Предмет и система финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:44, реферат

Описание работы

Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.
Финансы по своей сути представляют одну из экономических категорий, используемых в современных государствах с различными общественно-политическим строем. К таким категориям относятся также - деньги, прибыль, себестоимость.

Содержание

Введение.
1. Понятие предмета финансового права и его место в системе российского права
2. Система финансового права
3. Принципы финансового права
4. Источники финансового права
5. Понятие финансово-правовой нормы, ее структура. Особенности и виды финансово-правовых норм
6. Заключение
7. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

фин.doc

— 102.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 

по дисциплине «Финансовое право» 

Тема: «Предмет и система финансового права» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОСКВА 200__ год

 

    СОДЕРЖАНИЕ 

Введение.

1. Понятие  предмета финансового права и  его место в системе российского права

2. Система  финансового права

3. Принципы финансового права

4. Источники финансового права

5. Понятие  финансово-правовой нормы, ее  структура. Особенности и виды  финансово-правовых норм

6. Заключение

7. Список используемой литературы

 

       Введение 

      Финансовое  право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.

      Финансы по своей сути представляют одну из экономических категорий, используемых в современных государствах с различными общественно-политическим строем. К таким категориям относятся также - деньги, прибыль, себестоимость.

      Существование финансов связано с товарно-денежными отношениями.

      Финансовое право, с одной стороны, является дисциплиной публичного права; с другой стороны, учитывая рыночные тенденции развития, оно должно служить развитию рынка. B России создается рыночная экономика; оказалось; однако, что без государственного влияния и воздействия построить такую экономику невозможно. Взаимодействие систем рыночных c системами финансов в государстве совершенно необходимо и регулируется нормами права, в частности нормами финансового права. Государственное влияние - это влияние правовое. Вся финансовая деятельность государства осуществляется исключительно на правовой основе и регулируется нормами финансового права. B учебнике на основании системного анализа авторы постарались раскрыть сущность и роль финансово-правовых институтов, которые регулируют процессы аккумуляции средств в руках государства и органов местного самоуправления, a затем регулируют использование всех этих денежных средств для обеспечения выполнения задач и функций государства в целом.

      Сегодня в России изменились формы и приоритеты форм собственности. B соответствии с ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36). Появились новые понятия, такие как публичное и частное право. Все это требует переосмысления и нового подхода законодателя к решению разных, в том числе и финансово-правовых проблем.

      Рыночные  отношения – это, прежде всего отношения денежные. Роль денег как всеобщего эквивалента в условиях рынка резко повышается. Именно товарообмен, основанный на денежном обращении, обеспечивает перераспределительные контрольные и стимулирующие процессы в государстве.

      Чтобы публичная власть действительно  была демократичной, реально осуществляла бы суверенитет, обеспечивались бы в полной мере интересы населения и государства в целом, она должна обладать реальными финансовыми ресурсами. A вся деятельность государства по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств регулируется нормами финансового права. Нет более, если так можно выразиться, рыночной науки, чем предмет и наука финансового права.

      Для обеспечения задач и функций, стоящих перед государством, образуется основной фонд денежных средств - бюджет. Бюджетная система обеспечивает реальными денежными средствами органы государственной представительной и исполнительной власти на всех уровнях. Для выполнения разнообразных задач и функций государства в условиях рынка создаются также централизованные и децентрализованные внебюджетные фонды денежных средств. Так, по примеру зарубежных государств созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный дорожный фонд РФ и др.'

      Бюджет  и внебюджетные фонды - это доходы и расходы государства. Поэтому нормами финансового права регулируется один из самых важных финансово-правовых институтов - институт налогов. Налоги это древнейший инструмент в руках государства по аккумуляции денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти, да и общества в целом. Именно в нормах финансового, налогового права должно быть отражено и закреплено также положение, чтобы в результате изъятия налогов производство могло бы нормально развиваться, гражданам обеспечивался бы достойный уровень жизни, a в бюджет и внебюджетные фонды аккумулировалось бы достаточное количество денежных средств. При этом перед законодателем всегда стояла задача, как перераспределить средства от источника их создания, т.е. от производства и гражданина, в интересах государства таким образом, чтобы достаточно пополнялась государственная казна, не случилось бы массового бегства от налогов, предотвращался бы вывоз капитала за границу, что неоднократно происходило в истории экономического развития человечества.

      Нормами финансового права регулируются отношения в области государственного кредита, т.е. отношения государственного внутреннего и внешнего долга, роль которого в современных условиях особенно велика в связи с большим бюджетным дефицитом, который за счет этого долга отчасти погашается, вопросы страхования, значение которого увеличивается в нашем полном катаклизмов мире.

