Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:51, реферат
Государственный (муниципальный) кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит). Государственный (муниципальный) кредит применяется, наряду с другими способами, для привлечения дополнительных денежных средств в распоряжение государства (муниципального образования) и решения стоящих перед ним проблем, в первую очередь, проблем бюджетного дефицита.
Понятие
и значение государственного и муниципального
кредита в Российской Федерации. Государственный
и муниципальный долг
Государственный (муниципальный) кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит). Государственный (муниципальный) кредит применяется, наряду с другими способами, для привлечения дополнительных денежных средств в распоряжение государства (муниципального образования) и решения стоящих перед ним проблем, в первую очередь, проблем бюджетного дефицита.
Как экономическая категория государственный (муниципальный) кредит представляет собой систему экономических денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных и платных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц в целях формирования ссудного фонда.
С правовой точки зрения государственный (муниципальный) кредит — это урегулированные правовыми нррмами отношения по накоплению государством и муниципальными образованиями свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному (муниципальному) кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным (муниципальным) и банковским кредитом имеются существенные различия как с экономической, так и с правовой стороны: 1) в отношениях по государственному кредиту всегда преобладает верховенство государства. При банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения, предоставляемых ему законом в случае неисправности должника; 2) государство заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога; 3) при банковском кредите договор банковской ссуды заключается, как и любой гражданско-правовой договор, на условиях равенства сторон. При государственном же кредите, как исключение, возможно принуждение. Таковыми, например, были государственные займы, выпущенные в годы Великой Отечественной войны и размещаемые среди населения по подписке.
В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний (а на уровне Федерации — и внешний) государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам. Такой долг называется капитальным государственным долгом. Выделяют еще текущий государственный долг как сумму расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил. Соответственно муниципальный внутренний долг — общая сумма задолженности муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.
Государственный
долг определяется в БК РФ как долговые
обязательства РФ перед физическими
и юридическими лицами, иностранными государствами,
международными организациями и иными
субъектами международного права; государственный
долг субъекта РФ — как совокупность долговых
обязательств субъекта РФ. При этом госдолг
РФ полностью обеспечивается всем находящимся
в федеральной собственности имуществом,
составляющим государственную казну,
а госдолг субъекта РФ —соответственно
всем имуществом субъекта РФ, составляющим
казну субъекта РФ. Муниципальный долг
как совокупность долговых обязательств
муниципального образования полностью
и без условий обеспечивается всем муниципальным
имуществом, составляющим муниципальную
казну. Рост госдолга, как правило, влечет
повышение ставок действующих налогов
или даже введение новых налоговых платежей,
поскольку основным источником погашения
госдолговых обязательств и расходов
по его обслуживанию являются средства
бюджета.
Формы государственного и
Долговые обязательства РФ могут быть выражены в следующих пяти формах: 1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени России (как заемщика) с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; 2) государственные займы путем выпуска ценных бумаг; 3) договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России; 4) договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;5) соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Долговые
обязательства государства
В
результате всех государственных кредитных
операций формируется государственный
внутренний долг РФ, в состав которого
включаются все задолженности прошлых
лет и вновь возникающие задолженности.
При аналогичных операциях на уровне муниципальных
образований образуется муниципальный
долг, представляющий собой совокупность
долговых обязательств муниципального
образования. БК РФ закрепляет создание
в Российской Федерации единой системы
учета и регистрации государственных
заимствований России. На Минфин России
возложена обязанность по ведению Государственной
долговой книги Российской Федерации
(книги внутреннего и внешнего долга РФ),
куда вносится информация об объеме долговых
обязательств РФ, ее субъектов и муниципальных
образований. Субъекты РФ (муниципальные
образования) ведут свою государственную
долговую книгу субъекта РФ (муниципальную
долговую книгу).
Финансовые
правоотношения в области государственного
(муниципального) кредита
Отношения,
возникающие в области
Отличительные черты финансовых правоотношений, возникающих в сфере государственного кредита: 1) обязательное участие государства (в том числе в лице уполномоченных органов) в качестве субъекта отношений по госкредиту (займу); 2) денежные средства, взятые взаймы в отношениях по государственному кредиту, поступают в распоряжение органов государственной власти и используются на публичные, социально значимые цели, т. е. госкредит (заем) не имеет конкретного целевого характера; 3) привлеченные денежные средства представляют дополнительные (специальные) финансовые ресурсы для погашения бюджетного дефицита, т. е. поступают в бюджетный фонд; 4) источником погашения государственных займов служат средства государственного бюджета или новые займы; 5) посредством госкредитных отношений государство осуществляет функции по бюджетному и денежно-кредитному регулированию, относящиеся к его исключительным полномочиям по реализации государственного суверенитета; 6) госкредиты и займы гарантируются всем имуществом государства, составляющим государственную казну; 7) государственный заем (кредит) по сути не может быть не исполнен, так как заемщик (государство) обладает исключительным правом эмиссии денег. Указанные признаки характерны и для муниципального кредита (за исключением, как правило, целевого характера муниципальных займов). Приведенные сущностные черты государственного кредита позволяют отличить его от банковского кредита, а возникающие в этой сфере финансовые правоотношения — от гражданских.
Государство обладает достаточной полнотой прав по управлению государственным и муниципальным внутренним долгом, формирующимся в результате заемных операций. Управление госдолгом РФ возложено на Правительство РФ. Кроме того, учитывая, что конкретные мероприятия по управлению долгом РФ осуществляет Минфин России, БК РФ закрепляет в составе полномочий Минфина в бюджетном процессе полномочие на осуществление в порядке, установленном Правительством РФ, управления государственным долгом РФ. Управление госдолгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, а муниципальным долгом — уполномоченным органом местного самоуправления.
Среди мероприятий по управлению государственным (муниципальным) долгом наиболее распространенными в мировой практике являются: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация и некоторые другие. Рефинансирование, т. е. выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств, используется обычно при недостаточности средств централизованного денежного фонда (бюджета). Конверсия займа заключается в изменении размера доходности займа (снижение или повышение процентной ставки дохода). Изменение сроков действия ранее выпущенных займов называется консолидацией.
Другим мероприятием по управлению государственным долгом являются мероприятия государства по унифицированию займов, означающему обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый. Аннулирование государственного внутреннего долга, т. е. полный отказ от долговых обязательств, является, как правило, крайней мерой
по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти.