Правовые формы финансовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

Работа содержит 1 файл

формы фин. деятельности.docx

— 18.84 Кб (Скачать)

6. Правовые формы  финансовой деятельности

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и  использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут  быть правовыми и неправовыми.

Итак, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной  форме и имеющие юридические  последствия решения государственных  органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим  свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и по другим основаниям.

По юридическим  свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Общие правила, установленные в нормативных  актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых  предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет  к возникновению, изменению или  прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе такого нормативного финансово-правового  акта, как Закон РФ о подоходном налоге с физических лиц, Госналогслужба направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской  деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким  образом, индивидуальные финансово-правовые акты - это акты применения норм права. Принятие их - необходимое условие  для практического претворения  в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию  финансовых ресурсов государства.

По юридической  природе финансово-правовые акты делятся  на а) законодательные, к которым  относятся законы, принимаемые Государственной  Думой РФ, законы субъектов Федерации  по вопросам финансовой деятельности государства, и б) подзаконные. Это  наиболее многочисленная группа финансово-правовых актов. Сюда входят акты всех других государственных  органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ "О налоге на добавленную  стоимость" Госналогслужбой РФ принята  соответствующая инструкция).

Такое подразделение  финансово-правовых актов конкретизируется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных  органов установлены Конституцией РФ. Соответствующую форму принимают  и финансово-правовые акты (законы и  постановления Государственной  Думы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.). Например, издаются законы о федеральном бюджете  и постановления Государственной  Думы РФ по отчету об исполнении бюджета. Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы  и инструкции. Такую же форму имеют  финансово-правовые акты финансово-кредитных  органов. При этом инструкции относятся  к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать  и нормы права, и решения конкретного  характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные  органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы  выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о  разрешении каких-либо действий и т.д.).

Характерной особенностью финансово-правовых актов  является наличие среди них большой  группы финансово-плановых актов. Они  отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в  процессе финансовой деятельности государства  и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания  в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию  финансовых ресурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено  действием принципа плановости в  процессе образования, распределения  и использования финансовых ресурсов.

К финансово-плановым акта относятся:

а) основной финансовый план государства -федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

б) финансовые планы государственных и муниципальных  целевых фондов;

в) финансово-кредитные  и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д)финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

ж) сметы  учреждений, организаций, состоящих  на государственном и местном  бюджете.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных  органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке  финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой  финансово-правовой акт.

Формы

  1. Правовые 
    • издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;  
    • издание индивидуальных правовых актов; 
    • заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;  
    • реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;  
    • привлечение лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.
  2. Неправовые 
    • проведение совещаний;  
    • финансово-экономический анализ; 
    • прогнозирование;  
    • разъяснение финансового законодательства.

Информация о работе Правовые формы финансовой деятельности