Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 05:59, курсовая работа
Целью работы является разработка теоретических аспектов
организации и совершенствования парламентского финансового контроля и определение приоритетных направлений его развития на основе анализа существующих тенденций.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятия парламентского финансового контроля, выделить его цели и задачи, виды, основные методы;
- определить сущность и значение парламентского финансового контроля в современных условиях;
- исследовать критерии эффективности и принципы организации парламентского финансового контроля;
- выявление и научный анализ правовой базы парламентского контроля в Российской Федерации;
- выявить направления совершенствования российской системы государственного финансового контроля.
Введение…………………………………………………………………...........3
Глава1 Теоретические аспекты организации парламентского финансового контроля в Российской федерации………………………....……...................6
Глава 2 Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации……...………………………………………………………………14
Глава 3 Актуальные проблемы совершенствования правового регулирования финансового контроля в Российской Федерации……........19
Заключение……………………………………………..……………………...27
Список использованной литературы……...…………………...……….……30
Особого внимания заслуживает вопрос о контрольных полномочиях Федерального Собрания Российской Федерации. Хотя в круге его статусных функций контрольная не значится наряду с представительной и законодательной, российский парламент все же наделен известным набором таких полномочий российский парламент наделен. Конституция РФ предусматривает создание двух внешних по отношению к исполнительной власти контролирующих органов: Счетной палаты и Уполномоченного по правам человека.
Государственный финансовый контроль - это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:
- ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и материальными ресурсами (капиталами), используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, а также государственными имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый и материальный ущерб государству;
- несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
- недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций (в том числе бюджетных учреждений) и их объединений, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства;
- угроз финансовой безопасности государства.
В
общем и целом цель государственного
финансового контроля обеспечение
соблюдения принципов законности, целесообразности
и эффективности
- управлению (включая стадии планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми и материальными (материальными продуктами человеческой деятельности, природными видами собственности) ресурсами, нематериальными объектами государственной собственности и государственными имущественными правами (там, где такое управление опосредствуется финансовыми, т.е. денежными, отношениями - например, образование финансовых ресурсов в процессе распоряжения материальными и нематериальными объектами, имущественными правами);
- обеспечению их сохранности и приумножения для выполнения функций государства, а также созданию всех условий для этого;
-
обеспечению законности и
-
обеспечению финансовой
Достижение цели государственного финансового контроля обеспечивается реализацией следующих основных задач:
-
контроль за законностью,
-
контроль за законностью и
целесообразностью
-
вскрытие резервов в
-
контроль за сохранностью, правильностью
хранения и обслуживания, за законностью
и правильностью пользования,
целесообразностью (
- контроль за законностью, целесообразностью и эффективностью использования и распоряжения государственными имущественными правами (правами собственности на акции предприятий и т.д.);
-
оценка эффективности
-
контроль за законностью,
-
контроль за состоянием и
-
контроль за выполнением
-
контроль за обеспечением
Весьма важный вопрос теории государственного финансового контроля - параметры его объектов, т.е. нормы их состояния или функционирования. Основные параметры объектов государственного финансового контроля следующие: законность, целесообразность, эффективность, оптимальность организационной структуры.
При этом указанные параметры выступают своеобразными агрегатами многочисленных, но менее важных требований (например, такие параметры, как рациональность, обоснованность, полнота, точность, своевременность и т.д. так или иначе в конечном счете включены в вышеприведенные). Так, при проверке выделения финансовых средств получателям, осуществления денежных переводов и т.д. устанавливается соблюдение и полноты, и точности, и своевременности, и иных моментов, установленных законодательством. В конечном итоге проверка соблюдения законов и других нормативно-правовых актов финансово-хозяйственного характера позволяет поддерживать устойчивость бюджетных процессов и стабильность государственного финансового устройства, вовремя вскрывать отклонения от заданных нормотворческими органами правил и процедур, а также вносить в них необходимую коррекцию (в плане оптимизации их самих).
Целесообразность - категория, охватывающая не только целевое расходование государственных средств и использование приобретенного за счет этих средств имущества, но и соответствие деятельности намеченным целям, программам, приоритетам и т.д.
Также
с точки зрения эффективности
проверяется не только экономное
и оптимальное управление и использование
государственных финансовых средств
и иной собственности, предотвращение
растрат и бесхозяйственности, но
и возможность выполнения различного
рода государственных программ, проведения
различного рода государственных (или
с участием государства) мероприятий с
наименьшими затратами и наибольшим эффектом.
И последнее из основных направлений -
оптимизация организационной структуры
управления государственными финансами
и иной собственностью. Здесь оценивается
и структура аппарата, и численность, и
распределение обязанностей между ответственными
работниками государственных органов
и их взаимодействие, анализируются процедуры,
стиль и методы работы органов исполнительной
власти на предмет способности принимать
адекватные решения финансового характера,
коммуникации, регламенты и структуры
информационных потоков и т.д. Причем эта
область государственного финансового
контроля тесно связана с административным
контролем (в общем виде - контролем исполнения).
Следует отметить, что оптимальность организационной
структуры непосредственно влияет (можно
сказать, является началом) как на целесообразность,
так и на эффективность финансового управления
(впрочем, как и в любой организации), но
в силу своей специфичности эта область
выделена в самостоятельное направление
контроля.
Аналогично
федеральному парламенту в субъектах
Российской Федерации также применяются
основные формы парламентского контроля.
В 69 субъектах федерации к концу 2009 года
созданы органы бюджетно-финансового
контроля, в 8 субъектах действуют Уполномоченные
по правам человека, а еще в 7 приняты законы
об Уполномоченном по правам человека.
Законодательной основой формирования
системы органов государственной власти
субъектов Российской Федерации является
Конституция РФ, Федеральный закон «Об
общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации» определяет основные полномочия
законодательного (представительного)
органа власти субъекта Российской Федерации.
Особое место отводится контрольным полномочиям
региональных парламентов. В частности,
контроль за исполнением бюджета субъекта
Российской Федерации и региональной
собственностью, назначение и освобождение
от должности отдельных должностных лиц,
оформление решения о недоверии высшему
должностному лицу субъекта РФ, контроль
за соблюдением и исполнением законов
субъекта Российской Федерации, парламентские
расследования, депутатские запросы.
В функциональном плане существуют два варианта парламентского контроля, которые:
- осуществляется в бюджетно-финансовой сфере;
- осуществляется, кроме бюджетно-финансовой сферы, еще и в сфере исполнения законодательства.
Существует взаимодействие между Счетной палатой РФ и контрольными органами субъектов РФ. В России, согласно Конституции РФ, Конституциям (Уставам) субъектов РФ, региональные органы парламентского контроля не подотчетны Счетной палате РФ. На сегодня существует форма взаимодействия
- соглашение о сотрудничестве.
Задачей, которую ставят перед контрольными органами субъектов РФ региональные законодательные акты, является координация деятельности всей системы контроля в регионе, а также взаимодействие с правоохранительными органами.
В
последнее время осознается тот
факт, что муниципальная власть является
одной из составных частей всей государственной
власти в стране. На сегодня существует
проблема взаимодействия между органами
государственной власти субъекта РФ и
органами местного самоуправления. Одним
из путей решения этой проблемы является
заключение соглашений между представительным
органом местного самоуправления и контрольным
органом субъекта РФ о взаимодействии
и сотрудничестве в вопросах контроля
на территории муниципального образования.
Накопленный
в различных регионах опыт может
быть использован для