Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства и призвано обеспечить сочетание государственных интересов и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории.1 Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной власти от "текучки", позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 4
2. МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ 13
2.1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (МЕСТНОГО БЮДЖЕТА) 13
2.2. ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 15
2.3. РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 22
2.4. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Работа содержит 1 файл

financ.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

       Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено право  органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами и участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях (ст. 40, 42).

       Муниципальные бюджеты также пополняются за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении местного самоуправления.

       Финансовая  помощь муниципальному образованию  от бюджета другого уровня бюджетной  системы Российской Федерации оказывается в форме дотаций и субвенций и подлежит учету в доходах местного бюджета, который является получателем этих средств.

       Дотации - это средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе в целях покрытия текущих расходов. Дотации не имеют целевого назначения и могут быть использованы по усмотрению органов местного самоуправления.

       Субвенции - это средства, выделяемые из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Эти средства предоставляются для реализации программ, обеспечивающих социально-экономическое развитие соответствующих территорий, для ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

       Дотации, субвенции, а также заемные средства играют роль вспомогательных источников доходов местных бюджетов. В то же время на практике дотации служат средством покрытия дефицита местного бюджета, а субвенции влияют и  на объем, и на структуру расходов местного бюджета.

       Заемные средства могут быть предназначены  для покрытия расходов, превышающих  минимальный бюджет, или устранения финансовых трудностей в процессе исполнения утвержденного бюджета.

       Исполнительные  органы местного самоуправления по решению представительных органов вправе выпускать муниципальные займы на инвестиционные цели и получать ссуды - бюджетные средства, предоставляемые из иных бюджетов на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

       Органы  местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных  бюджетов. Сумма превышения доходов  над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

       Доходы  местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми  актами органов местного самоуправления (ст. 63 БК РФ). Вместе с тем в доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование мероприятий по решению вопросов местного значения и осуществление органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации.

       Население муниципального образования может  непосредственно принимать решения  о разовых добровольных сборах средств  граждан в соответствии с уставом  муниципального образования. Средства самообложения используются исключительно по целевому назначению. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об их использовании (ст. 39 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.3 ст. 8 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации").

       Финансовые  средства, необходимые для осуществления  органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ.

       Увеличение  расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие за собой дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

       Таким образом, можно сказать, что местные бюджеты не формировались и не будут формироваться исключительно за счет собственных налоговых поступлений и других собственных источников доходов. Федеральные средства, передаваемые органам местного самоуправления, порождают зависимость от органов государственной власти субъекта РФ или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое использование средств на нужды населения и самого муниципального образования. Органы местного самоуправления должны стремиться к увеличению собственных источников доходов.

       Если  исходить из того, что финансовая самостоятельность, а фактически и самостоятельность  местного самоуправления может быть обеспечена только в случае наличия  достаточных средств для покрытия как минимум обязательных расходов местного бюджета, то муниципалитеты вынуждены и должны изыскивать дополнительные средства и возможности их получения для укрепления своей финансовой базы, чтобы обеспечить тем самым себе самостоятельность в действиях. Из этого следует, что самостоятельность местных финансов, а значит и муниципального образования в целом зависит в значительной степени от эффективности собственной организационно-финансовой деятельности органов местного самоуправления, а также от степени профессионализма специалистов муниципалитетов.

2.3. Расходная часть местных бюджетов

 

       В Бюджетном кодексе выделены две  группы расходов бюджетов муниципальных  образований:

  • расходы, совместно финансируемые из бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований (ст. 85);
  • расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов (ст. 87).

       Следует отметить, что расходы местных  бюджетов также разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития (капитальные расходы).

       Бюджет  развития формируется за счет ассигнований на финансирование инвестиционной и  инновационной деятельности, а также  затрат, связанных с воспроизводством, расходов, при осуществлении которых  увеличивается или создается  имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и иных расходов бюджета, включенных в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ. Все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития, включаются в бюджет текущих расходов.

       Различаются обязательные, добровольные (факультативные) и запрещенные расходы местных  бюджетов.

       В соответствии с законодательством  обязательными для местных сообществ являются только расходы, которые определены в таком качестве законом, и расходы, необходимые для оплаты невостребованных долгов. Также обязательны и задолженности, появляющиеся из договорных обязательств и судебных решений.

       Добровольными являются расходы, которые местное сообщество может самостоятельно определять при условии, что они не входят в перечень запрещенных, а все обязательные расходы предварительно были покрыты необходимым объемом поступлений. К числу добровольных расходов относятся, например, связанные с деятельностью в экономической сфере (прямая и косвенная помощь частным лицам), дополнительная деятельность в гуманитарной и информационной сферах, расходы по строительству.

       Запрещаются расходы, противоречащие бюджетным  принципам. Если произведенный расход является запрещенным, он аннулируется по решению суда на основании протеста прокурора или жалобы граждан (контроль внутренней легальности бюджета).

       Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  РФ в соответствии с законом обеспечивают муниципальным органам минимальные  местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

       Минимально  необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности (ст. 37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

       Нарушение принципа сбалансированности местного бюджета порождает его дефицит. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в двух основных формах:

  • муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени соответствующего муниципального образования;
  • кредиты, полученные от кредитных организаций (ст. 96 БК РФ).

       Совокупность  долговых обязательств муниципального образования может существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;
  • займов муниципального образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
  • договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

       Долговые  обязательства муниципального образования  погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет (ст. 110 БК РФ).

       Правовые  основы участия муниципального образования  в отношениях, возникающих в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, устанавливаются положением ст. 114 БК РФ и Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".

       Договорные  отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных гарантий, регулируются нормами ст. 115 и 117 Бюджетного Кодекса РФ.

       Процесс формирования местных финансов неразрывно связан с особенностями организации  бюджетного процесса на муниципальном  уровне.

       Представительные  органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном  процессе в данном муниципальном  образовании в соответствии с  общими принципами бюджетного процесса, установленными законами Российской Федерации  и законами ее субъектов (п.1 ст. 11 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации").

       Исполнительные  органы муниципальной власти составляют проект бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов местного самоуправления, осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление муниципальным долгом, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов местного самоуправления, осуществляют иные полномочия (ст. 154 БК РФ).

       Исполнительные органы местного самоуправления составляют проект бюджета, направляют в представительные органы местного самоуправления его и одновременно такие документы:

       - прогноз социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год;

       - основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования на следующий финансовый год;

       - прогноз сводного финансового баланса по территории муниципального образования на очередной финансовый год;

       - программу приватизации муниципальных предприятий на очередной финансовый год.

       Составление проектов местных бюджетов, утверждение  и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией. Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований принимает представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования.

       Если  местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование средств муниципального образования до утверждения бюджета производится по соответствующим статьям бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

Информация о работе Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления