Понятия и виды финансово- правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:04, контрольная работа

Описание работы

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………… 3
1 Понятие финансово-правовых норм и их особенности…… 4
2 Виды финансово-правовых норм………………………………………………………… 6
3 Структура финансово-правовых норм……………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………………………………………………… 13
Список литературы……………………………………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 30.43 Кб (Скачать)

    В отличие от некоторых других отраслей права финансовое право концентрирует  в единой совокупности материальные и процессуальные нормы. Его разделы  и институты, как правило, в единстве представляют материальные и процессуальные нормы. Исключением является бюджетное  право, в котором от материальных норм довольно четко обособляется совокупность норм, регулирующих бюджетный процесс. Значительное внимание формированию процессуальных норм уделено в Налоговом кодексе  РФ. Высокий уровень разработанности  и четкое соблюдение процессуальных финансово-правовых норм способствуют эффективности использования механизма  финансов, служат важной гарантией  реализации материальных прав и обязанностей в области финансов в полном объеме, являются необходимым условием формирования правового государства. 

    3 Структура финансово-правовых норм

    Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права. В статьях финансового законодательства могут не содержаться все три  элемента финансово-правовой нормы. Но и гипотеза, и диспозиция, и санкция  легко отыскиваются в других статьях  этого же нормативного акта либо в  иных нормативных актах.

    Гипотеза - первая часть финансово-правовой нормы, которая определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает  на субъектов - участников этих правоотношений. Например, чтобы юридическое лицо заплатило налог на прибыль, оно, как минимум, должно получать от своей  деятельности определенный доход. Обязанность  предприятия уплатить в государственный  бюджет налог на прибыль реализуется  при условии, если оно имеет расчетный  счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль  и др. Гипотеза имеется во всякой финансово-правовой норме. Обычно она формулируется с использованием слова "если" и гораздо реже - с использованием оборота "в случае". Если же эти слова отсутствуют, то они подразумеваются. Например, норма п.1 ст.74 НК РФ сформулирована так: "В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством". Гипотеза в этой норме выражена фразой: "В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов... "

    Основа  финансово-правовой нормы - диспозиция, содержит предписание о том, как  должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права  и обязанности по формированию, распределению  или использованию государственных  и муниципальных финансовых ресурсов. Диспозиция требует определенного  поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего объективируются  через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соответствующих условий, и гораздо реже - через права.

    Способом  защиты правил, установленных финансово-правовыми  нормами, являются их санкции. Эти санкции  распространяются на организации, должностных  лиц и граждан. Причем возможно одновременное  применение финансово-правовых санкций  к должностному лицу и к организации.

    Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия  за нарушение предписаний государства  в области финансов. Это пени и  штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных  в срок платежей, применение кредитных  санкций банка. В связи с тем, что нарушение предписания, содержащегося  в финансово-правовой норме, влечет за собой материальный ущерб государству, применение финансово-правовых норм имеет  некоторые особенности. Так, самую  распространенную санкцию в области  финансового права - пеню - финансовые органы применяют автоматически, не устанавливая вины за правонарушение. При нарушении срока платежа  неизбежно применяется эта санкция.

    При изъятии денежных средств путем  финансово-правовых санкций характерным  является зачисление их в государственную  бюджетную систему или иной централизованный государственный денежный фонд. Финансово-правовые санкции соединяют в себе право восстановительные и штрафные (карательные) элементы. За нарушение финансовой дисциплины, помимо рассмотренных санкций могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия.

    Данные  санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений - РФ, субъектов Федерации, муниципальные образования, (например, принудительное списание средств с единого счета федерального бюджета, со счетов других соответствующих бюджетов). Органы государственной власти и местного самоуправления, организации, на должностных лиц и граждан (блокировка расходов получателя бюджетных средств, наложение штрафов и пеней, приостановление операций по счетам, штраф за несоблюдение порядка ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями и т.п.). При этом возможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу и организации, учреждению.

    Меры  финансово-правовой ответственности  применяются государственными органами и их должностными лицами. К таким  органам относятся федеральное  казначейство, Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ. Они применяют санкции в административном порядке (без судебного разбирательства). Такой порядок является наиболее распространенным в связи с направленностью  финансово-правовых санкций на обеспечение  общегосударственных интересов  в области финансов и необходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения. Однако в соответствующих  случаях это не исключает необходимости  принятия судебных решений (арбитражного суда или суда общей юрисдикции) по применению финансово-правовых санкций (в частности, при наличии спора, при взыскании штрафов и пеней  с физических лиц).

    Для современных условий характерно расширение круга финансово-правовых санкций, большее разнообразие их в  сравнении с до переходным к рыночным отношениям периодом. Среди финансово-правовых санкций с учетом основных направлений финансовой деятельности можно выделить следующие их группы: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, валютные. Помимо рассмотренных санкций за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера.  

Заключение

Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило  поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования  государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое  закрепляет юридические права и  юридические обязанности их участников.

Финансово-правовые нормы закрепляют юридические права  и юридические обязанности участников общественных финансовых отношений.

Содержание  финансово-правовых норм составляют правила  поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.

Эти правила  выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических  прав и возложении на них юридических  обязанностей, осуществление которых  обеспечивает планомерное образование  и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов  местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Содержание  финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.

Финансово-правовая норма не тождественна статье финансово-правового  акта, так как элементы финансово-правовой нормы не содержатся в совокупности в одной статье нормативно-правового  акта, а обычно размещаются в разных статьях.

 Список литературы

1. Павлов П. В.  Финансовое право:  учебноепособие.2009.

2.      Гладченко А.О. Основы финансового права. - М., 2004.

3.      Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2001.

4.      Крохина Ю.А. Финансовое право России. - М., 2004.

5.      Финансовое право / под ред. Горбуновой О.Н. - М., 2005.

Информация о работе Понятия и виды финансово- правовых норм