Системы финансовых органов и их правовое положение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является охарактеризовать правовое положение финансовых органов Российской Федерации, определить их полномочия и компетенцию.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
-показать правовое положение финансовых органов общей компетенции;
-показать правовое положение финансовых органов специальной компетенции.

Содержание

Введение.........................................................................................................................3
Глава 1 Финансовые органы общей компетенции.....................................................4
1.1 Полномочия Президента РФ в области финансов................................................4
1.2 Полномочия Федерального Собрания РФ в области финансов..........................6
1.3 Полномочия Правительства РФ в области финансов..........................................7
Глава 2 Финансовые органы специальной компетенции........................................10
2.1 Министерство финансов РФ................................................................................10
2.2 Центральный банк РФ..........................................................................................14
2.3 Федеральное казначейство...................................................................................17
2.4 Счётная палата РФ................................................................................................20
2.5 Федеральная служба по налогам и сборам.........................................................23
Заключение..................................................................................................................26
Список используемой литературы............................................................................27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!.docx

— 39.81 Кб (Скачать)

-разработка единой методологии  составления бюджетов всех уровней  и отчетов об их исполнении;

-осуществление в пределах своей  компетенции государственного финансового  контроля;

-обеспечение методологического  руководства бухгалтерским учетом  и отчетностью (кроме бухгалтерского  учета и отчетности в Центральном  банке Российской Федерации и  кредитных организациях), а также  в соответствии с законодательством  Российской Федерации аудитом  в Российской Федерации (кроме  аудита в банковской системе).

Функции Министерства финансов РФ соответствуют  его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим  областям:

  • государственные финансы в целом - участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
  • государственный бюджет - организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;
  • внебюджетные государственные федеральные фонды -- подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;
  • страхование -- участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
  • денежное обращение -- разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;
  • государственный кредит -- выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
  • финансовый рынок -- разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;
  • валютно-финансовые отношения -- подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;
  • финансовый контроль -- контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита;
  • организация учета и отчетности -- анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.
  • Для выполнения своих задач и функций Министерство финансов РФ имеет необходимые права, в том числе:
  • вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля - получать от государственных органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также предприятий, учреждений, организаций, банков, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, необходимые материалы, документы, бухгалтерские балансы, отчеты, справки и т.д., проводить документальные ревизии и проверки, давать обязательные к применению указания по устранению выявленных нарушений;
  • по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка - ограничивать, а при необходимости приостанавливать финансирование предприятий, учреждений и организаций, взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере учетной ставки Центрального банка Российской Федерации; запрещать, либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами при нарушении законодательства;
  • по регулированию соотношения доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в процессе их исполнения и поступлений налогов в федеральный бюджет - заключать от имени Правительства РФ соглашения с Центральным банком Российской Федерации о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
  • выдавать при необходимости ссуды из федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам субъектов Федерации с погашением этих ссуд в пределах бюджетного года, предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет с уведомлением Министерства РФ по налогам и сборам.

2.2 Центральный банк РФ 

Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации  и Федеральным законом "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора.

Основными целями деятельности Банка России являются (ст. 3 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года, (в ред. от 26.04.2007 N 63-ФЗ)):

  • -защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • -развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • -обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
  • Основными задачами ЦБ РФ являются:
  • -регулирование денежного обращения;
  • -проведение единой денежно - кредитной политики;
  • -защита интересов вкладчиков, банков;
  • -надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений;
  • -осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Банк России выполняет следующие  функции (ст. 4 ФЗ «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России), Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года, (в ред. от 26.04.2007 N 63-ФЗ)):

1) во взаимодействии с Правительством  РФ разрабатывает и проводит  единую государственную денежно-кредитную  политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию  наличных денег и организует  наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций,  организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления  расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения  банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации,  если иное не установлено федеральными  законами, посредством проведения  расчетов по поручению уполномоченных  органов исполнительной власти  и государственных внебюджетных  фондов, на которые возлагаются  организация исполнения и исполнение  бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление  золотовалютными резервами Банка  России;

8) принимает решение о государственной  регистрации кредитных организаций,  выдает кредитным организациям  лицензии на осуществление банковских  операций, приостанавливает их действие  и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций и банковских  групп;

10) регистрирует эмиссию ценных  бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными  законами;

11) осуществляет самостоятельно  или по поручению Правительства  РФ все виды банковских операций  и иных сделок, необходимых для  выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет  валютное регулирование и валютный  контроль в соответствии с  законодательством РФ;

13) определяет порядок осуществления  расчетов с международными организациями,  иностранными государствами, а  также с юридическими и физическими  лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского  учета и отчетности для банковской  системы РФ;

15) устанавливает и публикует  официальные курсы иностранных  валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке  прогноза платежного баланса  РФ, организует составление платежного  баланса РФ;

17) устанавливает порядок и условия  осуществления валютными биржами  деятельности по организации  проведения операций по покупке  и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление  и отзыв разрешений валютным  биржам на организацию проведения  операций по покупке и продаже  иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование  состояния экономики РФ в целом  и по регионам, прежде всего  денежно-кредитных, валютно-финансовых  и ценовых отношений, публикует  соответствующие материалы и  статистические данные;

19) осуществляет иные функции  в соответствии с федеральными  законами.

