных средств юридических
лиц и граждан. Использование этих средств
в качестве кредитных ресурсов позволяет
государству не прибегать к эмиссионной
деятельности, а следовательно, роль государственного
(муниципального) кредита заключается
не только в том, что он используется как
дополнительный источник пополнения доходов
бюджета, но и может служить одним из факторов
улучшения денежного обращения, развития
безналичных форм расчетов, укрепления
внутренней валюты. Поэтому роль как государственного,
так и муниципального кредитов достаточно
многогранна. Финансово-экономическими
предпосылками реализации отношений по
государственному (муниципальному) кредиту
служат особенности образования доходов,
а также наличие разрывов во времени их
получения и использования юридическими
лицами (организациями) и гражданами. У
граждан свободные денежные средства
могут образовываться по ряду причин:
из-за неравномерности получения заработной
платы и других видов доходов, гонораров,
дивидендов по ценным бумагам, социальных
выплат, сумм, выплаченных в возмещение
ущерба, наследства и т.п. Ненасыщенность
товарного рынка при несбалансированной
экономике также может явиться причиной
оседания у населения наличных денежных
средств. Для приобретения дорогостоящих
вещей длительного пользования граждане
часто сознательно ограничивают свои
потребности, в результате чего у них также
могут образовываться значительные денежные
сбережения. У юридических лиц, помимо
названных причин, временно свободные
денежные средства образуются из-за сезонного
характера производства, длительного
производственного цикла, неравномерности
крупных капитальных вложений. Резервные
и страховые фонды юридических лиц также
могут быть источником временно свободных
денежных средств. Функционирование государственного
(муниципального) кредита предполагает
наличие не только временно свободных
денежных средств юридических и физических
лиц и объективных экономических предпосылок
их образования, но и правового закрепления
возможности использования названных
средств государством и муниципальными
образованьями в качестве кредитных ресурсов.
Привлечение сбережений населения и юридических
лиц путем распространения государственных
ценных бумаг позволяет их покупателю
ежегодно получать доход в виде процента
от вложенных денежных средств. При напряженном
финансовом положении государства данная
форма кредита позволяет заемщику мобилизовать
дополнительные денежные ресурсы для
покрытия бюджетного дефицита без использования
бумажно-денежной эмиссии. Средства, взятые
государством взаймы, направляются на
общегосударственные нужды и обезличиваются
в общей сумме государственных доходов.
Погашение государственных займов и выплата
процентов по ним также производятся из
бюджета. Мобилизацию денежных средств
на возвратной основе могут осуществлять
и местные органы власти. В данном случае
полученные средства часто имеют четко
выраженную целевую направленность. Они
могут использоваться на строительство
дорог, школ, благоустройство городских
и сельских районов. В результате сокращается
спрос указанных органов на средства для
социального развития регионов, выделяемые
из республиканского бюджета. Положительная
роль государственного (муниципального)
кредита, по общему мнению, заключается
в безэмиссионном пополнении доходов
бюджета, которое необходимо для удовлетворения
общегосударственных потребностей, особенно
если они связаны с чрезвычайными государственными
и муниципальными расходами, а также для
улучшения состояния расчетов в хозяйственном
обороте при дестабилизации экономики
страны. Государственный кредит используется
и для регулирования денежного обращения.
В условиях развития инфляционного процесса
государственные займы у населения временно
уменьшают его платежеспособный спрос.
Из обращения изымаются избыточные денежные
знаки, т.е. происходит отвлечение средств
из денежного оборота на заранее оговоренный
срок. Если мобилизованные средства физических
лиц будут инвестированы в сферу производства,
произойдет сокращение наличной денежной
массы в обращении. Если же заимствованные
государством средства будут направлены
на оплату труда, то количество наличных
денег в обращении останется без изменения.
И, наконец, если кредитором являются юридические
лица, а полученные средства будут направлены
на выплаты населению, то количество наличной
массы в обращении возрастет. Государство,
осуществляя заимствования на финансовом
рынке, увеличивает спрос на заемные средства.
Этот дополнительный спрос вызывает рост
уровня процентной ставки на рынке кредитов.
