Понятие и виды финансов и финансовых фондов Российской Федерации. Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:11, курс лекций

Описание работы

Сущность финансов наиболее видна через уяснение всех сторон их проявления, отражающих не только экономическую природу, но и особенности материальной оболочки и правовых характеристик.
Финансы, рождаясь в недрах экономических отношений, несут денежную форму, которая является обязательным условием их существования. В системе денежных отношений финансы представляют собой их обособившуюся часть, имеющую особую целевую направленность. Они порождены необходимостью государства и других участников общественного воспроизводства распределять внутренний валовой продукт и национальный доход на базе их стоимостных характеристик.

Работа содержит 1 файл

1. Понятие и виды финансов и финансовых фондов (перераб 2012.09.06).doc

— 222.50 Кб (Скачать)

 

IV. Отраслевые фонды

Дорожные фонды

(Федеральный  закон от 06.04.2011 N 68-ФЗ)

 

Дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

 

К дорожным фондам относятся:

 

1. Федеральный дорожный фонд

 

Объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете:

А) в размере не менее суммы установленного базового объема бюджетных ассигнований, (на 2011 год устанавливается в размере 254 100 000,0 тыс. рублей) скорректированного с учетом прогнозируемого уровня инфляции на очередной финансовый год и плановый период;

Б) прогнозируемого объема доходов федерального бюджета от:

- акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в федеральный бюджет;

- использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

- передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

- сборов за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территориях иностранных государств, по автомобильным дорогам на территории Российской Федерации;

- платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

- платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн + штрафы за неуплату (с 2013 года)

- платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

- штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

- поступлений в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

- безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

2. Дорожные фонды субъектов Российской  Федерации

 

Дорожный  фонд субъекта Российской Федерации создается отдельным законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона о бюджете субъекта Российской Федерации), причём этот закон должен быть прият не позднее 1 января 2012 года.

Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации, установленных законом субъекта Российской Федерации, о дорожном фонде, от:

- акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации;

- транспортного налога;

- иных поступлений, утвержденных законом субъекта Российской Федерации, предусматривающим создание дорожного фонда субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

3. Муниципальные дорожные фонды.

 

Решением  представительного органа муниципального образования может быть предусмотрено создание муниципального дорожного фонда, а также порядок его формирования и использования.

 

 

Децентрализованные  финансы

 

Это средства, передаваемые государством и муниципальными образованиями на производных от права собственности правах хозяйственного ведения и оперативного управления государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям. Эти средства из собственности государства и муниципальных образований не выбывают!

 

Создаваемые государством и муниципальными образованиями структуры можно разделить на:

1. Коммерческие – это унитарные предприятия, которые делятся на 2 типа:

- основанные  на праве хозяйственного ведения  - государственное или муниципальное предприятие.

- основанные  на праве оперативного управления - государственные и муниципальные казенные предприятия.

 

Государственное или муниципальное предприятие  может быть создано в случае:

 

- необходимости  использования имущества, приватизация  которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации (воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации);

- необходимости  осуществления деятельности в  целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

- необходимости  осуществления научной и научно-технической  деятельности, разработки и изготовления отдельных видов продукции в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

- необходимости  производства отдельных видов  продукции, изъятой из оборота  или ограниченно оборотоспособной;

- если преобладающая  или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для государственных муниципальных нужд;

- необходимости  осуществления отдельных дотируемых  видов деятельности и ведения убыточных производств.

 

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются собственником.

Порядок распределения доходов казенного  предприятия полностью определяется собственником.

 

2. Некоммерческие – это учреждения, которые делятся на 3 типа:

 

- казенные,

- бюджетные, 

- автономные учреждения.

 

Их краткая  сравнительная характеристика

 

1. Права на закрепляемое собственником имущество:

- Право  оперативного управления для всех: автономных, бюджетных, казённых)

2. Состав закрепляемого имущества

- Недвижимое, движимое, особо ценное движимое имущество (без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено) - для автономных, бюджетных

- Недвижимое, движимое - для казённых

3. В каких сферах может действовать?

