Правовое регулирование лицензирования банковской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является правовое регулирование лицензирования банковской деятельности.
Для достижения цели предстоит решить следующие задачи:
- исследование правовых основ лицензирования,
- исследование лицензирования кредитных организаций и видов выдаваемых лицензий.

Работа содержит 1 файл

Текст курсовой.docx

— 75.98 Кб (Скачать)

    4) ввести  запрет  на  осуществление  кредитной   организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией,  на срок до одного года,  а также на открытие филиалов на  срок  до   одного года;

    5) назначить временную администрацию по  управлению  кредитной    организацией на срок до 6 месяцев;

    6) ввести ограничения на величину  процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, в виде максимального значения процентной ставки  на срок до 1 года (пункт действует до 31.12. 2006 г.)

    7) Банк России вправе отозвать  лицензию на осуществление банковских  операций.

    В целях Федерального закона №128 применяются  следующие основные понятия:

    лицензия - специальное разрешение на осуществление  конкретного вида деятельности при  обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим  органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

    лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется  получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением  лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

    лицензионные  требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

    лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

    соискатель  лицензии - юридическое лицо или  индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

    реестр  лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

    Основными принципами осуществления лицензирования являются:

    - обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

    - установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

    - установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

    - установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

    - гласность и открытость лицензирования;

    - соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

    Определение полномочий Правительства Российской Федерации при осуществлении  лицензирования

    В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

    - утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

    - определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

    - устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 

    1.2. Лицензирование банковской деятельности
    Банковская  деятельность затрагивает имущественные интересы неограниченного круга субъектов, а силу своей специфики способна оказывать решающее влияние на экономические процессы в стране в целом. Указанные обстоятельства являются вполне закономерной предпосылкой для установления в отношении банков более строгих требований в целях обеспечения общественной безопасности по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности3.

    Институт  лицензирования банковской деятельности призван защитить интересы вкладчиков и других клиентов банков от некомпетентного  управления и рисков, а также интересы государства по поддержанию стабильности в экономике.

    Как подчеркнул Конституционный суд  РФ, лицензирование кредитных организаций, а также отзыв у них лицензии на осуществление банковских операций, по существу, являются законодательной реализацией конституционной функции Банка России, который осуществляет банковское регулирование, надзор и контроль посредством принятия нормативно-правовых актов и индивидуально-правовых (ненормативных) актов на основе оперативной информации как о состоянии экономики в целом, так и в области денежно-кредитной политики (Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. №268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»)4.

    Итак, институт лицензирования банковской деятельности, направлен на достижение следующих  целей:

    - утверждение единого перечня  лицензируемых видов банковских  операций и единообразного порядка, оснований и условий выдачи, приостановления, аннулирования и отзыва лицензий;

    - защита клиентов банков, и в  их числе прежде всего мелких вкладчиков, от некомпетентного управления и недобросовестного руководства;

    - укрепление доверия населения  и юридических лиц к финансово-кредитной  системе в целом и отдельным  банковским институтам в частности;

    - обеспечение финансово-экономической  стабильности в обществе и  государстве в целом.

    Таким образом, лицензирование банковской деятельности является одной из форм пруденциального регулирования и банковского надзора, и в этом смысле представляет собой систему правоотношений, возникающих между Банком России и кредитными организациями и существующих на всем протяжении функционирования последних, по поводу выдачи, переоформления, приостановления, отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности, а также осуществления надзора за соответствием деятельности кредитных организаций требованиям банковского законодательства, в общем, и отдельным нормативам, в частности. Лицензированием подтверждается правомерность создания кредитной организации, соответствие ее на момент выдачи лицензии и в процессе осуществления банковской деятельности предъявляемым Банком России требованиям и нормативам5.