Дальнейшие правительственные заимствования
для бюджета делают эти кредиты дорогими
для заемщиков, что лишает сферу производства
ресурсов, которые могли быть использованы
в качестве производственных инвестиций,
поскольку инвестиционные расходы обратно
пропорциональны ставке процента. Государственный
кредит, как способ покрытия дефицита
бюджета, содействует сдерживанию инфляции,
но имеет и отрицательное следствие, состоящее
в том, что привлеченные государством
временно свободные средства предприятий
и физических лиц не попадают в сферу инвестиций
в реальный сектор или для пополнения
оборотных средств, а расходуются как
платежные и покупательные средства. Они
не приносят дополнительного дохода и
увеличивают «цену» бюджетных доходов
государства за счет последующей выплаты
процентов или дисконт а.
Использование государственного кредита
ведет к росту непроизводственных расходов
государства и муниципальных образований,
так как денежные средства, используемые
в качестве кредитных, подлежат обязательному
возврату юридическим и физическим лицам
(кредиторам), причем с уплатой процентов
за пользование кредитом. Уплата же процентов
по кредиту, как отмечалось выше, может
приводить к росту налогов. При внешнем
заимствовании недостатки этого способа
покрытия бюджетного дефицита усугубляются
тем, что доход получают иностранные кредиторы,
а бремя обслуживания долга несут отечественные
предприятия и население государства-должника.
Это отрицательно влияет на уровень потребления
и возможности экономического роста. Оценка
государственного кредита в плане его
влияния на развитие экономики неоднозначна.
Государственный кредит находит свое
материальное воплощение в государственных
заимствованиях, т.е. привлечение денежных
средств в государственный бюджет на основе
возвратности, срочности, платности (государственный
кредит) осуществляется через государственные
заимствования. В свою очередь, государственные
заимствования – это займы, привлекаемые
от физических и юридических лиц, иностранных
государств, международных финансовых
организаций, по которым возникают долговые
обязательства государства как заемщика
или гаранта погашения займов другими
заемщиками (ст. 89 БК РФ). Это означает,
что осуществление государственных заимствований
приводит к формированию государственного
долга, так как, осуществляя заем, государство
становится должником. Следовательно,
рост государственных займов приводит
к росту государственного долга. Значительный
госдолг оказывает серьезное негативное
воздействие на экономику, поскольку его
рост (или рост расходов на его обслуживание)
ведет к сокращению инвестиций в производительный
капитал (особенно при использовании государственных
заимствований на нужды текущего потребления
государства через государственные ценные
бумаги). Рост дефицита бюджета обусловливает
нарастание госдолга и расходов на его
обслуживание, что обостряет расходные
проблемы государственного бюджета. Получается
некий замкнутый круг: дефицит бюджета
– осуществление государственных займов
– формирование государственного долга.
Наличие государственного долга приводит
к увеличению расходов бюджета на его
обслуживание, что, в свою очередь, провоцирует
рост бюджетного дефицита. Растет бюджетный
дефицит – растут государственные заимствования
и увеличивается государственный долг,
и т.д. Рост государственного долга, как
правило, приводит к повышению ставок
действующих налогов или даже введению
новых налоговых платежей, ведь основной
источник погашения государственных долговых
обязательств и расходов на его обслуживание,
как правило, один – бюджет, в котором
эти средства закрепляются как расходы
и выделяются отдельной строкой. Это означает,
что налоговое бремя увеличивается, а
следовательно, снижается предпринимательская
активность, в связи с чем снижаются темпы
экономического роста. Пик Российского
государственного долга пришёлся на 1998 г.
(146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г., внешний долг
достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний
и внутренний государственный долг составлял
84 % ВВП). На начало 2007 государственный внешний
долг был снижен до 52 млрд долларов (5 % ВВП). Для
сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный
долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции —
66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии —
36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга —
2 %. Динамика государственного долга России
в 1999—2010 годах, в % к ВВП (См. ПРИЛОЖЕНИЕ
А)
3 СОВРЕМЕННЫЕ
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Считается,
что государственные займы менее
опасны, чем эмиссия. Но и они оказывают
заметное негативное воздействие на экономику.
Во-первых, правительство часто прибегает
к принудительному их размещению, что
нарушает рыночную мотивацию деятельности
частных финансовых институтов. Во-вторых,
практика выпуска государственных ценных
бумаг, мобилизуя свободные средства финансового
рынка, увеличивает среднюю рыночную ставку
процента. Это ведет к удорожанию кредита,
снижению инвестиций в частном секторе,
падению чистого экспорта и частично —
к снижению потребительских расходов.
В итоге возникает эффект вытеснения производственных
инвестиций, который значительно ослабляет
стимулирующий эффект фискальной политики.
