Понятие и значение государственных и муниципальных контрактов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:48, контрольная работа

Описание работы

Отказ от административно-плановых методов управления экономикой, переход к рыночным отношениям вызвал потребность в новых экономических и правовых механизмах регулирования, к которым, прежде всего, относится антимонопольное регулирование, запрещающее злоупотребление доминирующим положением, ограничение конкуренции, а также правовое регулирование поставок товаров для государственных и муниципальных нужд.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________3
1. Общая характеристика государственных и муниципальных контрактов______________________________________________5
Понятие государственного (муниципального) контракта____5
Структура государственного (муниципального) контракта___7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК__________________36

Работа содержит 1 файл

Контрольная Гвоздевой Е.П..docx

— 48.21 Кб (Скачать)

 

                                 

Федеральное агентство по образованию

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

Наименование дисциплины:Финансы бюджетных учреждений

Тема: Понятие и значение государственных и муниципальных контрактов.

 

 

 

Выполнил (а) студент (ка) Гвоздева Е. П.

 Специальность Экономика и  управление на предприятии

Группа_ Э У 5 (07) а_ год обучения  

Проверил (ученая степень, Ф.И.О. преподавателя)Ланских М.В

 

 

 

 

 

 

Липецк 2012   (указать учебный  год)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________3

1. Общая характеристика государственных и муниципальных контрактов______________________________________________5

    1. Понятие государственного (муниципального) контракта____5
    2. Структура государственного (муниципального) контракта___7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________35

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК__________________36 
ВВЕДЕНИЕ

 

Отказ от административно-плановых методов управления экономикой, переход  к рыночным отношениям вызвал потребность  в новых экономических и правовых механизмах регулирования, к которым, прежде всего, относится антимонопольное  регулирование, запрещающее злоупотребление  доминирующим положением, ограничение  конкуренции, а также правовое регулирование  поставок товаров для государственных  и муниципальных нужд.

Роль государственного и муниципального заказа достаточно велика: с его помощью реализуются  общественные потребности, проводится в жизнь любая приоритетная политика государства и муниципальных  образований. Госзаказы получили широкое  распространение в странах с  высокоразвитой рыночной экономикой, например, в США доля государственных  закупок равна примерно 15% национального  бюджета. В государствах с переходной экономикой доля государственных закупок  в национальном бюджете составляет 50%. По данным министерства экономического развития Сахалинской области, по сравнению  с 2006 г. количество процедур размещения заказа вырос с 19, 5 тысяч до 53,5 тысяч в 2010 г. Во-вторых, в настоящее время существует очень много проблем, связанных с поставками товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Это, нарушения государственными или муниципальными заказчиками законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов – открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса. По данным Госкомстата, за год федеральными органами проводится около 40 тысяч конкурсов на поставки различной продукции. Но лишь 9% закупок осуществлялись на конкурсной основе, остальные 91% закупок осуществлены неконкурентными методами. В настоящее время с принятием Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» у заказчиков остается все меньше возможностей решать вопрос о размещении заказов не конкурентными способами, в связи с чем все больше проводится торгов и запросов котировок, заключается государственных и муниципальных контрактов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика государственных  и муниципальных контрактов

 

1.1 Понятие государственного (муниципального) контракта

Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Главной отличительной чертой государственного контракта является особая цель использования товаров (услуг, работ), а именно их закупка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в государственный резерв. Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности Российской Федерации в продукции (услугах, работах), необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ. Специфика предмета видов госконтракта, в свою очередь, обусловливает и особый состав его участников, структуру договорных связей, порядок заключения и исполнения.

Проект государственного контракта определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с государственным заказчиком при выполнении госконтракта.

Проектом государственного контракта могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. При заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.6 и 8.1 статьи 9 Закона о размещении заказов. То есть отклонение от этого правила допускается лишь в очень редких случаях.

В отношении  подряда для государственных  и муниципальных нужд для госконтракта устанавливается специальный правовой режим, в частности, связанный со строительными, проектными и изыскательскими работами, направленными на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей и финансирующимися за счет государственных и муниципальных средств.

Также важной особенностью государственных контрактов является порядок его заключения - государственный контракт или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Из приведенного в Законе о размещении заказов  и Гражданского кодекса РФ определения государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд следует, что он является консенсуальным, возмездным и взаимным.

1.2 Структура государственного (муниципального) контракта

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ государственный  и муниципальный контракты являются одной из важнейших составляющих комплекта конкурсной документации и любая ошибка, закравшаяся в  этот документ, может привести к  снижению эффективности использования  выделенных для закупки бюджетных  средств, а также к срыву исполнения самого контракта. Данные контракты  заключаются в порядке, предусмотренном  ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений упомянутого  Закона.

Договор (контракт) считается заключенным, если между  сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или  иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров  данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению  одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.  
В современной практике для бюджетного учреждения важна своевременность исполнения контракта. В государственный и муниципальный контракты, как правило, включены условия конкурсной документации и содержание конкурсной заявки участника. Минэкономразвития в своей политике придерживается правила невозможности при подписании изменения какого-либо пункта контракта, состоящего из двух упомянутых частей. Это требование необходимо строго исполнять, если в конкурсной документации был опубликован текст контракта целиком. Если же в конкурсной документации были указаны только существенные условия контракта, то они вносятся в него без изменений, а в несущественной части (упаковка, маркировка и т.п.) он может быть дополнительно согласован сторонами. На эту процедуру действующее законодательство дает до 20 дней со дня подведения результатов конкурса.

Обычно контракт состоит из следующих разделов:

- вводная  часть; 

- предмет  контракта; 

- характеристика  товара (количество, качество, комплектность  товара);

- права и  обязанности сторон;

- цена контракта  и порядок расчетов;

- порядок  и сроки поставки товара;

- ответственность  сторон;

- изменение,  дополнение и досрочное расторжение  договора;

- сроки действия  договора;

- порядок  рассмотрения споров;

- заключительные  положения; 

- реквизиты  и юридические адреса, подписи  сторон.

Отметим, что  данная структура контракта является примерной и может быть изменена и дополнена в зависимости  от пожеланий заказчика и особенностей отношений сторон.

Вводная часть контракта

Вводная часть  контракта начинается с названия документа. С учетом положений ст. ст. 4 и 5 Федерального закона N 94-ФЗ в  зависимости от источника используемых бюджетных средств документ должен называться "государственный контракт" или "муниципальный контракт". Он подписывается соответственно государственными или муниципальными заказчиками. При  этом услуги по организации и проведению конкурса заказчик может передать уполномоченному  органу, однако подписывать контракт с победителем он обязан самостоятельно и от своего лица.

Соответственно, в преамбуле со стороны заказчика (покупателя) должны быть указаны его  реквизиты, а подписантом контракта  должно быть уполномоченное заказчиком должностное лицо (как правило, главный  распорядитель кредитов). Подписывают  контракт именно те лица, которые обозначены в преамбуле. Если случится непредвиденная срочная замена подписанта, то данную страницу необходимо исправить, иначе  это будет считаться ошибкой  при оформлении документа.

Предмет контракта

В данном разделе  контракта описываются отношения  сторон, которые являются предметом  контракта. Предмет контракта (товар, работа, услуга) должен быть сформулирован  абсолютно четко и однозначно. Если на стадии конкурсной документации еще возможны вариации названия товара, в сопровождении слов "или эквивалент", то в окончательном варианте все уже должно быть ясно. Ошибка в данном разделе может повлечь за собой нецелевое использование средств. При этом не обязательно описывать весь перечень поставляемого товара в предмете контракта, можно сделать отсылку к соответствующему приложению к нему, которое будет являться его неотъемлемой частью.

Характеристика  товара

Качество  товара. Пунктом 4 ст. 22 Федерального закона N 94-ФЗ предусмотрено содержание конкурсной документации в части фиксации качества необходимого заказчику товара. Однако правильная фиксация в контракте качественных показателей товаров, работ и услуг достойна особо пристального внимания. Малейшая ошибка в этом пункте грозит проведением несоответствующей по характеристикам закупки, а в худшем случае - ее полным срывом. Поэтому на этапе согласования контракта необходимо потребовать от участника размещения заказа, победившего в конкурсе, разъяснений в части фиксации качества. Требования к качеству товара определены ст. 469 ГК РФ.

Установленные заказчиком, уполномоченным органом  требования к качеству и техническим  характеристикам товара, требования к их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским  свойствам), размерам, упаковке и отгрузке товара, а также иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, должны содержать конкурсная документация, документация об аукционе и при запросе котировок цен (п. 2 ст. 22, ст. 34 и п. 4 ст. 43 Федерального закона N 94-ФЗ).

Кроме того, при заключении и исполнении государственного или муниципального контрактов изменение  их условий, установленных заказчиком, уполномоченным органом и указанных  в заявках участников размещения заказа, с которыми заключается контракт, по соглашению сторон и в одностороннем  порядке не допускается (п. 5 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ). Исходя из этого, контракт также должен содержать вышеперечисленные  предъявляемые к товарам требования, которые должны быть приложены участником размещения заказа к заявкам на участие  в конкурсе, в аукционе, при определении  котировок цен.

Таким образом, заказчику, уполномоченному органу при разработке проекта контракта, который должен быть передан участнику  размещения заказа, с которым заключается  контракт, необходимо перенести в  него требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом в конкурсной документации (документации об аукционе, при запросе котировок цен), и  предложения, указанные в заявке такого участника размещения заказа. В контракте требования к качеству поставляемых товаров могут определяться путем их описания, которым должно соответствовать качество товара, либо показателей качества (количественных характеристик товара, надежности, безопасности, энергопотребления, эргономических, эстетических, экологических и др.) товара или путем отсылки к какому-либо документу в области стандартизации.

Согласно  ст. 13 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

- технический  регламент;

- национальные  стандарты; 

- правила  стандартизации, нормы и рекомендации  в области стандартизации;

- применяемые  в установленном порядке классификации,  общероссийские классификаторы  технико-экономической и социальной  информации;

- стандарты  организаций; 

- своды правил.

Технический регламент - документ, который принят международным договором  Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, или федеральным  законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства  Российской Федерации и устанавливает  обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том  числе зданиям, строениям и сооружениям  или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Технический регламент является одним из основных элементов системы государственных стандартов.

Информация о работе Понятие и значение государственных и муниципальных контрактов