Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:05, шпаргалка
Финансовая деятельность государства, ее понятие и роль
Предмет и понятие финансового права
Система и источники финансового права
Понятие и виды финансово-правовых норм
Финансовые правоотношения, их особенности и виды
Субъекты финансового права
Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
Понятие и значение финансового контроля
Виды и органы финансового контроля
Методы финансового контроля
Понятие и социально-экономическая роль государственного и местного бюджета
Бюджетное устройство в Российской Федерации
Понятие и общая характеристика бюджетных прав
Понятие и принципы бюджетного процесса
Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
Контроль за исполнением бюджетов. Отчет об исполнении бюджетов
Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и местных фондов
Правовой режим целевых бюджетных фондов
Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов
Правовой режим целевых фондов Правительства РФ
Выручка и прибыль предприятия
Правовой режим определения себестоимости продукции (работ, услуг)
Кредиты амортизационные отчисления и прочие поступления
Налоги, их понятие и роль
Налоговая система Российской Федерации. Порядок установления налоговых платежей
Налоговое право Российской Федерации, его источники
Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
Налоги с юридических лиц. Общая характеристика
Налог на добавленную стоимость и акцизы
Налог на прибыль и подоходный налог с предприятий
Налоги с физических лиц. Общие положения
Подоходный налог с физических лиц
Налог на имущество физических лиц
Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Общие положения
Земельный налог
Иные общие для юридических и физических лиц налоги
Местные налоги и сборы. Особенности местных налогов и сборов
Понятие и система неналоговых доходов государства
Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды
Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг
Формы государственного внутреннего долга
Понятие и организация страхования
Виды страхования. Обязательное страхование
Понятие и система государственных расходов
Понятие и принципы финансирования
Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений
Понятие, принципы и виды банковского кредита
Понятие денежной системы
Правовые основы денежной системы Российской Федерации
Правовые основы обращения наличных денег
Правовые основы безналичного денежного обращения
Понятие валюты и валютных ценностей
Понятие и содержание валютного регулирования
Валютный контроль
С правовой
точки зрения государственный кредит
— это урегулированные
В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.
Правовые
основы государственного
кредита в Российской Федерации закреплены
в различных нормативных актах, основным
среди которых является Закон Российской
Федерации “О государственном внутреннем
долге Российской Федерации”. Этот Закон
впервые был принят 13 ноября 1992 г.
41. Формы государственного внутреннего долга
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих трех формах, закрепленных в ст. 2 Закона РФ “О Государственном внутреннем долге РФ”:
1) в форме кредитов, получаемых государством в лице Правительства Российской Федерации; 2) в форме государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; 3) долговые обязательства в других формах, гарантированные Правительством Российской Федерации.
Использование такой формы государственных долговых обязательств, как кредиты Правительства Российской Федерации, обусловлено недостаточностью бюджетных средств.
Государственные займы — вторая основная форма государственного долга, названная в Законе “О государственном внутреннем долге”. Государственные займы представляют собой кредитные отношения между государством (как правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг. Порядок выпуска государственных займов Российской Федерации, как установлено в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе федерального закона. Принцип добровольности размещения государственных займов закреплен в Основном Законе России (п. 4 ст. 75 КРФ).
В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие.
В результате
всех государственных кредитных
операций РФ формируется государственный
внутренний долг РФ, в состав которого
включаются все задолженности прошлых
лет и вновь возникающие задолженности.
42. Понятие и организация страхования
Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.
Социальное страхование подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй — поощряется.
Вторая форма страхования — собственно страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями.
Страхование определяется как “обеспечение от возможного ущерба путем периодических взносов специальному учреждению, которое выплачивает денежное возмещение в случае такого ущерба”.
В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.
С материальной точки зрения в ходе страхования создаются денежные (материальные) фонды специализированных учреждений — страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных событий.
Основой
организации и правового
Характерными чертами страхования являются: 1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений. При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая (определенного события, с которым связано возмещение потерь страхователю), ни размер причиненных убытков. 2. Возвратность средств. Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат конкретному страхователю при данной форме страхования (в отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора, например от размера страховых платежей, срока договора и т.д. Возврат средств, согласно среднестатистическим данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти — десяти лет после их внесения. 3. Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений. Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. 4. Целевое использование создаваемого фонда.
Предупредительная
функция страхования заключается
в том, что страховые компании вправе использовать
временно свободные средства страхователей
на проведение широкой системы профилактических
мероприятий, направленных на предупреждение
наступления возможных убытков страхователей.
Восстановительная (защитная)
функция страхования проявляется в
том, что в случае наступления страхового
случая и выплаты определенной, обусловленной
договором денежной суммы происходит
полное или частичное погашение (восстановление)
потерь, понесенных юридическими или физическими
лицами. Страхование может выполнять и
сберегательную функцию. Это происходит
тогда, когда оно используется как средство
обеспечения защиты не только личных и
имущественных потерь, но и самих денежных
средств, вложенных в качестве страховых
платежей. Контрольная
функция как основная функция финансов
присуща и страхованию. Она проявляется
в том, что страховые платежи аккумулируются
в страховой фонд на строго определенные
цели, используются в строго определенных
случаях и строго определенным кругом
субъектов.