    В настоящее время порядок регистрации  кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, а также отзыва лицензий регламентируется федеральными законами «О государственной регистрации юридических лиц», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» (глава II), а также следующими нормативными актами Банка России: Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (с изменениями от 4 октября 2005 г., 10 мая, 11 декабря 2006 г.)6; Указание ЦБР от 19 июня 2003 г. N 1292-У «О порядке представления небанковской кредитной организацией в Банк России документов для принятия Банком России решения о получении небанковской кредитной организацией статуса банка» (с изменениями от 6 июня 2006г.)7. О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям действует Положение ЦБР от 9 июня 2005 г. N 271-П8. Отзыв лицензий на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации» регулируется Положением ЦБР от 2 апреля 1996 г. N 264 (с изменениями от 26 июля, 25 ноября 1996 г., 25 апреля, 4 июля, 12 ноября, 19 декабря 1997 г., 10, 25 марта, 26 апреля, 7 июля 1999 г., 4 октября 2000 г., 13 апреля 2001 г., 28 мая 2002 г., 4 июня, 19 августа 2003 г.)9.

    Нормы перечисленных нормативных актов  закрепляют особый лицензионный режим.

    В структуре лицензионного режима осуществления банковской деятельности можно выделить следующие элементы этого режима:

    - критерии, обосновывающие необходимость  введения лицензирования банковской  деятельности;

    - объект лицензирования (сфера деятельности, на которую распространяет свое действие лицензионный режим; в банковском праве таким объектом является банковская деятельность);

    - цели и функции лицензирования;

    - банковские лицензионные правоотношения;

    - лицензионные требования и условия;

    - механизм (процедура) выдачи (приостановления,  аннулирования и отзыва) банковской лицензии;

    - меры принудительного воздействия  (меры ответственности) за нарушения в сфере лицензирования банковской деятельности.

    Установление  лицензионного режима осуществления  банковской деятельности означает, что:

    - кредитные организации обязаны  получить соответствующую лицензию;

    - только с момента получения  такой лицензии банки имеют  право осуществлять банковские операции (ч.1 ст.13 Закона «О банках и банковской деятельности»);

    - конкретный перечень банковских  операций определяется лицензией  (ч.4 ст.13 Закона);

    - на банк возлагается обязанность  соблюдать лицензионные требования  и условия, а также иные обязанности,  преимущественно публично-правового  характера;

    - лицензирование является одним  из правовых средств легитимации  банковской деятельности.

    Таким образом, лицензионный режим банковской деятельности - есть система регулятивного воздействия на вид деятельности, потенциально представляющий угрозу причинения значительного вреда обществу и государству, обуславливающая необходимость для занятия этим видом деятельности получения лицензии и соблюдения в процессе ее осуществления лицензионных требований и условий10.

    Выдаваемая  Банком России и получаемая кредитной  организацией лицензия – это бессрочное разрешение на совершение банковских операций. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

    При рассмотрении вопроса лицензировании мы сталкиваемся со следующей проблемой: в ст.5 Закона о банках приводится перечень операций и сделок, отсюда возникает вопрос – какие из них подразумевают получение лицензии? Данный вопрос осложняется тем, что, как известно, отдельные сделки требуют, чтобы юридические лица для их совершения имели специальную лицензию.

    Во-первых, необходимо различать лицензию, выдаваемую кредитной организации: банку, небанковской кредитной организации, представительству иностранного банка. Цели создания каждого из вида кредитных организаций предопределяет строго определенные законом виды банковских операций и лицензию.

    Во-вторых, на наш взгляд верной представляется точка зрения С.В. Пыхтина логично заключающего, что банковская лицензия легитимирует, помимо банковских операций, также ряд сделок, указанных в ч.3 ст.5 Закона о банках, но не непосредственно, а косвенно, опосредованно. Таким образом, для кредитных организаций при совершении сделок, перечисленных в ч.3 ст.5 Закона, даже если на них распространяется лицензионный режим, получения дополнительной лицензии не требуется; указанные организации заключают сделки на основании полученной банковской лицензии. Следовательно, перечень видов предпринимательской деятельности, которые имеют право осуществлять кредитные организации, шире, чем прямо записанный в банковской лицензии11. Соответственно, перечень банковских операций, приведенный в лицензиях, уже, чем фактический перечень видов предпринимательской деятельности, право на занятие которыми лицензия предоставляет.

    В-третьих, необходимо учитывать действующую  редакцию нормативных актов Банка России регламентирующих получение и содержание лицензий. Так согласно Инструкции ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (с изменениями от 4 октября 2005 г., 10 мая, 11 декабря 2006 г.). Согласно п.1.2 лицензия на осуществление банковских операций, выдаваемая Банком России, содержит указание на один из видов лицензий, перечень банковских операций, право на осуществление которых предоставлено кредитной организации.

    В Инструкции устанавливается (п.8.2-8.3), что  созданному путем учреждения банку могут быть выданы лицензии следующих видов:

    - лицензия на осуществление банковских  операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) с конкретным указанием банковский операций;

    - лицензия на осуществление банковских  операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

    Созданной путем учреждения небанковской кредитной  организации в зависимости от ее вида могут быть выданы лицензии следующих видов:

    - лицензия на осуществление банковских  операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций;

    - лицензия на осуществление банковских  операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции.

    Приведем  пример указания в лицензии на конкретные операции (на примере лицензии на осуществление  банковских операций со средствами в  рублях (без права привлечения  во вклады денежных средств физических лиц)). Это следующие операции:

    - привлечение денежных средств  юридических лиц во вклады (до  востребования и на определенный срок);

    - размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

    - открытие и ведение банковских  счетов юридических лиц;

    - осуществление расчетов по поручению  юридических лиц, в том числе  банков-корреспондентов, по их  банковским счетам;

    - инкассация денежных средств,  векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

    - выдача банковских гарантий;

    - осуществление переводов денежных  средств по поручению физических  лиц без открытия банковских  счетов (за исключением почтовых  переводов).

    Таким образом, далеко не все сделки, указанные  в ч. 3 ст. 5 Закона о банках, требуют  получения лицензии. К примеру, любое  юридическое лицо имеет право быть поручителем, какой бы деятельностью оно ни занималось (ст. 361-367 ГК РФ)12. Поэтому представляется спорным утверждение, высказанное авторами комментария к Закону о банках, что кредитная организация вправе совершать сделки, предусмотренные ст. 5 Закона о банках, только при наличии лицензии на совершение банковских операций13.

    В юридической литературе традиционно  все виды предпринимательской деятельности кредитных организаций, изложенные в Законе о банках, принято делить на три следующие категории.

    Первая  категория - виды предпринимательской  деятельности, легитимируемые прямо или косвенно банковской лицензией, выдаваемой Банком России:

    - привлечение денежных средств  физических и юридических лиц  во вклады (до востребования и  на определенный срок);

    - размещение указанных привлеченных  средств от своего имени и  за свой счет;

    - открытие и ведение банковских  счетов физических и юридических  лиц;

    - осуществление расчетов по поручению  физических и юридических лиц,  в том числе банков-корреспондентов,  по их банковским счетам;

    - инкассация денежных средств,  векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

    - купля-продажа иностранной валюты  в наличной и безналичной формах;

    - привлечение во вклады и размещение  драгоценных металлов;

    - операции с драгоценными металлами  и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    - выдача банковских гарантий;

    - осуществление переводов денежных  средств по поручению физических  лиц без открытия банковских  счетов (за исключением почтовых  переводов);

    - приобретение права требования  от третьих лиц исполнения  обязательств в денежной форме;

    - выпуск, покупка, продажа, учет, хранение  и иные операции с ценными  бумагами, выполняющими функции  платежного документа, с ценными  бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами;

    - доверительное управление указанными  ценными бумагами по договору  с физическими и юридическими  лицами.

    Вторая  категория - виды предпринимательской  деятельности, легитимируемые в ином порядке (требуется получение лицензии иной, чем банковская):

    - брокерская деятельность на рынке  ценных бумаг;

    - дилерская деятельность на рынке  ценных бумаг;

    - деятельность по управлению ценными  бумагами;

    - депозитарная деятельность;

    - клиринговая деятельность на  рынке ценных бумаг;

    - деятельность по ведению реестра  владельцев ценных бумаг.

    Третья  категория - виды предпринимательской  деятельности, осуществляемые без лицензии:

    - выдача поручительств за третьих  лиц, предусматривающая исполнение  обязательств в денежной форме;

    - доверительное управление денежными  средствами и иным имуществом (кроме ценных бумаг) по договору с физическими и юридическими лицами;

    - предоставление в аренду физическим  и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

    - лизинговые операции;

    - оказание консультационных и  информационных услуг;

    - иные сделки в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

    Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание  с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

    Банк  России вправе предъявить в арбитражный  суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

    Важно акцентировать внимание нововведение Закона о банках. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 140-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 13.1, которая допускает осуществление отдельных банковских операций коммерческой организацией, не являющейся кредитной организацией. Коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией, вправе осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России, банковские операции, указанные в п.9 ч.1 ст.5 Закона, в части принятия от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги при одновременном соблюдении следующих условий:

    1) наличие договора с кредитной  организацией, по условиям которого  коммерческая организация, не  являющаяся кредитной организацией, обязуется от своего имени, но за счет кредитной организации осуществлять банковские операции;

    2) наличие договора между кредитной  организацией и лицом, оказывающим услуги (выполняющим работы), за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации взимается плата.

    Подводя итог сказанному, сделаем следующие  выводы. Лицензирование банковской деятельности по своей правовой природе является:

    - формой пруденциального регулирования и банковского надзора;

    - специфическим правовым режимом;

    - публично-правовым средством.

    Объектом  лицензирования в банковской сфере  является банковская деятельность как совокупность систематически осуществляемых банками или небанковскими кредитными организациями как участниками единой банковской системы банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

    В аспекте банковской деятельности лицензирование имеет определенную специфику, которая заключается в том, что банковская лицензия прямо легитимирует совершение лишь банковских операций (ч. 1 ст. 5 Закона о банках). Помимо банковских операций банковская лицензия косвенно легитимирует также совершение ряда сделок, указанных в ч. 3 ст. 5 Закона о банках, а также операций с ценными бумагами, перечень которых приведен в ст. 6 Закона. Следовательно, перечень видов предпринимательской деятельности, которые имеют право осуществлять кредитные организации, шире, чем прямо указанный в банковской лицензии.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Лицензирование кредитных организаций и виды лицензий 

    2.1. Лицензирование деятельности кредитных учреждений 

    Одним из условий стабильности и развития банковской системы является грамотно организованный механизм лицензирования кредитных организаций. Данный принцип закреплен базельскими соглашениями и в настоящее время активно реализуется Банком России. Классическая система лицензирования деятельности банков включает следующие основные элементы:

    - Лицензирование деятельности вновь  создаваемых кредитных организаций;

    - Лицензирование деятельности действующих  кредитных организаций в части  получения дополнительных лицензий;

    - Контроль за созданием и деятельностью обособленных и внутренних подразделений кредитных организаций;

    - Контроль и регистрация изменений  в структуре собственности кредитной организации, величины её уставного капитала, любых изменений в учредительных документах кредитной организации;

    - Проверка правомерности участия  в уставном капитале кредитной  организации: деловая репутация учредителей, происхождение средств, используемых для формирования уставного капитала, финансовая устойчивость участников капитала.

     Кредитные организации подлежат государственной  регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

     Решение о государственной регистрации  кредитной организации принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

     Банк  России в целях осуществления  им контрольных и надзорных функций  ведет Книгу государственной  регистрации кредитных организаций  в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России14.

     За  государственную регистрацию кредитных  организаций взимается государственная  пошлина в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с законодательством, банковские операции могут проводиться только на основании лицензии, выданной кредитным учреждениям Центральным Банком России.

    Лицензия  на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после её государственной регистрации в порядке, установленным ФЗ «О банках и банковской деятельности» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

    В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

    За  рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1 процента от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

     Кредитная организация обязана информировать  Банк России об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Банк России не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от кредитной организации сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о кредитной организации.

     Лицензия  на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

     Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

     Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, указанных в части девятой настоящей статьи и в статье 13.1 настоящего Федерального закона.

     Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются  в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

     Реестр  выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

     В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

    Реестр  выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России (“Вестник Банка России“) не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

    Лицензия  на осуществление банковских операций содержит следующие сведения:

    - регистрационный номер лицензии;

    - наименование кредитной организации  с указанием её организационно-правового  статуса;

    - перечень банковских операций, которые  имеет право осуществлять данная  кредитная организация;

    - сведения о лице, подписавшем  лицензию.

    Лицензия  на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

     Лицензия  на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

     Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

     Банк  России вправе предъявить в арбитражный  суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение  такой лицензии является обязательным.

     Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном  законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную  ответственность.

     Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)" вправе осуществлять банковские операции, право  на осуществление которых предоставлено ей на основании Федерального закона "О банке развития".

