Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:27, контрольная работа
Предназначение правового регулирования состоит в том, чтобы возможно адекватнее отразить в государственных нормативных актах объективно складывающиеся содержание и структуру рынка и тем самым создать благоприятное правовое пространство для возникновения, функционирования и развития рыночных отношений. Соответствующий понятийный аппарат, используемый в правотворческой, правоприменительной и предпринимательской практике, зафиксирован в действующем антимонопольном законодательстве (более подробно о последнем см. тему 9).
Рынок как объект правового регулирования
1. Предназначение правового
регулирования состоит в том,
чтобы возможно адекватнее
Базовое значение имеют три категории рыночных отношений, от качества правового закрепления которых в законах и иных нормативных актах в первую очередь зависит развитие всех других механизмов рыночной экономики. Необходимая предпосылка образования рынка — наличие товаров.
В самом начале проведения
российских экономических реформ в
России товар определялся как
продукт деятельности (включая работы
и услуги), предназначенный для
обмена. Это соответствовало
Отрицательные последствия юридически не корректного подхода к определению товара не заставили себя долго ждать. Закон как бы сам подталкивал участников рыночных отношений к обмену (мене) товарами, получившему не очень благозвучное и понятное россиянину название "бартер". Последний быстро превратился в преобладающую правовую форму связей между продавцами и покупателями. Деньги из товарного обращения как бы отключались, что уже в момент зарождения деформировало рыночную экономику, отбрасывало ее в далекое прошлое. Ошибка была исправлена в середине 90-х гг. Согласно ныне действующему законодательству товар есть продукт деятельности, предназначенный для продажи и обмена. Сам по себе факт более или менее качественного отражения в законодательстве объективной сущности товара, конечно же, не играет решающей роли в рыночных отношениях. Но вместе с тем было бы неправильно и не учитывать данное обстоятельство, особенно в современных российских условиях, когда идет лишь формирование рыночной экономики и соответствующей ей правовой культуры.
Вторая базовая категория рыночных отношений — взаимозаменяемые товары. Она совершенно новая в отечественном законодательстве и практике его реализации. Товары, входящие в группу взаимозаменяемых, по отдельным признакам не одинаковы. Но на рынке они плюсуются один к другому и рассматриваются как единый объект правового регулирования. Оценку товаров как взаимозаменяемых или, напротив, не взаимозаменяемых законодатель делает, как бы поставив себя на место покупателей. В группу взаимозаменяемых включаются внешне разнородные товары при одном непременном условии: если для покупателя действительно безразлично, какой приобрести товар из массы предложенных. Другими словами, покупатель фактически действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления. Необходимо подчеркнуть, что сказанное относится не только к личному, бытовому, семейному потреблению, но и к производственному потреблению, когда купленный товар в виде сырья, комплектующих изделий и т.п. материалов подвергается дальнейшей переработке.
Практическая реализация
приведенной общей
Рассмотрим более актуальный для рыночных отношений первый вариант взаимозаменяемости, т. е. с точки зрения потребления. Есть товары, сходные по назначению и даже названию, но недопустимость зачисления их в группу взаимозаменяемых очевидна. В качестве простейшего примера рассмотрим такой товар, как покрышка для легковых автомобилей. Другого товара, который бы был функционально эквивалентен ей, не существует. Покрышки для грузовых автомобилей не могут выполнять функцию покрышек для легковых автомобилей уже по одному признаку — своим размерам. Вывод ясен: покрышки для легковых и грузовых автомобилей для покупателей представляют собой разные товарные рынки.
Однако, как правило, сравнение
различных товаров, прежде чем им
быть включенными в группу взаимозаменяемых
или исключенными из нее, поиск и
сличение соответствующих количественных
и качественных параметров есть процесс
творческий, по своей сути исследовательский.
