Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:51, лекция
Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной им компетенции. Разделение всех органов, осуществляющих так или иначе финансовую деятельность проводится по двум критериям: их компетенция (общая или специальная) и ветви власти, в системе которых они функционируют.
Система органов государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность
Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной им компетенции. Разделение всех органов, осуществляющих так или иначе финансовую деятельность проводится по двум критериям: их компетенция (общая или специальная) и ветви власти, в системе которых они функционируют.
К органам общей компетенции относятся те органы государственной власти, которые осуществляют общие функции и полномочия, затрагивающие все направления жизнедеятельности общества. Это, прежде всего, Федеральное Собрание РФ, в котором находятся две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации.
Так, в соответствии с Конституцией РФ, Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам:
Государственная Дума:
Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Федеральные законы подписывает и обнародует Президент Российской Федерации.
Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определены Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 31 декабря 1997 г.). В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и т.д.
К органам специальной компетенции относятся Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ, Министерство торговли и экономического развития, Федеральное казначейство РФ, Центральный банк РФ (Банк России), который занимает особое место среди названных органов и др.
Федеральный закон от 11 января 1995 г. "О Счетной палате Российской Федерации" устанавливает статус Счетной палаты РФ. Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.
В соответствии со ст. 2 данного Закона задачами Счетной палаты являются:
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г., утвердившем Положение о Министерстве финансов Российской Федерации Министерство финансов РФ (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 "О Федеральном казначействе" устанавливает, что Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
В соответствии с Положением
о Федеральной службе по финансовому
мониторингу, утв. постановлением Правительства
РФ от 23 июня 2004 г. № 307. Федеральная
служба по финансовому мониторингу
является федеральным органом
Положением о Федеральной службе страхового надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330) устанавливается, что Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
Также, в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
В Положении о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506) указано, что Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
ФНС является уполномоченным
федеральным органом
ФНС и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Положение о
Министерстве регионального развития
РФ, утвержденное постановление Правительства РФ от 26 января 2005 г. № 40
устанавливает, что Министерство регионального
развития РФ является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере социально-экономического развития
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований, в том числе районов Крайнего
Севера и Арктики, административно-
Центральный Банк
как орган специальной
Центральный банк РФ (Банк России), действует в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)". Центральный банк РФ (Банк России) - юридическое лицо, одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделено властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Уставный капитал и иное имущество Банка России - федеральная собственность. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии
с целями и в порядке, которые
установлены настоящим
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, земельных отношений и территориального зонирования, экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, формирования государственного оборонного заказа, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Информация о работе Система органов государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность