Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:33, курсовая работа
В современный период, когда у Российской Федерации сохраняется значительный по объему государственный долг не вызывает сомнений, что он нуждается в организации, упорядочении, регулировании со стороны государства в целях поддержания его объема на безопасном для государства уровне, обеспечения исполнения обязательств в полном объеме, а также оптимизации стоимости обслуживания государственного долга. Необходимо отметить, что сложившаяся организационно-функциональная структура управленческого цикла в области долговой политики государства получила юридическое оформление.
Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского кредита участвуют две стороны: банк -- в роли кредитора (заимодавца), юридические и физические лица -- в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.
Если отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, то результатом госкредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.
Представители финансово-правовой науки дореволюционной России (М.Ф. Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и др.) выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между государственным и банковским кредитом. Эти различия заключаются в следующем:
1.
В отношениях по
2.
Учитывая особую роль
3.
При банковском кредите
Государственный
кредит представляет отношения вторичного
распределения стоимости
Формирование
посредством госкредитных отношений
дополнительных финансовых ресурсов отражает
одну сторону сущности государственного
кредита как особой формы движения
стоимости (ссудного фонда). Второй стороной
выступают отношения, обусловленные
возвратностью и платностью ресурсов,
мобилизуемых с помощью государственного
кредита. Государство гарантирует
возврат средств с уплатой
кредиторам установленного дохода в
виде процентов. Госкредитные отношения
и налоговые не подменяют друг
друга и являются самостоятельными
финансовыми инструментами. Отношения
по возврату средств и выплате
вознаграждения также имеют
Кредиторами
выступают физические и юридические
лица, заемщиком - государство в лице
его органов (министерства финансов,
местных органов власти). Для заемщика
ценная форма кредита позволяет
мобилизировать дополнительные денежные
ресурсы для покрытия бюджетного
дефицита без использования для
этих целей бумажно-денежной эмиссии,
для не инфляционного кредитно-
В последнее время государство в отношениях по госкредиту выступает в роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных либо льготных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны.
Итак,
государственный кредит -- это совокупность
экономических отношений между
государством в лице его органов
власти и управления с одной стороны,
и юридическими и физическими
лицами, с другой, при которых
государство выступает
Выделяются следующие виды государственного кредита:
-
Государственный финансовый
-
Государственный экспортный
Государственный
финансовый кредит представляет собой
форму бюджетного кредита, при которой
РФ предоставляет денежные средства
иностранному заемщику в объеме и
на условиях, предусмотренных
Государственный
экспортный кредит представляет собой
форму бюджетного кредита, при которой
за счет бюджетных средств
Согласно статье, 125 БК РФ программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов представляет собой перечень государственных финансовых кредитов и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период с указанием по каждому из них:
1)
наименования иностранного
2)
наименования гаранта возврата
государственного финансового
З)
целей предоставления государственного
финансового кредита и
4)
общей суммы государственного
финансового кредита и
5)
срока использования
6)
процентной ставки по
7)
срока погашения
8)
прогноза объема бюджетных
9)
прогноза объема
Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период утверждается при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в качестве отдельного приложения к указанному закону.
В
случае не утверждения Государственной
думой очередной программы
Финансово-правовое
регулирование государственного кредита
характеризуется усилением его
взаимосвязи с другими
Правовое
регулирование государственных
внешних ценных бумаг, выпускаемых
Российской Федерацией, во многом связано
с нормами международного частного
права, а также обычаями делового
оборота иностранных фондовых бирж.
Вместе с тем, общего внутреннего
правового регулирования
Кроме того, в связи с тем, что в настоящее время происходит процесс активного вовлечения еврооблигаций в государственную долговую политику, на законодательном уровне необходимо закрепить нормы, которые позволят активно использовать облигации внешних облигационных займов на внутреннем фондовом рынке, что, в конечном счете, будет способствовать аккумуляции дополнительных средств в бюджет.
Привлечение
заемных средств в форме ценных
бумаг способствует проведению денежно-кредитной
политики, которая в соответствии
с законодательством
В
целях компенсации понесенных расходов
федерального бюджета по исполнению
обязательства получателя государственной
гарантии в Бюджетном кодексе
Российской Федерации необходимо закрепить
норму, обязывающую гаранта (Российскую
Федерацию) предъявлять регрессные
требования к получателю гарантии по
возмещению уплаченных сумм. Отсутствие
предлагаемой нормы приводит тому,
что предоставляемая* государственная
гарантия фактически является формой
финансирования, целей, которые не запланированы
в расходной части
В рамках государственного кредитования как отдельного института произошло оформление двух групп отношений: отношений, ведущих к формированию внешних долговых активов Российской Федерации, и отношений по формированию внутренних долговых активов Российской. Федерации, основными критериями, разграничения которых являются субъект - заемщик бюджетных средств и валюта кредита.
В виду отсутствия в современный период легального определения понятия «управление госдолгом» на законодательном уровне необходимо закрепить данную основную категорию государственного кредита, конкретизировав ее применительно к активному и пассивному, внешнему и внутреннему долгу.
В связи с активным вовлечением в долговую политику «новых» инструментов управления госдолгом и отсутствием их законодательного регулирования, необходимо на уровне закона закрепить «новые» способы управления, а также определить цели и условия их применения.
Информация о работе Правовое регулирование государственного кредита