Президентский контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:58, доклад

Описание работы

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ обладает большими полномочиями по контролю за деятельностью органов исполнительной власти. Соответствующие права ему предоставлены как главе государства, гаранту Конституции РФ. Прямо Конституция РФ не говорит о президентском контроле, эта возможность неразрывно связана с такими его правами, как принимать решения об отставке Правительства РФ;

Работа содержит 1 файл

Президентский контроль 2013.docx

— 16.11 Кб (Скачать)

Президентский контроль

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ обладает большими полномочиями по контролю за деятельностью органов исполнительной власти. Соответствующие права ему предоставлены как главе государства, гаранту Конституции РФ. Прямо Конституция РФ не говорит о президентском контроле, эта возможность неразрывно связана с такими его правами, как принимать решения об отставке Правительства РФ; отменять акты Правительства РФ; назначать и освобождать от должности министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, военачальников, дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и других должностных лиц; приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, а также другими полномочиями, предоставленными ему Конституцией РФ.

Контроль за деятельностью органов исполнительной власти Президент РФ осуществляет как непосредственно, так и главным образом через Администрацию Президента РФ, многие структурные подразделения которой вправе контролировать определенные направления работы федеральных органов и органов субъектов РФ.

Важным звеном в системе Администрации  Президента РФ, активно осуществляющим контрольные полномочия, является Контрольное  управление Президента Российской Федерации. Это управление является структурным  подразделением Администрации Президента РФ. Контрольное управление Президента действует с первых дней существования  Администрации Президента, учрежденной 19 июля 1991 г. Приоритеты в деятельности Контрольного управления определяются Президентом и Руководителем  его Администрации.

Основными задачами Управления являются:

1)контроль и проверка исполнения  федеральными органами исполнительной  власти, органами исполнительной  власти субъектов РФ, а также  организациями федеральных законов  (в части, касающейся полномочий  Президента РФ, в том числе  по обеспечению прав и свобод  человека и гражданина), указов, распоряжений  и иных решений Президента  РФ;

2)контроль за реализацией общенациональных проектов;

3)контроль и проверка исполнения  поручений Президента РФ и  Руководителя Администрации Президента  РФ;

4)контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий и иных программных документов Президента РФ;

5)информирование Президента РФ  и Руководителя Администрации  Президента РФ о результатах  проверок и подготовка на их  основе предложений по предупреждению  и устранению выявленных нарушений. 

Основными функциями Контрольного управления являются:

1)организация и проведение проверок  и иных мероприятий по контролю;

2)рассмотрение докладов об исполнении  поручений Президента РФ и  подготовка предложений о снятии  с контроля или продлении сроков  исполнения этих поручений; 

3)осуществление контроля деятельности самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ по поручению Президента РФ или Руководителя Администрации Президента РФ;

4)осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента РФ контроля за исполнением сметы Администрации Президента РФ;

5)осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента РФ координации деятельности по вопросам контроля полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, а также осуществление методического руководства этой деятельностью;

6)участие в предупреждении и устранении выявленных нарушений;

7)участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ;

8)изучение опыта работы контролирующих органов зарубежных стран.

Управление  для осуществления своих задач  и функций имеет право:

1)создавать комиссии с привлечением  в установленном порядке работников  аппаратов полномочных представителей  Президента РФ в федеральных  округах, работников федеральных  органов исполнительной власти  и органов исполнительной власти  субъектов Федерации, сотрудников  правоохранительных и контролирующих  органов; 

2)направлять работников Управления  на заседания Правительства РФ, коллегий федеральных органов  исполнительной власти, а также  на совещания по вопросам контроля, проводимые федеральными органами  исполнительной власти и органами  исполнительной власти субъектов  РФ;

3)вносить в установленном порядке  предложения Президенту РФ, в  Правительство РФ, руководителям  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов РФ о привлечении  к дисциплинарной ответственности  государственных служащих за  неисполнение или ненадлежащее  исполнение федеральных законов,  указов, распоряжений и иных решений  Президента РФ, а также о временном  отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок,  от исполнения должностных обязанностей;

