РЕФЕРАТ
TЕМА: Предмет, система и источники финансового
права Российской Федерации.
Выполнила:
Проверила:
Алматы 2012
TЕМА: Предмет, система и источники финансового
права Российской Федерации.
План:
Ι. Финансы, финансовая система Российской
Федерации. Финансовая деятельность государства.
ΙΙ. Предмет, система, принципы и источники
финансового права.
ΙΙΙ. Перечень использованной литературы.
Ι. Финансы, финансовая система
Российской Федерации. Финансовая деятельность
государства.
Финансовое право – одна
из отраслей права, входящих
в систему российского права.
Встретившись с выражением «финансовое
право», сразу же предполагаешь его обусловленность
термином «финансы», связью с денежными
отношениями. Однако в данном случае имеются
в виду не любые, а особые отношения. Ведь
иначе и упомянутая отрасль права могла
бы называться, к примеру, денежным, а не
финансовым правом. Это не случайность.
И на других языках мира этот термин выделяется
особо.
Между тем он широко
используется в человеческом
общении, но всегда ли при
этом употребляется соответственно
своему содержанию? И являются
ли в действительности финансами,
как нередко о них говорят,
денежные средства, которые мы
используем из своего кошелька
для покупки продуктов, одежды
и т. д.?
Не разобравшись
в этом вопросе нельзя составить
чёткое представление о финансовом
праве, его предмете, методах правового
регулирования, особенностях и
отличиях от других отраслей
права, что имеет большое значение
для формирования эффективного законодательства
и правильного его применения.
Финансы – одна
из экономических категорий, развитие
которой связано с товарно-денежными
отношениями и существованием
государства, использующего эту
категории для выполнения своих
задач.
Государство не может
реализовывать свою внутреннюю
и внешнюю политику, обеспечить
выполнение своих социально-экономических
программ, функций обороны и безопасности
страны, не располагая финансовыми
ресурсами, не используя широкие
возможности воздействия на все
эти явления посредством финансового
механизма. Развитие в стране местного
самоуправления, призванного решать задачи
местного значения, также требует соответствующего
финансового обеспечения, функционирования
финансов муниципальных образований.
В современных государствах
с различным общественно-политическим
строем используется и другие
экономические категории – деньги,
прибыль, себестоимость и др. каждая
из них выполняет свои функции
(выражение стоимости или цены
товаров, средство обращения,
определение меры труда и меры
потребления, стимулирование производства,
оценка результатов деятельности
предприятий и т.д.), в которых
выражаются сущность и значение
этих категорий в развитии
общества. Финансы отличаются от
всех них своими специфическими
функциями.
Переход к рыночным
отношениям требует усиления
роли экономических, в том числе
и финансовых, рычагов в регулировании
общественного производства взамен
административно-командных методов
управления. Развитие этих отношений
обусловлено общественным разделением
труда, наличием разных форм
собственности и основанных на
них организационно- правовых форм
хозяйственной деятельности, экономической
обособленностью и равноправием их субъектов,
внешнеэкономическими связями. В результате
распределение общественного продукта
и национального дохода происходит в денежной
форме. Конституционное и законодательное
закрепление разнообразия форм собственности
и развития рыночного механизма [1] определяет
перспективы расширения и углубления
товарно-денежных отношений в Российской
Федерации.
Однако финансы не
охватывают всей сферы денежных
отношений. Их содержанием являются
те из них, посредством которых
образуются денежные фонды государства,
его территориальных подразделений,
а также предприятий, организаций,
учреждений. Необходимость функционирования
финансов связана с существованием
государства и его потребностями
в финансовых ресурсах.
По своему материальному
выражению финансы представляют
собой денежные фонды государства,
его территориальных подразделений
(субъектов РФ, муниципальных образований),
предприятий, учреждений, организаций,
используемые для потребностей общества
и развития производства. Точнее, это финансовые
ресурсы страны.
Но такой характеристики
недостаточно, так как сущность
финансов как экономической категории
раскрывается не в их количественной
стороне, хотя она и является
важной, а в содержании тех
общественных отношений, которые
возникают при функционировании
этой категории, выполнении свойственных
именно ей функции. При таком
подходе финансы – это экономические
денежные отношения по формированию,
распределению и использованию
фондов денежных средств государства,
его территориальных подразделений,
а также предприятий, организаций
учреждений, необходимых для обеспечения
расширенного воспроизводства и
социальных нужд, в прочесе осуществления
которых происходит распределение
и перераспределение общественного
продукта и контроль за удовлетворением
потребностей общества.
Финансам свойственны
распределительная и контрольная
функции, в реализации которых
и выражается из социально-экономическая
роль в жизни общества и
государства. При посредстве финансов
происходит распределение совокупного
общественного продукта и национального
дохода, а также контроль над производством
и распределением материальных и социальных
благ в стране.
В результате функционирования
финансов создаются, распределяются
и используются денежные фонды,
обеспечивающие различные потребности
общества и государства: расширенное
воспроизводство, экологическую
безопасность, удовлетворение социально-культурных
и бытовых нужд (образование, здравоохранение,
культура, содержание нетрудоспособных
и т.п.), обеспечение обороны страны
и др.