В-третьих, долговые обязательства государства,
накапливаясь, формируют внутренний и
внешний государственный долг. Его приходится
выплачивать с процентами. Поэтому
правительства прибегают к новым займам;
покрывая старые долги, они делают еще
большие новые (практика рефинансирования
государственного долга). Долговое финансирование
бюджетного дефицита нередко рассматривается
как антиинфляционная альтернатива монетизации
дефицита. Однако долговой способ не устраняет
угрозы роста инфляции. Он только создает
временную отсрочку для этого роста, что
характерно для многих переходных экономик,
в том числе и для российской, тем более,
если учитывать имеющуюся у Центрального
банка РФ возможность скупки государственных
облигаций на вторичном рынке ценных бумаг.
Эффективное управление государственным
долгом должно максимально способствовать
решению задач, определенных финансовой
политикой. Вопросы управления государственным
долгом в настоящее время регулируются
Бюджетным кодексом Российской Федерации,
нормативно-правовыми документами, в частности
актами Банка России и Внешэкономбанка.
Анализ имеющейся законодательной базы
в сфере государственного долга позволяет
сделать вывод, что вопросы правового
регулирования управления государственным
долгом в настоящее время получили недостаточно
полное и четкое юридическое закрепление.
Также существенным недостатком управления
государственным долгом является недостаточная
разработка законодательно установленных
целей государственных заимствований.
В то же время необходимо четко законодательно
определить процедуры и механизмы взаимодействия
и координации соответствующих органов,
их функции и ответственность, а также
механизм обмена информацией между государственными
органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную,
долговую и бюджетную политику. Отдельной
проблемой в сфере государственного долга
является проблема восстановления и защиты
сбережений граждан Российской Федерации.
В то же время в законодательстве не закреплен
порядок перевода гарантированных сбережений
граждан во вкладах в Сбербанке России
и организациях государственного страхования
в целевые долговые обязательства, а также
порядок обслуживания и погашения целевых
долговых обязательств.
Таким образом, законодательная база не
отражает экономические реалии и нуждается
в пересмотре. На основании всего вышесказанного
можно сделать вывод, что действующие
правовые нормы по вопросам управления
государственным долгом нуждаются в существенных
дополнениях в связи с существующими экономическими
и практическими реалиями. В первую очередь
необходимо четко законодательно закрепить
цели государственных заимствований,
разграничить компетенцию, полномочия
и функции органов, осуществляющих управление
государственным долгом. Экономика России
страдает от недостатка инвестиций, отсутствия
возможностей аккумулирования средств.
Между тем эти средства есть как в нашей
стране, так и за рубежом, но они не попадают
в реальный сектор экономики. Острая необходимость
в инвестициях, в обновлении производства
обусловлена тем, что в настоящее время
по самым оптимистическим оценкам, износ
основных производственных фондов по
стране приближается к 70%. Осуществление
новых заимствований способствует образованию
так называемых «пиков» платежей по погашению
и обслуживанию государственного долга.
Указанные недостатки действующей системы
управления долгом в полной мере реализованы
в «пиках» в графике платежей по внешнему
долгу России, приходящихся на 2003, 2005, 2008
гг. Более того, нередко платежи в течение
одного финансового года также концентрируются
в пределах двух-трех месяцев, что существенно
затрудняет процесс управления денежной
наличностью и кассовое исполнение федерального
бюджета. Рассмотрение портфеля проектов
программы государственных внешних заимствований
за последние несколько лет в целом позволяет
сделать вывод о том, что наблюдается значительное
распыление средств по большому числу
несвязанных между собой проектов. Во
многом это явилось следствием того, что
у России нет единой стратегии привлечения
средств. Значительное отставание от первоначально
утвержденных графиков реализации проектов
привело к дополнительным расходам федерального
бюджета по оплате комиссий за обязательства
на неиспользованные суммы займов. В итоге
необходимо отметить, что в настоящее
время инвестиции в первую очередь должны
направляться на развитие производства,
вкладываться в производственные фонды
и другие активы. Поэтому при реализации
стратегии экономического роста Правительством
должны быть созданы условия и механизмы
управления, необходимые для предложения
долгосрочных «дешевых денег» для развития
производства и экономики в целом. Этот
процесс следует проводить в рамках государственного
регулирования кредитно-денежных отношений,
усиления парламентского контроля за
этими процессами путем придания Счетной
палате РФ функций по контролю за эффективностью
реализации кредитно-денежной политики.