Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:39, реферат
Негативное влияние на доходы бюджета и соответственно на размеры дефицита оказывают устойчивость национальной валюты и денежного обращения, слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота приводят к развитию бартерных операций и других негативных явлений. Таким образом, очевидно влияние валютного регулирования на основы основ экономики любой страны.
Цель настоящей работы – исследование валютного контроля в Российской Федерации.
Содержание
Экономика страны во многом базируется на обеспеченности бюджета страны. Однако, явление, преследовавшее предыдущие годы экономику нашей страны, под названием «бюджетный дефицит», во многом мешал становлению нормальной системы хозяйствования. Основными причинами дефицитного бюджета являются войны, поскольку они требуют использования ресурсов экономики на вооружение и содержание орудий. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, эмиссий денег и выпуска государственных долговых обязательств.
Другим важным фактором, порождающим бюджетный дефици является спады и периоды депрессии производства в годы, когда ВВП и НД сокращаются, автоматически сокращаются налоговые поступления. В то же время расходы остаются на том же уровне. В итоге возникает разрыв между расходами и доходами и растет дефицит. Рост дефицита может быть связан с неоправданным ростом расходов и их неэффективностью.
Негативное влияние на доходы бюджета и соответственно на размеры дефицита оказывают устойчивость национальной валюты и денежного обращения, слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота приводят к развитию бартерных операций и других негативных явлений. Таким образом, очевидно влияние валютного регулирования на основы основ экономики любой страны.
Цель настоящей работы – исследование валютного контроля в Российской Федерации.
В современных условиях
российской экономики успешное функционирование
предприятий обусловлено
Это значимо повышает требования к квалификации,
знаниям, навыкам и способностям управленческого
персонала, обладание которыми помогает
организации справляться с изменениями,
происходящими в деловой среде, и, как
следствие, является одним из ключевых
факторов ее успеха и способности выжить.
Принятые руководителями качественные
и эффективные стратегические решения
обеспечивают предприятию достаточную
степень конкурентоспособности и устойчивое
положение на рынке.
Переход к рыночным отношениям в экономике самым существенным образом повлиял и на сущность административного права. Возникновение многообразия форм собственности потребовало и равной защиты со стороны государства всех ее форм, жесткого государственного регулирования новых экономических процессов. Между тем на первом этапе экономических реформ государство вместе со сложившимся ранее правовым механизмом «ушло», а некоторые писали, что «убежало» из экономики, предоставив право решать возникшие в экономике совершенно новые проблемы рыночным механизмам, в частности, конкуренции. Однако из этого ничего не вышло, а в результате получился дикий рынок, дикая приватизация и все другие «прелести», нам хорошо известные. Стало ясно, что без государственного регулирования, и прежде всего административно-правового, экономические проблемы решить невозможно. Государство с помощью административного права стало усиливать свое воздействие на экономику, облекая экономические механизмы — цена, прибыль, налог, пошлина, квота, кредит и т.д. — в административно-правовую форму, т.е. пошло по пути, по которому идут все развитые государства.
Таким образом, валютные отношения, являющиеся базисными, при использовании валютно-правовых норм преобразуются в валютные правоотношения.
Их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, а связи (отношения) охраняются принудительной силой государства. Вне нормативно-правовых отношений валютная деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством прогнозируемых доходов, их распределение и использование соответственно намеченным целям. При этом государственные органы наделены властными полномочиями, они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками валютных правоотношений — предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами.
Такого рода предписания могут
быть адресованы и государственным
органам, находящимся в подчинении
у первых. Однако государственные
органы, вступая в валютные правоотношения
от имени государства, имеют не только
право веления, но и обязанности, связанные
с правами других участников валютных
отношений. Как права, так и обязанности
всех участников валютных правоотношений
находятся под защитой государства и обеспечиваются
его принудительной силой.
Преобразование объективных валютных
правоотношений в реальные результаты
хозяйствования при помощи форм и методов
государственно-властного принуждения,
то есть субъективных действий органов
власти, представляется как правовой механизм
регулирования валютной жизни общества,
а разнообразные валютно-правовые нормы
и акты — как его рычаги. Тем самым происходит
соединение валютных и правовых форм и
методов в единый механизм валютно-правового
воздействия на экономические процессы.
Особенная часть валютного права включает в себя расположенные в определенном научно обоснованном порядке и логической последовательности институты валютного права, связь между которыми объективно обусловлена. Иначе говоря Особенная часть валютного права включает в себя разделы, группы норм, регулирующих отношения в области бюджета, государственных доходов, государственных расходов, государственного кредита, страхования, банковского кредита и расчетов, денежного обращения и валюты.
Денежный единицей является рубль. Это означает, что на территории России принятие рубля обязательно для всех участников гражданского оборота (ст. 140 ГК). Использование иностранной валюты для производства расчетов возможно только в случаях, предусмотренных законодательством о валютном регулировании.
Общегражданское законодательство использует термины как «деньги», так и «валюта». Ст. 140 ГК позволяет считать, что это - синонимы.
Специальное законодательство, в частности Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», определяет валюту, т.е. деньги РФ таким образом, что это понятие охватывает:
а) рубли в виде банковских билетов (банкнот);
б) средства на банковских счетах в банках РФ;
в) средства на счетах в банках вне РФ, находящиеся там в соответствии с действующим законодательством.