     В лицензии на осуществление банковских операций, выдаваемой кредитной организации после ее государственной регистрации, указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Выданные Банком России кредитным организациям лицензии учитываются им в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций, который публикуется в официальном издании "Вестник Банка России" не реже одного раза в год (ст. ст. 12 и 13 Закона о банках и банковской деятельности).

     Кредитная организация имеет право приступить к осуществлению банковских операций лишь с момента получения лицензии, выданной Банком России. Обязательным условием для получения лицензии является оплата учредителями всего объявленного уставного капитала, что обеспечивается следующими обязательными правилами. После получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации Банк России в срок не позднее трех рабочих дней уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц. И только при предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций. Напротив, неоплата или неполная оплата учредителями уставного капитала кредитной организации в установленный срок служит основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации (ст. ст. 12 и 15 Закона о банках и банковской деятельности).

    Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание  с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

     Таким образом, необходимыми формальными  признаками всякой кредитной организации являются: ее государственная регистрация в качестве таковой (кредитной организации) как в едином государственном реестре юридических лиц, так и в Книге регистрации кредитных организаций, ведущейся Банком России; наличие у кредитной организации лицензии на осуществление соответствующих банковских операций, выданной Банком России, и необходимой учетной записи об этом в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций, который также ведется Банком России. При наличии указанных формальных признаков соответствующая коммерческая организация (хозяйственное общество) может быть идентифицирована в качестве кредитной организации. 

    Лицензирование (первый  этап надзора за деятельностью ) имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами , которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.

    Для получения лицензии  подавший  заявку  кредитное  учреждение должно соблюдать ряд требований , прежде всего относительно:

    - минимального размера  уставного  капитала;

    - источников первоначально инвестируемого  капитала;

    -  состава основных  акционеров;

    -  квалификации и моральной характеристики руководства;

    - круга предполагаемых операций  и стратегии деятельности;

    - правильности оценки   банковских   активов   по   их   рыночной 
стоимости; 
       
- комплекса мер по  созданию  резервов  на  случай  возникновения 
сомнительной  задолженности. 
        
Помимо этого, при решении вопроса о выдаче  лицензии  надзорные  
органы  могут  учитывать,  например,  условия по формированию сети филиалов нового банка, возможное влияние создаваемого учреждения на  
уровень  конкуренции  в  кредитно-финансовом секторе,  национальную принадлежность капитала или  учредителя  в  тех  случаях,  когда  в стране  действует особый порядок рассмотрения заявок от иностранных лиц.

    Лицензия  должна содержать положения о  сроках ее действия ,  условиях их продления ,возможности внесения в нее поправок или ее аннулирования. В ней может  быть оговорено  утверждение  центрального банка кандидатур на высшие руководящие посты в банке после проверки их квалификации и опыта,  существенных  (свыше  5%)  изменений  в структуре  собственности,  слияний,  а также перемены названия, уменьшения оплаченного капитала.

    Аннулирование лицензии возможно при следующих обстоятельствах:

    - неспособность создаваемого    банка    начать    по   истечении определенного срока осуществление операций;

    - невыполнение банком условий  лицензии или осуществление операций, не предусмотренных в лицензии;

    - нарушение законов   или  нормативных  актов;

    - нанесение ущерба  интересам   кредиторов   и   вкладчиков   при проведении операций. 

 

    2.2. Лицензирование профессиональной деятельности кредитных

    организаций на рынке ценных бумаг  РФ 

    Центральный банк Российской Федерации в соответствии с генеральной лицензией ФКЦБ России N 90-000-2-00001 от 11 июня 1997 года осуществляет лицензирование следующих видов профессиональной деятельности кредитных организаций (далее - заявитель) на рынке ценных бумаг:

    - брокерской деятельности, за исключением  операций с физическими лицами;

    - брокерской деятельности, включая  операции с физическими лицами;

    - дилерской деятельности;

    - деятельности по доверительному  управлению ценными бумагами;

    - депозитарной деятельности;

    - клиринговой деятельности.

    Лицензирование  Банком России деятельности заявителя  как профессионального участника рынка ценных бумаг. Порядок лицензирования изложен в Положении "О порядке лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации", утвержденном Постановлением ФКЦБ России N 26 от 19 сентября 1997 г.

