-разработка единой методологии
составления бюджетов всех уровней
и отчетов об их исполнении;
-осуществление в пределах своей
компетенции государственного финансового
контроля;
-обеспечение методологического
руководства бухгалтерским учетом
и отчетностью (кроме бухгалтерского
учета и отчетности в Центральном
банке Российской Федерации и
кредитных организациях), а также
в соответствии с законодательством
Российской Федерации аудитом
в Российской Федерации (кроме
аудита в банковской системе).
Функции Министерства финансов РФ соответствуют
его положению как федерального
органа по управлению финансами страны.
Они относятся к следующим
областям:
- государственные финансы в целом - участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
- государственный бюджет - организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;
- внебюджетные государственные федеральные фонды -- подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;
- страхование -- участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
- денежное обращение -- разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;
- государственный кредит -- выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
- финансовый рынок -- разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;
- валютно-финансовые отношения -- подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;
- финансовый контроль -- контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита;
- организация учета и отчетности -- анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.
- Для выполнения своих задач и функций Министерство финансов РФ имеет необходимые права, в том числе:
- вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля - получать от государственных органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также предприятий, учреждений, организаций, банков, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, необходимые материалы, документы, бухгалтерские балансы, отчеты, справки и т.д., проводить документальные ревизии и проверки, давать обязательные к применению указания по устранению выявленных нарушений;
- по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка - ограничивать, а при необходимости приостанавливать финансирование предприятий, учреждений и организаций, взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере учетной ставки Центрального банка Российской Федерации; запрещать, либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами при нарушении законодательства;
- по регулированию соотношения доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в процессе их исполнения и поступлений налогов в федеральный бюджет - заключать от имени Правительства РФ соглашения с Центральным банком Российской Федерации о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
- выдавать при необходимости ссуды из федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам субъектов Федерации с погашением этих ссуд в пределах бюджетного года, предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет с уведомлением Министерства РФ по налогам и сборам.
2.2 Центральный банк РФ
Задачи и функции Банка России
определены Конституцией Российской Федерации
и Федеральным законом "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)". Основная цель деятельности
Банка России - защита и обеспечение стабильности
рубля. При этом Банк России выступает
как единственный эмиссионный центр, а
также как орган банковского регулирования
и надзора.
Основными целями деятельности Банка России являются
(ст. 3 ФЗ «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России), Принят Государственной
Думой 27 июня 2002 года, (в ред. от 26.04.2007 N
63-ФЗ)):
- -защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- -развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- -обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
- Основными задачами ЦБ РФ являются:
- -регулирование денежного обращения;
- -проведение единой денежно - кредитной политики;
- -защита интересов вкладчиков, банков;
- -надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений;
- -осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Банк России выполняет следующие
функции (ст. 4 ФЗ «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России),
Принят Государственной Думой 27 июня
2002 года, (в ред. от 26.04.2007 N 63-ФЗ)):
1) во взаимодействии с Правительством
РФ разрабатывает и проводит
единую государственную денежно-кредитную
политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию
наличных денег и организует
наличное денежное обращение;
3) является кредитором последней
инстанции для кредитных организаций,
организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления
расчетов в РФ;
5) устанавливает правила проведения
банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов
бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации,
если иное не установлено федеральными
законами, посредством проведения
расчетов по поручению уполномоченных
органов исполнительной власти
и государственных внебюджетных
фондов, на которые возлагаются
организация исполнения и исполнение
бюджетов;
7) осуществляет эффективное управление
золотовалютными резервами Банка
России;
8) принимает решение о государственной
регистрации кредитных организаций,
выдает кредитным организациям
лицензии на осуществление банковских
операций, приостанавливает их действие
и отзывает их;
9) осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций и банковских
групп;
10) регистрирует эмиссию ценных
бумаг кредитными организациями
в соответствии с федеральными
законами;
11) осуществляет самостоятельно
или по поручению Правительства
РФ все виды банковских операций
и иных сделок, необходимых для
выполнения функций Банка России;
12) организует и осуществляет
валютное регулирование и валютный
контроль в соответствии с
законодательством РФ;
13) определяет порядок осуществления
расчетов с международными организациями,
иностранными государствами, а
также с юридическими и физическими
лицами;
14) устанавливает правила бухгалтерского
учета и отчетности для банковской
системы РФ;
15) устанавливает и публикует
официальные курсы иностранных
валют по отношению к рублю;
16) принимает участие в разработке
прогноза платежного баланса
РФ, организует составление платежного
баланса РФ;
17) устанавливает порядок и условия
осуществления валютными биржами
деятельности по организации
проведения операций по покупке
и продаже иностранной валюты,
осуществляет выдачу, приостановление
и отзыв разрешений валютным
биржам на организацию проведения
операций по покупке и продаже
иностранной валюты;
18) проводит анализ и прогнозирование
состояния экономики РФ в целом
и по регионам, прежде всего
денежно-кредитных, валютно-финансовых
и ценовых отношений, публикует
соответствующие материалы и
статистические данные;
19) осуществляет иные функции
в соответствии с федеральными
законами.
2.3 Федеральное казначейство
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
РФ - единая централизованная система Министерства
финансов РФ, созданная в целях проведения
государственной бюджетной политики,
эффективного управления доходами и расходами
федерального бюджета, повышения оперативности
в финансировании государственных программ,
усиления контроля за поступлением, целевым
и экономичным использованием государственных
средств.
Федеральное казначейство РФ руководствуется
Конституцией РФ и законами РФ, указами
и распоряжениями Президента РФ, постановлениями
и распоряжениями Правительства
РФ, Положением о Федеральном казначействе
РФ, утвержденным Правительством РФ, а
также приказами и распоряжениями
министра финансов РФ.
Главные задачи Федерального
казначейства РФ:
- -организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ;
- -управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;
- -регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовым исполнением этих фондов;
- -контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.
В обязанности Федерального
казначейства РФ входят:
- -краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;
- -оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов.
На Федеральном казначействе РФ
возлагаются также сбор, обработка
и анализ информации о состоянии
государственных финансов; представление
высшим органам государственной
власти и управления РФ отчетности
об исполнении федерального бюджета, деятельности
федеральных (внебюджетных) фондов, о
состоянии бюджетной системы
РФ. Одна из основных функций Федеральное
казначейство РФ - управление и обслуживание
совместно с Центральным банком
РФ государственного внутреннего и
внешнего долга РФ. Федеральное казначейство
РФ разрабатывает методологические
и инструктивные материалы, порядок
ведения учетных операций по вопросам,
относящимся к компетенции Казначейства,
обязательный для органов государственной
власти и управления, предприятий, учреждений
и организаций, осуществляет подготовку
проекта бюджетной классификации,
ведет операции по учету государственной
казны РФ.
Правовое положение органов
федерального казначейства установлено
следующими нормативными актами:
1. "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят
ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 20.04.2007)
2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 30.12.2006) "О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ" (принят
ГД ФС РФ 21.11.2003) (с изм. и доп.,
вступающими в силу с 01.01.2007)
Кроме того, существует целый ряд
нормативной литературы: Письма Министерства
финансов РФ и Центрального банка
РФ, Письма, инструкции и т. п.
2.4 Счётная палата РФ
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ - постоянно действующий орган государственного
финансового контроля, образуемый Федеральным
Собранием РФ и подотчетный ему.
К основным задачам Счётной
палаты РФ относятся:
- -контроль за своевременным и полным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- -проверка эффективности и целесообразности, а также целевого характера расходования государственных средств и федеральной собственности;
- -финансовая экспертиза законопроектов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
- -оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Кроме того, на Счётную палату РФ возложены
подготовка предложений по совершенствованию
бюджетного процесса и регулярное представление
Федеральному Собранию РФ информации
о ходе выполнения федерального бюджета
и результатах проводимых контрольных
мероприятий. Свою деятельность Счётная
палата РФ обязана осуществлять, руководствуясь
принципами законности, объективности,
независимости и гласности. Работу
Счётной палаты РФ возглавляет Коллегия
Счётной палаты РФ, формируемая обеими
палатами Федерального Собрания. В
ее состав входят: председатель Сетной
палаты РФ, заместитель председателя
и 12 аудиторов Счётной палаты РФ.
Председатель палаты и половина ее
аудиторов назначаются Государственной
Думой Федерального Собрания; заместитель
председателя и др. половина аудиторов
- Советом Федерации Федерального
Собрания. Председатель, его заместитель
и аудиторы Счётной палаты РФ назначаются
сроком на 6 лет. Аудиторы Счётной палаты
РФ в соответствии с законом самостоятельно,
в пределах своей компетенции, решают
вопросы организации деятельности по
возглавляемым ими направлениям и несут
ответственность за ее результаты. Председатель,
его заместитель и аудиторы Счётной палаты
РФ обладают гарантиями профессиональной
независимости. Основа аппарата Счётной
палаты РФ - его инспекторы, непосредственно
осуществляющие контрольные мероприятия.
Счётная палата РФ самостоятельно подготавливает
и утверждает годовые и текущие планы
работы и программы, которые должны быть
сформированы так, чтобы обеспечить всесторонний
системный контроль за исполнением федерального
бюджета с учетом всех видов и направлений
деятельности С.п. РФ. Планы работы утверждаются
Коллегией Счётной палаты РФ. При этом
законодательство предусматривает обязательность
включения в планы и программы поручений
Совета Федерации РФ и Государственной
Думы РФ, обращений не менее 1/5 общего числа
депутатов (членов) Совета Федерации или
депутатов Государственной Думы. Запросы
Президента РФ, комитетов и комиссий палат,
депутатов Федерального Собрания РФ, Правительства
РФ, органов государственной власти субъектов
Федерации подлежат обязательному рассмотрению
при формировании планов и программ ее
работы. Контрольные полномочия Счётной
палаты РФ распространяются на все государственные
органы и учреждения в РФ, на федеральные
внебюджетные фонды. Осуществлять контрольные
проверки органов местного самоуправления,
предприятий, организаций, банков, страховых
компаний, их союзов, ассоциаций и объединений
независимо от видов и форм собственности,
а также обществ, объединений и негосударственные
некоммерческие организаций Счётная палата
РФ имеет право лишь в случаях, если те
получают, перечисляют, используют средства
из федерального бюджета или используют
федеральную (государственную) собственность
либо управляют ею, имеют предоставленные
федеральными органами или федеральным
законодательством налоговые, таможенные
или иные льготы и преимущества. По результатам
проведённых контрольных мероприятий
Сетная палата РФ имеет право принять
несколько решений.