4)вызывать должностных лиц для  дачи устных и письменных объяснений  по поводу неисполнения или  ненадлежащего исполнения федеральных  законов (в части, касающейся  полномочий Президента РФ, в том  числе по обеспечению прав  и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений  Президента РФ;

5)направлять в органы прокуратуры  РФ, органы внутренних дел РФ, органы федеральной службы безопасности  и иные государственные органы  материалы о выявленных в результате  проверок нарушениях;

6)запрашивать и получать в  установленном порядке необходимые  материалы от самостоятельных  подразделений Администрации Президента  РФ, от федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Федерации, органов  местного самоуправления, а также  от организаций и должностных  лиц; 

7)пользоваться банками данных  Администрации Президента РФ  и федеральных органов исполнительной  власти;

8)привлекать для осуществления  отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной  основе.

Контрольное управление работает в  тесном контакте с Правительством, Советом Безопасности, Федеральным  Собранием, самостоятельными подразделениями  Администрации Президента и его  полномочными представителями в  федеральных округах, руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, федеральными и региональными органами контроля и надзора. Мнение федеральных органов  власти, а также органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции, учитывается при подготовке плана  контрольных проверок.

Важная роль в осуществлении  президентских контрольных полномочий принадлежит полномочным представителям Президента РФ.

Правовым актом, определявшим статус полномочного представителя Президента РФ, ранее являлся Указ Президента РФ «О полномочном представителе  Президента Российской Федерации в  регионе Российской Федерации». Полномочный  представитель Президента РФ в регионе  РФ являлся должностным лицом, представлявшим интересы Президента РФ на части территории страны, включающей один или несколько субъектов РФ.

Однако в соответствии с Указом Президента РФ «О полномочном представителе  Президента Российской Федерации в  федеральном округе» в целях  обеспечения реализации Президентом  РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной  власти и совершенствования системы  контроля за исполнением их решений  институт полномочных представителей Президента РФ в регионах РФ преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Одними  из основных задач полномочного представителя  Президента РФ в федеральном округе являются:

1)организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

2)представление Президенту РФ  регулярных докладов об обеспечении  национальной безопасности в  федеральном округе, а также о  политическом, социальном и экономическом  положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих  предложений. 

Полномочный представитель  в целях решения возложенных  на него задач среди прочего:

1)анализирует эффективность деятельности  правоохранительных органов в  федеральном округе, а также состояние  с кадровой обеспеченностью в  этих органах, вносит Президенту  РФ соответствующие предложения; 

2)согласовывает кандидатуры для  назначения на должности федеральных  государственных служащих и кандидатуры  для назначения на иные должности  в пределах федерального округа, если назначение на эти должности  осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными  органами исполнительной власти;

организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

3)согласовывает проекты решений  федеральных органов государственной  власти, затрагивающих интересы  федерального округа или субъекта  РФ, находящегося в пределах этого  округа;

4)вносит Президенту РФ предложения  о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;

5)взаимодействует с Контрольным  управлением Президента РФ и  органами прокуратуры РФ при  организации проверок исполнения  в федеральном округе федеральных  законов, указов и распоряжений  Президента РФ, постановлений и  распоряжений Правительства РФ.

Для реализации указанных полномочий полномочный  представитель Президента РФ имеет  право:

1)запрашивать и получать в  установленном порядке необходимые  материалы от самостоятельных  подразделений Администрации Президента  РФ, федеральных органов государственной  власти, а также от органов  государственной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах  соответствующего федерального  округа, и от должностных лиц; 

2)организовывать в пределах  своей компетенции проверки исполнения  указов и распоряжений Президента  РФ, а также хода реализации  федеральных программ, использования  федерального имущества и средств  федерального бюджета в федеральном  округе;

3)направлять на рассмотрение  федеральных органов государственной  власти, а также органов государственной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления, руководителей  организаций, находящихся в пределах  федерального округа, и должностных  лиц жалобы и обращения граждан; 

4)привлекать сотрудников Контрольного  управления Президента РФ, а в  необходимых случаях и сотрудников  федеральных органов исполнительной  власти и их территориальных  органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального  округа, и др.


Информация о работе Президентский контроль