Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:44, контрольная работа
Нормы финансового права, регулируя отношения в области финансовой деятельности государства и обладая своеобразными особенностями, несомненно, образуют самостоятельную отрасль права - финансовое право.
C помощью норм финансового права государство направляет потоки денежных средств в нужном для него направлении, где они аккумулируются и расходуются и, таким образом, стимулируется развитие той или иной деятельности государства, как в экономической, так и социально-культурной области.
Рецензия 2
Введение 4
Система финансового права 6
Источники финансового права 9
Понятие финансово-правовой нормы, ее структура. Особенности и виды финансово-правовых норм 10
Заключение 13
Список используемой литературы 14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
в г. Великом Новгороде
Заочное отделение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Финансовое право»
на тему: «Система финансового права»
Работу выполнила:
студентка 3-го курса
заочного отделения
группы З.09.4ф
Лукьянова Э.Ю.
Проверил:
Калужин А.В.
г. Великий Новгород
2012 г.
Рецензия
Введение
Система финансового права
Источники финансового права
Понятие финансово-правовой нормы, ее структура. Особенности и виды финансово-правовых норм
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.
Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных соответствующими полномочиями. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды.
Финансово-правовому регулированию свойственны и другие методы: рекомендации, согласование.
Финансовое право взаимодействует c другими отраслями права. Так, отношения чисто рыночные, отношения равноправных субъектов по поводу денежных средств, отношения внутренних финансов предприятии, в сфере внутренней деятельности банков, органов страхования, отношения товарно-денежные регулируются соответственно нормами гражданского и хозяйственного права.
Финансово-правовой аспект регулирования части этих отношений определяется следующими обстоятельствами:
а) они выполняют функцию мобилизации денежных средств;
б) на основе нормативных актов эти средства направляются на выполнение задач и функций государства;
в) они определяют условия возникновения всех указанных денежных отношений, их изменения и прекращения;
г) они определяют функции органов государства, особенно в кредитно-расчетной сфере, по обеспечению повседневного финансового контроля - контроля рублем за всей деятельностью государства.
Таким образом, можно сделать однозначный вывод o том, что нормы финансового права, регулируя отношения в области финансовой деятельности государства и обладая своеобразными особенностями, несомненно, образуют самостоятельную отрасль права - финансовое право.
Система финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты. Институты - это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Они существуют объективно. Порядок их расположения и изучения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен самой системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.
Поскольку финансово-правовые нормы это установления государства, то все финансовое право состоит из двух частей - Общей и Особенной.
K Общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства. Систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, a также правовое положение всех субъектов участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы, лежащие в основе зарубежных институтов финансового права.
Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты - т.е. правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. Например, «правовое регулирование государственных доходов» - налоги с юридических и физических лиц.
В Особенной части сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
а) государственной бюджетной системы;
б) внебюджетных государственных и муниципальных фондов;
в) финансов государственных предприятий;
г) государственных доходов;
д) государственного кредита;
е) государственного страхования;
ж) государственных расходов;
з) банковского кредитования;
и) денежного обращения и расчетов;
к) валютного регулирования.
Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном научно обоснованном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Так, основным институтом финансового права, несомненно, является институт бюджетного права, так как в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (см. ст. 6 БК РФ). K централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.
Бюджет - это доходы и расходы государства, поэтому естественно, что следующим институтом финансового права будет институт государственных доходов, где основными нормами будут нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве в отношении как юридических, так и физических лиц.
K доходам государства относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств и нормы в области государственного кредита и страхования.
Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и собранные деньги правильно направить и израсходовать. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт расходов в государстве. Сюда относятся бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует, наверное, говорить o банковском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются в государстве, a затем уже расходуются. Таким образом, банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве.
Поскольку финансовая деятельность - это деятельность, основывающаяся на деньгах и денежном обращении, то в систему финансового права входит институт - деньги и денежное обращение, a также валютное законодательство.
Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.
Таким образом, в системе финансового права нашла отражение объективно существующая финансовая система государства. Единство финансовой системы выражается в общем построении системы финансового права, где в Общей части закрепляются основы понятий финансовой деятельности государства, понятий и особенностей финансово-правовых норм, финансово-правовых отношений и финансово-правовых институтов, рассматривается финансовый контроль и дается сравнительная характеристика основных финансово-правовых институтов других государств.
B Особенной части финансового права логически последовательно располагаются и характеризуются финансово-правовые институты таким образом, что это является базой для изучения финансового права и финансовой деятельности государства как деятельности публичной власти в государстве.
Источники финансового права - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Главный источник - Конституция РФ, конституции субъектов РФ - закреплены основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по ее направлениям.
Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления. В совокупности все эти акты являются финансовым законодательством.
Основой всех источников финансового права является Конституция РФ, конституционные акты субъектов Федерации. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и являются базой для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства.
В настоящее время приняты Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс. Это, несомненно, основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства.
Финансовая деятельность государства регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области этой деятельности. Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами, но не только законы являются источниками финансового права.
Большое значение в финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ, нормативные правовые акты глав субъектов Федерации и местного самоуправления. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на какие-то изменения в общественной жизни, в частности, в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т.д.
Нормы финансового права содержатся и в подзаконных актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства. Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства занимают и такие подзаконные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, налоговой инспекции, таможни и даже письма и телеграммы Центрального банка РФ. Это также подзаконные акты, содержащие нормы финансового права, подлежащие безусловному исполнению. Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке.
Финансово-правовые нормы - это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права.
Содержание финансово-правовых норм - это правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.
Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.
Содержание обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений (вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет).
Обязывающие нормы - обязывают совершить определенные действия - уплатить платежи.
Устанавливающие нормы - устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных действий в предусмотренных рамках.
В зависимости от своего содержания могут быть материальными или процессуальными.