Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:11, курс лекций
Сущность финансов наиболее видна через уяснение всех сторон их проявления, отражающих не только экономическую природу, но и особенности материальной оболочки и правовых характеристик.
Финансы, рождаясь в недрах экономических отношений, несут денежную форму, которая является обязательным условием их существования. В системе денежных отношений финансы представляют собой их обособившуюся часть, имеющую особую целевую направленность. Они порождены необходимостью государства и других участников общественного воспроизводства распределять внутренний валовой продукт и национальный доход на базе их стоимостных характеристик.
IV. Отраслевые фонды
Дорожные фонды
(Федеральный закон от 06.04.2011 N 68-ФЗ)
Дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
К дорожным фондам относятся:
1. Федеральный дорожный фонд
Объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете:
А) в размере не менее суммы установленного базового объема бюджетных ассигнований, (на 2011 год устанавливается в размере 254 100 000,0 тыс. рублей) скорректированного с учетом прогнозируемого уровня инфляции на очередной финансовый год и плановый период;
Б) прогнозируемого объема доходов федерального бюджета от:
- акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в федеральный бюджет;
- использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
- передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
- сборов за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территориях иностранных государств, по автомобильным дорогам на территории Российской Федерации;
- платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
- платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн + штрафы за неуплату (с 2013 года)
- платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
- штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
- поступлений в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
- безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда устанавливается Правительством Российской Федерации.
2.
Дорожные фонды субъектов
Дорожный фонд субъекта Российской Федерации создается отдельным законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона о бюджете субъекта Российской Федерации), причём этот закон должен быть прият не позднее 1 января 2012 года.
Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации, установленных законом субъекта Российской Федерации, о дорожном фонде, от:
- акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации;
- транспортного налога;
- иных поступлений, утвержденных законом субъекта Российской Федерации, предусматривающим создание дорожного фонда субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования
и использования бюджетных
3. Муниципальные дорожные фонды.
Решением представительного органа муниципального образования может быть предусмотрено создание муниципального дорожного фонда, а также порядок его формирования и использования.
Децентрализованные финансы
Это средства, передаваемые государством и муниципальными образованиями на производных от права собственности правах хозяйственного ведения и оперативного управления государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям. Эти средства из собственности государства и муниципальных образований не выбывают!
Создаваемые государством и муниципальными образованиями структуры можно разделить на:
1. Коммерческие – это унитарные предприятия, которые делятся на 2 типа:
- основанные
на праве хозяйственного
- основанные
на праве оперативного
Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:
- необходимости
использования имущества,
- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
- необходимости
осуществления научной и
- необходимости
производства отдельных видов
продукции, изъятой из оборота
или ограниченно
- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для государственных муниципальных нужд;
- необходимости
осуществления отдельных
Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются собственником.
Порядок
распределения доходов
2. Некоммерческие – это учреждения, которые делятся на 3 типа:
- казенные,
- бюджетные,
- автономные учреждения.
Их краткая сравнительная характеристика
1. Права на закрепляемое собственником имущество:
- Право оперативного управления для всех: автономных, бюджетных, казённых)
2. Состав закрепляемого имущества
- Недвижимое, движимое, особо ценное движимое имущество (без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено) - для автономных, бюджетных
- Недвижимое, движимое - для казённых
3. В каких сферах может действовать?
- Образование, здравоохранение, культура, наука, соцзащита, занятость, физкультура и спорт, иные в случаях, установленных законодательством – для автономных
- Любые сферы, соответствующие полномочиям субъекта РФ (муниципального образования) – для бюджетных и казённых
*Для федерального
уровня установлен перечень
4. Документы о планах деятельности
- План
финансово-хозяйственной
- Смета, государственное задание – для казённых
5. Финансовое обеспечение
- В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя (включая оплату налогов на недвижимое имущество и землю), с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем + Доходы от оказания платных услуг – для автономных
- В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя (включая оплату налогов на недвижимое имущество и землю) и на иные цели + Средства бюджета на исполнение публичных обязательств + Доходы от оказания платных услуг – для бюджетных.
- На основе бюджетной сметы – для казённых
6. Приносящая доход деятельность
- Доходы
поступают в самостоятельное
распоряжение – для автономных
- Полученные доходы зачисляются в бюджет – для казённых
7. Открытие счетов
- Счета в кредитных организациях – для автономных
- Только
в органах Федерального
8. Распространение действия Закона № 94-ФЗ
- Не
распространяется – для
- Распространяется
в полном объеме – для
9. Учет
- Коммерческий план счетов – для автономных
- Коммерческий
план счетов с ведением
- Бюджетный план счетов – для казённых
10. Пределы ответственности учреждения
- Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением закрепленных на праве оперативного управления недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества – для автономных и бюджетных
- Отвечает
по своим обязательствам
11. Ответственность собственника
- Собственник не несет ответственности по обязательствам учреждения – для автономных и бюджетных
- Субсидиарная (в случае недостаточности у учреждения денежных средств по обязательствам учреждения отвечает собственник) – для казённых
6. Финансовая система Российской Федерации
Сущность финансовой системы Российской Федерации проявляется через обособление отдельных финансов и видов финансовых фондов как экономических категорий.
Система это всегда совокупность звеньев, элементов, подразделений, отношений, институтов (при группировке свыше двух), все составные части которой взаимосвязаны и представляют собой целостный единый организм.
Иначе говоря, финансовая система - это совокупность финансовых институтов, каждый из которых объединяет однородные экономические отношения по формированию, распределению и расходованию государственных и муниципальных фондов денежных средств, имеет специфические формы и методы функционирования и свое целевое назначение. Финансовая система Российской Федерации объединяет в себе экономические отношения в сфере государственных финансов, муниципальных финансов, в том числе финансов предприятий, учреждений и организаций; кредитных и страховых фондов.
Государственные финансы России представляют разветвленную систему денежных отношений, складывающихся по поводу централизованных на уровне самой федерации, а также ее субъектов фондов: бюджетов, внебюджетных и специальных фондов, а также децентрализованных финансов государственных, казенных предприятий и хозяйственных организаций.
Местные финансы автономны от государственных фондов и составляют особое звено внутри финансовой системы. Эта часть экономических отношений складывается по поводу образования, распределения и расходования местных бюджетов, внебюджетных, валютных и иных специальных фондов муниципального значения, финансовых ресурсов муниципальных предприятий, средств мобилизуемых на финансовом рынке, заемных и иных привлеченных на этом уровне денежных средств.
1. Ведущим институтом финансовой системы и ее отдельных звеньев является институт бюджетов. В системе финансов России бюджетная система, как совокупность государственных и муниципальных бюджетов, имеет свое самостоятельное значение. Структурная перестройка экономики внесла с 1991 года существенные изменения в бюджетную систему, придав каждому бюджету автономность функционирования.