2.3 Федеральное казначейство

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РФ - единая централизованная система Министерства финансов РФ, созданная в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономичным использованием государственных средств.

Федеральное казначейство РФ руководствуется  Конституцией РФ и законами РФ, указами  и распоряжениями Президента РФ, постановлениями  и распоряжениями Правительства  РФ, Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным Правительством РФ, а  также приказами и распоряжениями министра финансов РФ.

Главные задачи Федерального казначейства РФ:

  • -организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ;
  • -управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;
  • -регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовым исполнением этих фондов;
  • -контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.

В обязанности Федерального казначейства РФ входят:

  • -краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;
  • -оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов.

На Федеральном казначействе РФ возлагаются также сбор, обработка  и анализ информации о состоянии  государственных финансов; представление  высшим органам государственной  власти и управления РФ отчетности об исполнении федерального бюджета, деятельности федеральных (внебюджетных) фондов, о  состоянии бюджетной системы  РФ. Одна из основных функций Федеральное  казначейство РФ - управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и  внешнего долга РФ. Федеральное казначейство РФ разрабатывает методологические и инструктивные материалы, порядок  ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательный для органов государственной  власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляет подготовку проекта бюджетной классификации, ведет операции по учету государственной  казны РФ.

Правовое положение органов  федерального казначейства установлено  следующими нормативными актами:

1. "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят  ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 20.04.2007)

2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2006) "О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ  И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ" (принят  ГД ФС РФ 21.11.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2007)

Кроме того, существует целый ряд  нормативной литературы: Письма Министерства финансов РФ и Центрального банка  РФ, Письма, инструкции и т. п.

 

 

2.4 Счётная палата РФ

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему.

К основным задачам Счётной  палаты РФ относятся:

  • -контроль за своевременным и полным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • -проверка эффективности и целесообразности, а также целевого характера расходования государственных средств и федеральной собственности;
  • -финансовая экспертиза законопроектов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
  • -оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Кроме того, на Счётную палату РФ возложены  подготовка предложений по совершенствованию  бюджетного процесса и регулярное представление  Федеральному Собранию РФ информации о ходе выполнения федерального бюджета  и результатах проводимых контрольных  мероприятий. Свою деятельность Счётная  палата РФ обязана осуществлять, руководствуясь принципами законности, объективности, независимости и гласности. Работу Счётной палаты РФ возглавляет Коллегия Счётной палаты РФ, формируемая обеими палатами Федерального Собрания. В  ее состав входят: председатель Сетной палаты РФ, заместитель председателя и 12 аудиторов Счётной палаты РФ. Председатель палаты и половина ее аудиторов назначаются Государственной  Думой Федерального Собрания; заместитель  председателя и др. половина аудиторов - Советом Федерации Федерального Собрания. Председатель, его заместитель и аудиторы Счётной палаты РФ назначаются сроком на 6 лет. Аудиторы Счётной палаты РФ в соответствии с законом самостоятельно, в пределах своей компетенции, решают вопросы организации деятельности по возглавляемым ими направлениям и несут ответственность за ее результаты. Председатель, его заместитель и аудиторы Счётной палаты РФ обладают гарантиями профессиональной независимости. Основа аппарата Счётной палаты РФ - его инспекторы, непосредственно осуществляющие контрольные мероприятия. Счётная палата РФ самостоятельно подготавливает и утверждает годовые и текущие планы работы и программы, которые должны быть сформированы так, чтобы обеспечить всесторонний системный контроль за исполнением федерального бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности С.п. РФ. Планы работы утверждаются Коллегией Счётной палаты РФ. При этом законодательство предусматривает обязательность включения в планы и программы поручений Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ, обращений не менее 1/5 общего числа депутатов (членов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Запросы Президента РФ, комитетов и комиссий палат, депутатов Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Федерации подлежат обязательному рассмотрению при формировании планов и программ ее работы. Контрольные полномочия Счётной палаты РФ распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды. Осуществлять контрольные проверки органов местного самоуправления, предприятий, организаций, банков, страховых компаний, их союзов, ассоциаций и объединений независимо от видов и форм собственности, а также обществ, объединений и негосударственные некоммерческие организаций Счётная палата РФ имеет право лишь в случаях, если те получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную (государственную) собственность либо управляют ею, имеют предоставленные федеральными органами или федеральным законодательством налоговые, таможенные или иные льготы и преимущества. По результатам проведённых контрольных мероприятий Сетная палата РФ имеет право принять несколько решений.

Информация о работе Системы финансовых органов и их правовое положение