    Несоблюдение  заявителем требований настоящего Положения  влечет отказ в выдаче лицензии.

    Для получения лицензии профессионального  участника рынка ценных бумаг  заявитель представляет в территориальное  учреждение Банка России следующий  комплект документов:

    а) Заявление на получение лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг по форме (Приложения 1);

    б) нотариально удостоверенную копию  свидетельства о государственной  регистрации заявителя;

    в) Регистрационную форму на бумажном носителе (Приложение 2) и магнитном  носителе в соответствии с программным  обеспечением, подготовленным Департаментом контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России;

    г) копии квалификационных аттестатов специалистов заявителя по каждому виду профессиональной деятельности, выданных ФКЦБ России. Указанные документы представляются при подаче заявления, начиная с 22 апреля 1998 года;

    д) выписку из штатного расписания заявителя, содержащую фамилии, имена, отчества сотрудников  заявителя, деятельность которых непосредственно связана с операциями на рынке ценных бумаг, с указанием подразделений и занимаемых должностей;

    е) копии платежных документов, подтверждающих уплату заявителем единовременного  лицензионного сбора;

    ж) копии внутренних документов заявителя, регламентирующих работу подразделений, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, и организацию  службы внутреннего контроля;

    з) расчет собственных средств (капитала) заявителя на последнюю отчетную дату;

    и) стандарты осуществления депозитарной деятельности, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации и нормативным актам ФКЦБ России, при включении в лицензию депозитарной деятельности;

    к) правила ведения внутреннего  учета и отчетности, соответствующие  требованиям нормативных актов  ФКЦБ России, при включении в лицензию брокерской деятельности (за исключением  операций с физическими лицами), брокерской деятельности (включая операции с физическими лицами), дилерской деятельности. Указанные правила ведения внутреннего учета представляются при подаче заявления, начиная с 1 января 1998 года;

    л) документы, перечень которых дополнительно  устанавливается нормативными актами ФКЦБ России, регулирующими клиринговую деятельность и деятельность по доверительному управлению на рынке ценных бумаг, при включении в лицензию указанных видов деятельности.

    Перечисленные выше документы представляются в  одном экземпляре и должны быть прошиты, пронумерованы, заверены печатью и  подписаны либо заверены руководителем заявителя.

    Территориальное учреждение Банка России выдает Лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг (по форме Приложения 5) и направляет сведения о выданных лицензиях и электронный файл с текстом Регистрационной формы (Приложение 2) заявителя в Департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России в день принятия решения о выдаче лицензии руководителем территориального учреждения Банка России.

    Банк  России ведет Реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.

    Кредитные организации, получившие лицензию профессионального  участника рынка ценных бумаг, ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в  территориальное учреждение Банка России Регистрационную форму на бумажном носителе (Приложение 2) и магнитном носителе.

    Территориальное учреждение Банка России ежеквартально, не позднее 15 дней после получения  соответствующей информации от кредитной  организации, имеющей лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, направляет электронный файл с текстом Регистрационной формы (Приложение 2) в Департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России.

    Территориальные учреждения Банка России не позднее 15 числа каждого месяца представляют в Банк России следующие виды отчетов за предыдущий месяц:

    - сведения о выданных, приостановленных  и аннулированных лицензиях;

    - о проведенных проверках деятельности  профессиональных участников рынка  ценных бумаг;

    - о работе с жалобами (заявлениями)  относительно деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

    Территориальное учреждение Банка России выдает лицензию на бланке установленного образца, с  указанием номера, определяемого  согласно. 
 

      2.3. Виды лицензий, выдаваемых созданному путем учреждения банку  

    Созданному  путем учреждения банку могут  быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

    - лицензия на осуществление банковских  операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

    - лицензия на осуществление банковских  операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

    - лицензия на привлечение во  вклады и размещение драгоценных  металлов. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с предыдущей лицензией;

    - лицензия на привлечение во  вклады денежных средств физических  лиц в рублях. Данная лицензия  может быть выдана банку одновременно  с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

    - лицензия на привлечение во  вклады денежных средств физических  лиц в рублях и иностранной  валюте. Данная лицензия может  быть выдана банку одновременно  с лицензией на осуществление  банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) (п. 8.2 Инструкции N 135-И). 