- Образование, здравоохранение, культура, наука, соцзащита, занятость, физкультура и спорт, иные в случаях, установленных законодательством – для автономных

- Любые  сферы, соответствующие полномочиям субъекта РФ (муниципального образования) – для бюджетных и казённых

*Для федерального  уровня установлен перечень казенных  учреждений

4. Документы о планах деятельности

- План  финансово-хозяйственной деятельности, государственное задание – для автономных и бюджетных

- Смета,  государственное задание – для  казённых

5. Финансовое обеспечение

- В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя (включая оплату налогов на недвижимое имущество и землю), с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем + Доходы от оказания платных услуг – для автономных

- В  виде субсидий в соответствии  с заданием учредителя (включая  оплату налогов на недвижимое имущество и землю) и на иные цели + Средства бюджета на исполнение публичных обязательств + Доходы от оказания платных услуг – для бюджетных.

- На  основе бюджетной сметы – для  казённых

6. Приносящая доход деятельность

- Доходы  поступают в самостоятельное  распоряжение – для автономных и бюджетных

- Полученные  доходы зачисляются в бюджет  – для казённых

7. Открытие  счетов

- Счета  в кредитных организациях –  для автономных

- Только  в органах Федерального казначейства (финансовых органах) – для  бюджетных и казённых

8. Распространение  действия Закона № 94-ФЗ

- Не  распространяется – для автономных

- Распространяется  в полном объеме – для бюджетных  и казённых

9. Учет

- Коммерческий  план счетов – для автономных

- Коммерческий  план счетов с ведением аналитического  учета по укрупненным кодам КОСГУ, а в части средств бюджета — по бюджетному плану счетов – для бюджетных

- Бюджетный  план счетов – для казённых

10. Пределы  ответственности учреждения

- Отвечает  по своим обязательствам всем  имуществом, за исключением закрепленных на праве оперативного управления недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества – для автономных и бюджетных

- Отвечает  по своим обязательствам денежными  средствами – для казённых

11. Ответственность  собственника

- Собственник  не несет ответственности по  обязательствам учреждения – для автономных и бюджетных

- Субсидиарная (в случае недостаточности у  учреждения денежных средств  по обязательствам учреждения  отвечает собственник) – для  казённых

6. Финансовая  система Российской Федерации

Сущность финансовой системы Российской Федерации проявляется через  обособление отдельных финансов и видов финансовых фондов как экономических категорий.

Система это  всегда совокупность звеньев, элементов, подразделений, отношений, институтов (при группировке свыше двух),  все составные части которой взаимосвязаны и представляют собой целостный единый организм.

Иначе говоря, финансовая система - это  совокупность финансовых институтов, каждый из которых объединяет однородные экономические отношения  по формированию, распределению и расходованию  государственных и муниципальных фондов денежных средств, имеет специфические формы и методы   функционирования и свое целевое назначение.  Финансовая система Российской Федерации объединяет в себе экономические отношения в сфере государственных финансов, муниципальных финансов, в том числе финансов предприятий, учреждений и организаций; кредитных и страховых фондов.

Государственные финансы России представляют разветвленную  систему денежных отношений, складывающихся  по поводу централизованных на уровне самой федерации, а также  ее субъектов фондов: бюджетов, внебюджетных и специальных фондов, а также децентрализованных  финансов государственных, казенных предприятий и хозяйственных организаций.

Местные финансы  автономны от государственных фондов и составляют особое звено внутри финансовой системы. Эта часть экономических отношений складывается по поводу образования, распределения и расходования местных бюджетов, внебюджетных, валютных и иных специальных фондов муниципального значения, финансовых ресурсов муниципальных предприятий, средств мобилизуемых на финансовом рынке, заемных и иных привлеченных на этом уровне денежных средств.

1. Ведущим институтом финансовой системы и ее отдельных звеньев является институт бюджетов. В системе финансов России бюджетная система, как совокупность государственных и муниципальных бюджетов, имеет свое самостоятельное значение. Структурная перестройка экономики внесла с 1991 года существенные изменения в бюджетную систему, придав каждому бюджету автономность функционирования.

Информация о работе Понятие и виды финансов и финансовых фондов Российской Федерации. Финансовая система