Наряду с валютой РФ, к деньгам как к объекту гражданского права можно отнести также иностранную валюту. Она может быть представлена: а) денежными знаками в виде банкнот, казначейских билетов или монет, б) средствами на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (последние именуются, в частности, в ст. 317 условными денежными единицами).
Валюта России - рубль, является законным платежным средством, обязательным к приему по его нарицательной стоимости на всей территории России1.
С принятием Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (вступил в силу с 18 июня 2004 г.) правовой механизм регулирования операций, связанных с обращением иностранной валюты и иных валютных ценностей, претерпел кардинальные изменения. Ранее действовавший Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. N 3651-1 разделял валютные операции на текущие, осуществляемые без ограничений, и операции, связанные с движением капитала, осуществляемые в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, что на практике означало необходимость предварительного получения лицензии (разрешения) от Центрального банка РФ (его территориального органа) на осуществление конкретной валютной операции. В настоящее время лицензионный порядок совершения валютных операций, связанных с движением капитала, ушел в прошлое. Более того, с 18 июня 2005 г. осуществление валютных операций на основе индивидуальных разрешений прямо запрещено п. 3 ст. 5 нового Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». На смену лицензиям пришел иной правовой механизм, заключающийся в осуществлении валютных операций движения капитала (термин, пришедший на смену «валютным операциям, связанным с движением капитала») через специальные счета и в установлении требования об обязательном резервировании. Для совершения валютных операций движения капитала лицензию получать не нужно, однако лицо, их осуществляющее, должно открыть специальный счет в уполномоченном банке и проводить эти операции через него. Сверх того, Центральный банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) может установить в качестве предварительного условия перевода средств со специального счета либо зачисления средств на специальный счет резервирование лицом, осуществляющим валютную операцию (резидентом или нерезидентом), денежных средств в валюте Российской Федерации на отдельном счете в уполномоченном банке в случаях, прямо предусмотренных в Законе о валютном регулировании, а также установить требование о резервировании вне зависимости от использования специального счета. Указанные ограничения действуют в соответствии с п. 3 ст. 26 Закона о валютном регулировании до 1 января 2007 г., после чего валютные операции движения капитала должны быть полностью либерализованы.
Важнейшим средством финансовой деятельности государства служат правовые нормы. Основной массив действий и операций, составляющих содержание финансовой деятельности, осуществляется с помощью правовых норм. Прежде всего, это объясняется тем, что право — уникальное средство, позволяющее государству донести свою волю до неограниченного круга субъектов.
«Осуществляя те или иные операции в рамках финансовой деятельности, государство в лице компетентных органов уже находится как участник в составе различных правоотношений. Любая финансовая операция, даже в самой начальной своей стадии реализации, регламентирована правом: финансовая деятельность является показателем фактической реализации указанных норм» 1.
Финансовые
отношения, возникающие в обществе,
требуют правового
Порядок открытия, виды и режим ведения счетов в иностранной валюте регламентируется:
Важным свойством
правосубъектности является ее гарантированность
государством: соответствующие
Так, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.
По согласованию с Центральным банком РФ Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю может иметь своих представителей в уполномоченных банках, которые по действующему законодательству являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку России, а по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами может иметь своих представителей в заграничных учреждениях Российской Федерации. Это целесообразно для координации деятельности вновь организуемой службы с органами валютного и экспортного контроля других государств.
Валютные отношения, являющиеся базисными, при использовании валютно-правовых норм преобразуются в валютные правоотношения. Их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, а связи (отношения) охраняются принудительной силой государства. Вне нормативно-правовых отношений валютная деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством прогнозируемых доходов, их распределение и использование соответственно намеченным целям. Валюта - 1) денежная единица, лежащая в основе денежной системы государства (рубль в России); 2) денежные знаки зарубежных стран (банкноты, казначейные обязательства, монеты), кредитные и платежные документы (вексель, чеки и др.) используемые в международных расчетах (иностранная валюта). Валютные ценности (В.Ц.) - материальные объекты, вовлекаемые в сферу международных валютно-финансовых связей. Согласно ст. 141 ГК виды имущества, признаваемого В.Ц. и порядок совершения сделок с ними определяется законом о валютном регулировании и валютном контроле. Право собственности на В.Ц. защищается в РФ на общих основаниях.
По валютному законодательству РФ В.Ц. считаются: а) иностранная валюта, б) ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и др. долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, в) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, кадий и т.д.) в любом виде за исключением ювелирных и бытовых изделий, а также лома таких изделий, г) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и др. бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий (Закон о валютном регулировании). При этом государственные органы наделены властными полномочиями, они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками валютных правоотношений — предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы и государственным органам, находящимся в подчинении у первых. Однако государственные органы, вступая в валютные правоотношения от имени государства, имеют не только право веления, но и обязанности, связанные с правами других участников валютных отношений. Как права, так и обязанности всех участников валютных правоотношений находятся под защитой государства и обеспечиваются его принудительной силой. Преобразование объективных валютных правоотношений в реальные результаты хозяйствования при помощи форм и методов государственно-властного принуждения, то есть субъективных действий органов власти, представляется как правовой механизм регулирования валютной жизни общества, а разнообразные валютно-правовые нормы и акты — как его рычаги. Тем самым происходит соединение валютных и правовых форм и методов в единый механизм валютно-правового воздействия на экономические процессы.