Распределительная
функция финансов призвана способствовать
организации сбалансированного
и эффективного производства, развитие
всех его отраслей соответственно
потребностям общества в целях
наиболее полного удовлетворения
нужд людей. Таким образом,
финансы – важный рычаг регулирования
экономики с широкими возможностями
воздействия на неё.
Активное использование
регулирующей роли финансов, осуществляемой
экономическими методами воздействия,
а также их контрольной функции
– необходимое условие функционирования
рыночной экономики. Однако эффективной
реализации этой роли препятствуют
кризисные явления в экономике
страны. В сфере финансов и
денежного обращения они выражаются
в бюджетном дефиците (превышением
расходов бюджета над его доходами),
не собираемостью налогов в намеченных
суммах, росте задолженности по внешнему
и внутреннему государственному долгу,
падении покупательной способности рубля,
угрозе гиперинфляции, низком уровне финансовых
вложений в развитие производства, социальной
сферы, в неплатежах при взаимозачётах
в хозяйственном обороте, задержках выплат
заработной платы и социальных пособий,
неэффективности налогового и кредитного
механизма как стимуляторов производственной
деятельности и др.[9]. К этому ряду следует
добавить и политическую нестабильность
– в разных её проявлениях.
Финансы и деньги
– различные экономические категории.
Несмотря на их близость и
определенное сходство внешнего
выражения, они имеют различия
в функциях и выполняемой роли
в общественной жизни. Если
деньги выступают как средство
платежа и обращения, мера стоимости
и т.д., то финансы выполняют
распределительную и контрольную
функции. Финансы не охватывают
всех денежных отношений (например,
денежных отношений, возникающих
в связи с куплей – продажей,
оплатой труда и др., носящих
эквивалентный характер). Содержанием
финансовых отношений являются
только те из них, посредством
которых образуются денежные
фонды государства, его территориальных
подразделений, предприятий организаций,
учреждений. В то же время эти
категории взаимодействуют между
собой, переходят из одного
качества в другое.
Финансовая система
Финансы как целостная
экономическая категории с присущими
ей общими свойствами вместе
с тем имеют и свою структуру,
в которую входят несколько
взаимосвязанных звеньев (институтов),
отличающихся своими особенностями.
Необходимость их выделения обусловлена
многообразием потребностей общества,
которые обслуживают финансы.
Многозвенность финансов способствует
более эффективному их воздействию на
экономику страны и социальную сферу.
Совокупность входящих
в состав финансов звеньев
(институтов) в их взаимосвязи
образует финансовую систему
страны. В финансовой системе
Российской Федерации в последние
годы произошли существенные
изменения. Они обусловлены преобразованиями
в экономике (переход к рыночным
отношениям) и политическими условиями
распад СССР, изменения федеративных
отношений в РФ, становление местного
самоуправления и др.). в результате
появились новые институты в финансовой
системе, изменилось содержание вошедших
в неё звеньев, их взаимодействие между
собой.
В современном этапе
в состав финансовой системы
Российской федерации входят
следующие звенья (институты):
1. Бюджетная система,
состоящая из государственных
(федерального и бюджетов субъектов Федерации)
и местных бюджетов. Это центральное звено
финансовой системы. Концентрируемые
в бюджетах денежные фонды используются
для решения общих задач соответствующей
территории. Средства бюджетной системы
в основном образуются за счёт налогов
и других обязательных платежей юридических
и физических лиц. Однако используется
привлечение средств и на возвратной основе
через внутренний и внешний кредит.
2. Внебюджетные целевые
государственные и муниципальные
(местные) денежные фонды, создаваемые
соответствующими представительными
или исполнительными органами
власти и местного самоуправления.
Они используются на определённые
цели соответственно своему предназначению.
Это новое, появившееся в начале
90-х гг., звено финансовой системы, при
создании которого использован зарубежный
опыт. К ним относятся такие социальные
фонды, как Пенсионный, Фонд государственного
социального страхования, Фонд занятости,
Фонд обязательного медицинского страхования,
сформированные во исполнение требования
законодательства. Появились и другие
внебюджетные фонды, в том числе на основании
актов Правительства РФ. Они образуются
как за счёт обязательных платежей юридических
и физических лиц, та и за счёт поступлений
добровольного характера. Однако в связи
с недостаточностью средств в бюджетной
системе (бюджетным дефицитом), распылённостью
государственных средств по многочисленным
фондам, фактами неэффективного использования
средств этими фондами начала проводится
политика включения их (консолидации)
в бюджет. С 1995 г. в федеральном бюджете
консолидируются фонды: дорожный, экологический,
государственный фонд борьбы с преступностью,
фонд развития таможенной системы РФ и
др.
3. Финансы предприятий,
организаций, учреждений, отраслей
народного хозяйства как обособленные
денежные фонды, находящиеся в
распоряжении соответствующих субъектов
(предприятий, министерств и т.д.)
и используемые ими для выполнения
своих функций и задач. Для
современных условий характерно
многообразие форм собственности,
на основе которых функционируют
финансы предприятий, организаций
и учреждений. Это звено подразделяется
на финансы коммерческих и
некоммерческих организаций. Финансы
предприятий – исходное звено,
основа всей финансовой системы,
так как они непосредственно
связаны с материальным производством,
в процессе которого создаётся
доход, затем распределяемый и
перераспределяемый посредством
финансовой системы.