    Виды  лицензий, выдаваемых созданной путем  учреждения

    небанковской  кредитной организации 

    Созданной путем учреждения небанковской кредитной  организации в зависимости от ее вида могут быть выданы следующие  виды лицензий на осуществление банковских операций:

    - лицензия на осуществление банковских  операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций (РНКО);

    - лицензия на осуществление банковских  операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции (НДКО) (п. 8.3 Инструкции N 135-И).

    Подтверждение своевременной и правомерной  оплаты 100% уставного капитала КО (а  также регистрация отчета об итогах первого выпуска акций КО в  форме акционерного общества) является основанием для выдачи ей лицензии на осуществление  банковских  операций15. Если ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление  банковских  операций предполагает предоставление создаваемому путем учреждения банку лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, дополнительным основанием для выдачи банку такой лицензии является представление им подтверждения о раскрытии неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка (п. 8.1 Инструкции N 135-И).

    При получении заключения территориального учреждения Банка России о правомерности  оплаты 100% уставного капитала КО (а  также при регистрации отчета об итогах первого выпуска акций КО в форме акционерного общества) и (если ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций предполагает предоставление создаваемому путем учреждения банку лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте) представления банком подтверждения о раскрытии неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка, Банк России в трехдневный срок принимает решение о выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций и направляет в территориальное учреждение Банка России два экземпляра данной лицензии. Первый экземпляр лицензии на осуществление банковских операций может быть выдан Банком России председателю совета директоров (наблюдательного совета) КО или иному уполномоченному лицу, письменно подтвердившему получение указанного документа.

    Территориальное учреждение Банка России в течение  трех рабочих дней направляет в КО или выдает под расписку председателю совета директоров (наблюдательного совета) КО или иному уполномоченному лицу первый экземпляр лицензии на осуществление банковских операций (если первый экземпляр лицензии на осуществление банковских операций не был выдан Банком России). Не позднее пяти рабочих дней с момента принятия решения о выдаче КО лицензии на осуществление  банковских операций Банк России направляет соответствующие сведения в уполномоченный регистрирующий орган. Реестр выданных КО лицензий на осуществление  банковских операций подлежит публикации Банком России в "Вестнике Банка России" не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в данный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр (п. п. 8.4 - 8.6 Инструкции N 135-И). Как видно из вышеизложенного, в процессе государственной регистрации и  лицензирования  кредитных организаций ключевая роль принадлежит территориальным учреждениям Банка России16. 

    Виды  лицензий, выдаваемых банку для расширения  деятельности  

    Банку, имеющему лицензию на осуществление  банковских операций, для расширения деятельности могут быть выданы следующие  виды лицензий:

    - лицензия на осуществление банковских  операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

    - лицензия на привлечение во  вклады и размещение драгоценных  металлов. Данная лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;

    - лицензия на привлечение во  вклады денежных средств физических  лиц в рублях;

    - лицензия на привлечение во  вклады денежных средств физических  лиц в рублях и иностранной  валюте. Данная лицензия может  быть выдана банку при наличии  лицензии на осуществление банковских  операций со средствами в рублях  и иностранной валюте (без права  привлечения во вклады денежных  средств физических лиц) или  одновременно с ней;

    - генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, а также выполняющему установленные Банком России требования к размеру собственных средств (капитала). Согласно ч. 3 ст. 11.2 Закона о банках и  банковской   деятельности  генеральная лицензия может быть выдана кредитной организации, имеющей собственные средства (капитал) не менее 900 млн руб. по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России ходатайство о получении генеральной лицензии17.

    Наличие лицензии на осуществление  банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения генеральной лицензии. КО, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России - представительства. КО, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации. По мнению Л.Г. Ефимовой, лицензии, выдаваемые вновь созданным путем учреждения КО, называются первичными. Лицензии, выдаваемые в порядке расширения  деятельности  КО, предоставляются тем действующим КО, которые желают увеличить круг выполняемых ими  банковских  операций, и именуются вторичными (п. 14.1 Инструкции N 135-И)18.  

Информация о работе Правовое регулирование лицензирования банковской деятельности