Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:26, доклад
В переводе с латинского "принцип" (phncipium) означает основу, первоначало чего-либо. В юридической науке под принципами традиционно понимаются закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений.
Принципы бюджетной системы Российской Федерации
В переводе с латинского "принцип" (phncipium) означает основу, первоначало чего-либо. В юридической науке под принципами традиционно понимаются закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений.
Принципы той или иной экономико-правовой системы - это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся высшей императивностью, определяющие содержание такой системы и выступающие во многих случаях высшими критериями правомерности поведения участников правоотношений, формирующихся в процессе функционирования этой системы33.
2, Принципы бюджетной системы
РФ - это основополагающие и руково
Содержание принципов бюджетной системы РФ составляют:
принцип законности (принцип надлежащей правовой формы бюджетов);
единства бюджетной системы РФ;
• разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности
использования бюджетных
достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств. Значение и содержание принципа законности (надлежащей правовой формы) бюджетов заключается в том, что бюджет должен быть утвержден только в надлежащей правовой форме - законом. Данный принцип закреплен в ст. 11 БК РФ, в соответствии с положениями которой:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов;
бюджеты субъектов РФ и
территориальные
местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.
33 См. подр.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.
3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2000. С. 134 - 137.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ заключается в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
• право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
%/ наличие собственных
источников доходов бюджетов
каждого уровня, определяемых в
соответствии с
*/ законодательное закрепление
регулирующих доходов бюджетов,
полномочий по формированию
доходов соответствующих
%/ право органов государственной
власти и местного
\/ право органов государственной
власти и местного
недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходыи расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.
Принцип сбалансированности бюджета заключается в том, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и
экономности использования
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Принцип гласности бюджетной деятельности означает:
обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов;
доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Информация о работе Принципы бюджетной системы Российской Федерации