43. Виды страхования. Обязательное страхование
Страхование (в собственном смысле) в зависимости от объекта" страхования подразделяется на две основные отрасли — имущественное страхование и личное страхование.
Объектом имущественного страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Объектом личного страхования выступают личные блага гражданина, связанные с его жизнью, здоровьем, трудоспособностью. При личном страховании объектом страхования могут быть как имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем и проч. самого страхователя, так и интересы, связанные с жизнью, здоровьем и проч. застрахованного лица, т.е. лица, в пользу которого страховщик заключает со страхователем договор.
Закон о страховании предусматривает две формы страхования: добровольную и обязательную. Первая осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Общие условия и порядок проведения добровольного страхования устанавливаются на основе законодательства каждым страховщиком самостоятельно в Правилах добровольного страхования. Конкретные же условия страхования устанавливаются при заключении отдельно взятого договора страхования.
Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона Оно может выступать в виде: обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета, и обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей.
Виды,
условия и порядок проведения
обязательного Страхования определяются
соответствующими нормативными финансово-правовыми
актами.
Правительству РФ поручено разработать проект Закона “Об основах проведения обязательного страхования в Российской Федерации”, где будет определено его понятие, а также общие (в том числе — и обязательного государственного страхования) цели, задачи, принципы и условия проведения страхования в этой форме.
При разработке проектов законов по вопросам обязательного страхования в соответствии с основными направлениями государственной политики в этой сфере должны обеспечиваться: а) первоочередное правовое урегулирование видов обязательного страхования, направленных на защиту гарантированных Конституцией РФ прав и свобод гражданина; б) подтверждение проведения в Российской Федерации основных видов обязательного личного и имущественного страхования; в) сохранение, а при необходимости — увеличение установленных страховых сумм по видам обязательного личного страхования; г) единство основных положений порядка и условий проведения обязательного страхования в Российской Федерации".
Так,
характерными чертами
страховых правоотношений
по обязательному страхованию, как
и финансовых правоотношений, являются:
во-первых, установление государством
видов, порядка и условий обязательного
страхования, осуществляемого за счет
средств самих страхователей, наличие
государственного контроля (надзора) в
этой сфере либо непосредственное участие
государства (уполномоченного им органа)
в качестве обязательного субъекта отношений
по обязательному государственному страхованию;
во-вторых, применение при регулировании
возникновения, изменения и прекращения
этих правоотношений методом государственно-властных
велений.
44. Понятие и система государственных расходов
Обеспечивая выполнение своих задач и функций, государство распределяет и использует финансовые ресурсы.
Затраты государства, выражающие урегулированные правовыми нормами экономические отношения, складывающиеся при распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и обеспечивающие его бесперебойное функционирование, являются государственными расходами.
Экономическая роль государства проявляется в том, что оно оказывает финансовую поддержку отраслям народного хозяйства, финансирует социально-культурные мероприятия и науку, национальную оборону, правоохранительную деятельность, судебную систему, систему государственных органов управления, которые практически воплощают его функции. Совокупность всех видов расходов государства составляет систему его расходов.
Поскольку
расходы государства
Все субъекты Российской Федерации наделены правом покрытия затрат, связанных с их функционированием, за счет своих бюджетов. Первым участником правоотношений, связанных с покрытием расходов бюджетными средствами, является представляющий интересы государства, отпускающего бюджетные средства, финансовый орган, который составляет роспись расходов бюджета в соответствии с их поквартальным распределением, открывает кредиты, имеет права отзыва их и осуществляет постоянный контроль за использованием бюджетных ассигнований.
Участником правоотношений при бюджетном финансировании является также кредитное учреждение, в котором открыт расчетный, текущий (бюджетный) счет государственной организации, получающей бюджетные ассигнования.
Третьим
участником правоотношений при бюджетном
финансировании выступает
распорядитель бюджетных
кредитов — руководитель учреждения,
предприятия, организации, которому предоставлено
право распоряжаться отпускаемыми для
него бюджетными ассигнованиями, переводить
их нижестоящим распорядителям.
45. Понятие и принципы финансирования
Расходы государства финансируются в основном за счет дохода общества, который концентрируется в государственном бюджете. Затраты государства покрываются также за счет прибыли предприятий, части амортизационных отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т.д. Понятие расходов государства шире, чем понятие расходов государственного бюджета, составляющих лишь часть общих расходов государства.
Расходы государственного бюджета — это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрываемые за счет бюджетных средств. Независимо от их направления они осуществляются на основе принципов организации государственных расходов: целевого направления средств, что выражается в строго предметно-целевом назначении (капитальные вложения, зарплата, командировки и т.д.); максимальной эффективности использования, т.е. обеспечения общественно необходимого результата при минимальных затратах; и пр.