      K финансовому праву относятся  нормы, регулирующие банковскую  деятельность в государстве и вопросы банковского кредита. Это и понятно, так как именно через банковскою систему, во главе которой стоит Центральный банк РФ, аккумулируется и перераспределяется вся реальная физическая масса денег, функционирующая в государстве как по наличному, так и безналичному расчету. Невозможно сocтавить ни один балансовый денежный документ, лежащий в основе бюджетного планирования, в том числе по налично-денежному обращению и товарообороту, без участия банка. Кстати через банковскую систему происходит аккумуляция и перераспределение всех средств государственной казны.

      Поскольку в основе всей этой деятельности лежат деньги и денежное обращение, то к нормам финансового права, рассматриваемым в данном учебнике, относятся также нормы, регулирующие денежное обращение, валютное законодательство, законодательство о расчетах и ценных бумагах, роль которых в условиях рынка резко возрастает.

 

       1. Понятие предмета  финансового права и его место в системе российского права 

      Финансовое  право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

      Отношения между:

  • РФ, ее субъектами и местными административно-территориальными единицами;
  • финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны и предприятиями, организациями, учреждениями - с другой;
  • государственными фонансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных денежных фондов и ресурсов;
  • государственными предприятиями, организациями и их вышестоящими органами государственного управления;
  • финансово-кредитными органами, с одной стороны и юридическими и физическими лицами;
  • финансово-кредитными органами, с одной стороны и физическими лицами - с другой - платежи в государственные денежные фонды.

      Известно, что одна отрасль права отличается от другой отрасли права по предмету и методу правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования финансовое право занимает в системе права России самостоятельное место.

      Для определения предмета регулирования  и установления границ этой отрасли  права служат определенные критерии, главным из которых является то, что финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, a нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.

      К предмету относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

      Предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

      Основной  метод финансово-правового  регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных соответствующими полномочиями. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды.

      Финансово-правовому  регулированию свойственны и  другие методы: рекомендации, согласование.

      Финансовое  право тесно соприкасается с  конституционным и административным правом.

      По  методу правового регулирования  финансовое право на первый взгляд полностью совпадает с административным правом. Тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однако административное право не регулирует финансовых отношений, их специфика определяет необходимость применения финансово-правового метода. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Эти органы связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении, за каждой нормой финансового права кроется ее экономическое содержание. B связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выражения в них экономических методов руководства. Примером могут служить кредитные санкции банка.

      B нормах финансового права жестко  закрепляются требования государства  в области финансовой деятельности. Причем степень императивности  норм почти не снижается как  на уровне закона, так и на уровне таких подзаконных актов, как инструкции Министерства финансов, налоговых органов, инструктивные указания Центрального Банка РФ.

      Также тесно связано и с гражданским  правом, поскольку его предметом  является не только имущественные, но и денежные отношения.

      Финансовое  право, конечно, взаимодействует c другими  отраслями права. Так, отношения чисто рыночные, отношения равноправных субъектов по поводу денежных средств, отношения внутренних финансов предприятии, в сфере внутренней деятельности банков, органов страхования, отношения товарно-денежные регулируются соответственно нормами гражданского и хозяйственного права.

      Финансово-правовой аспект регулирования части этих отношений определяется следующими обстоятельствами:

      а) они выполняют функцию мобилизации денежных средств;

      б) на основе нормативных актов эти средства направляются на выполнение задач и функций государства;

      в) они определяют условия возникновения  всех указанных денежных отношений, их изменения и прекращения;

      г) они определяют функции органов государства, особенно в кредитно-расчетной сфере, по обеспечению повседневного финансового контроля - контроля рублем за всей деятельностью государства.

      Таким образом, все указанные отношения являются предметом регулирования как гражданского и хозяйственного, так и финансового права. Однако здесь следует исходить из того, что доходы, складывающиеся на рынке и в хозяйстве, должны быть перераспределены таким образом, чтобы была возможность обеспечить необходимыми денежными средствами функционирование всего государственного механизма. Аппарат же государства, получая достаточное количество средств, обеспечивал бы общее развитие государства в нужном направлении, т.е. решал бы наряду c политическими задачами задачи экономические и социальные. Эта область деятельности государства не может быть обеспечена без применения и совершенствования норм финансового права.

      B основе норм финансового права  лежат нормы Конституции РФ. B соответствующих статьях Конституции РФ закреплены основы финансовой деятельности государства (п. «ж», «з» ст. 71; ст. 72; п. «и» ч. 1 ст. 72; ст. 106 и др.). Конституционные положения служат базой для текущего финансового законодательства. C другой cтopoны именно нормы финансового права регулируют процессы аккумуляции, перераспределения и использования фондов денежных средств в государстве.

Информация о работе Предмет и система финансового права