В каждом отдельном случае требуется
индивидуальная методика сравнения, учет
характеристик не только непосредственно
самих товаров, но и особенностей
их покупателей —психологических,
социокультурных, национальных и иных,
а также территорий, на которых
обращаются товары (районы Крайнего Севера,
южные районы и т.д.). Возьмем в
качестве примера простейшие товары:
белый и черный хлеб. Они взаимозаменяемы
или нет? Тот же вопрос возникает
при сравнении яблок и груш,
меда и сахара, различных видов
овощей. Видимо, правильно поступают
компетентные государственные органы,
когда в одних ситуациях
Наконец, перейдем к третьей
и главной базовой категории
рыночных отношений — самому рынку,
каким образом его объективные
экономические свойства "переводятся"
на правовой язык. Подобно товару его
легальное определение за годы реформирования
российской экономики также претерпело
существенные метаморфозы. Вначале
он жестко привязывался к национально-государственному
устройству и административно-
* Ведомости РСФСР, 1991, № 16, ст. 499.
Но тут же обнаружились
новые проблемы правовой характеристики
рынка. Все более отчетливо
Первая робкая попытка
внести корректив в правовое понятие
рынка была сделана в Государственной
программе демонополизации
* САПП, 1994, № 14, ст. 1052.
В ныне действующем законодательстве рынок рассматривается исходя из сугубо экономического толкования границ рынка, т. е. как территории фактического распространения (обращения) товара. Товарный рынок трактуется как сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части. Приведенная формулировка позволяет четко выделить общероссийский рынок, что, кстати, и ранее не вызывало серьезных затруднений. Но вот вопрос: как определить часть российской территории, которая юридически может быть расценена как товарный рынок, т. е. сфера обращения конкретного товара или взаимозаменяемых товаров? Она, как и в рассмотренном выше случае выявления взаимозаменяемых товаров, оценивается с позиций покупателя, а именно: очерчивается исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
Как видим, предложенный критерий не отличается особой ясностью и удобством в практическом применении. Что конкретно означает "экономическая возможность" покупателя в одном случае и экономическая невозможность для него — в другом? При наличии денежных и транспортных средств он может поехать и приобрести себе нужный товар в любой точке российской территории. Изложенные нормативные положения новы, поддающегося обобщению опыта их применения еще не накопилось — идет трудный поиск, который, наверное, приведет к необходимости внести очередное уточнение в правовую характеристику товарного рынка. Пока же вспомним известную русскую пословицу, которая звучит примерно так: за морем телушка полушка, да рубль перевоз (полушка в старину означала мелкую медную монету в четверть копейки). Эта житейская мудрость и закреплена в законодательстве. Во главу угла поставлена экономическая целесообразность приобретения покупателем определенного товара, имеющегося на определенной территории. Если товар продается на различных территориях и покупателям все равно, на какой из них приобрести этот товар, то такие территории и можно расценивать как один товарный рынок. Более определенно в сфере обращения товара как единого товарного рынка выделяются продуктовые (товарные) границы — группа (набор) взаимозаменяемых товаров и географические (территориальные) границы — территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами.
При определении географических границ рынка рекомендуется учитывать три основных фактора:
а) возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в один товарный рынок, т. е. доступность транспортных средств для перемещения покупателя к .продавцу, незначительность транспортных расходов на такое перемещение;
б) возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в один товарный рынок, т. е. незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю, сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки, отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров;
в) сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.
Для более детального уточнения границ товарного рынка проводится социологическое исследование путем распространения специально разработанных анкет для опроса покупателей — физических лиц и анкет для опроса покупателей — юридических лиц*.
* См. об этом: Порядок проведения
анализа и оценки состояния
конкурентной среды на
2. Эффективность правового
регулирования рынка, как и
любого другого предмета
* СЗ РФ, 1996, № 33, ст. 4005.
В этой Концепции товарные
рынки рассматриваются как
3. Особняком в структуре
товарного рынка стоит теневой
рынок, обслуживающий теневую
экономику (далее по тексту
оба термина — "теневой рынок"
и "теневая экономика"
Информация о работе Рынок как объект правового регулирования