Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 02:49, курсовая работа
Выбранная мною тема на данный момент актуальна, её актуальность обусловлена бурным процессом формирования нового по своему содержанию финансового права. Долгие годы среди других отраслей права и юридических наук оно занимало весьма скромное место, не вызывало большого интереса как предмет изучения и научных исследований. Законы как источник финансового права были немногочисленны, вместо них действовали в основном правительственные постановления и инструкции центральных финансово-кредитных органов. Длительное время в пределах всего Союза ССР насчитывалось всего лишь 4—5 докторов юридических наук по этой специальности, что ничтожно мало. Нечастыми были и защиты кандидатских диссертаций в этой области юриспруденции. ………………………18
§ 5. Система и источники финансового права………………………………....24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список нормативно-правовых актов, литературы…………………………….33
Введение……………………………………………………………………........3
Глава 1. Финансы и финансовая система РФ
§ 1. Понятие и роль финансов…………………………………………………5
§ 2. Структура финансов РФ………………………………………………….....9
Глава 2. Финансовое право в системе российского права
§ 3. Финансовое право как наука и учебная дисциплина……………………..16
§ 4. Предмет и понятие финансового права……………………………………18
§ 5. Система и источники финансового права………………………………....24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список нормативно-правовых актов, литературы…………………………….33
Во-вторых, эти знания воплощаются
в форме исследований о финансово-правовых
нормах и их институтах – бюджетном,
налоговом, банковском праве. При этом
финансово-правовые нормы изучают
как явления одного порядка, составляющие
самостоятельную отрасль в
В-третьих, эти знания воплощаются в форме “опытного знания». Финансовое право как наука изучает свой предмет не догматически, а в тесной связи с жизнью, с правоприменительной деятельностью финансовых органов: обобщается, анализируется опыт развития финансового права в цивилизованных странах Европы и Америки и все приемлемое заимствуется для использования в нашей стране.
Можно говорить о трех функциях, выполняемых финансовым правом как наукой по отношению к действующему финансовому закону, - аналитической, критической и конструктивной.
Аналитическая функция состоит в классификации, комментировании финансово-правовых норм, в приведении всех этих норм в стройную систему.
Критическая функция заключается
в выявлении дефектов и недочетов
в действующем
Конструктивная функция способствует образованию новых финансово-правовых норм и институтов, т. е. ее действие предшествует изданию нового закона и используется в процессе нормотворческой деятельности государства.
В ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.
Итак, финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Предмет финансового права
— общественные отношения по образованию
и расходованию публичных финансов,
предназначенных для
В условиях государственной монополии на финансовое дело в России в советский период частями предмета финансового права считались так называемые кредитно-расчётные отношения и подобные им (страховые, валютные и т. п.). Соответственно, после разгосударствления финансового дела соответствующие области обычно продолжали рассматриваться как части финансового права.
В то же время, классический
подход к финансовому праву
Наконец, и из публичного права в финансовое право как относительно самостоятельную подотрасль с точки зрения предмета выделяются лишь те области, которые прямо регулируют образование и расходование публичных финансов.
Так, отношения по лицензированию
той же банковской или страховой
деятельности, валютный контроль, регулирование
аудита и т. п. тяготеют к предмету
«общего» административного права,
неразрывано связаны с
Лишь налоговый контроль
и финансово-бюджетный надзор, поскольку
они тесно связаны с особым
экономическим, а не только управленческим
наполнением публичных функций,
могут рассматриваться как
Концепция финансового права как подотрасли публичного права об образовании и расходовании публичных финансов основана на том, что именно эти области публичных функций имеют особое экономическое наполнение, которого нет в «общеадминистративном» праве, регулирующем публичное управление. Вместе с тем, полной самостоятельности финансового права не может быть: характер экономического наполнения норм финансового права зиждется на общеадминистративных началах, таких, как служебная, функциональная заданность, ограниченность публично-правовых имущественных обременений (в отличие от классической, в советской доктрине, речь шла исключительно о властном характере), в том числе налоговых обязательств, а также прямая связь расходования публичных финансов с административно-правовым раскрытием публичных функций.
Метод финансового права - способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования). Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, т. е. из тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения9.
Марксистская методология способствовала изгнанию науки финансового права как буржуазной дисциплины. В настоящее время эта наука изучается на всех факультетах высших учебных заведений страны. Наука финансового права находится на стыке административной, государственной, финансовой науки и политэкономии. Это предопределяет использование определенного набора методов.
Наиболее важный - формально догматический метод включает такие приемы как описание, анализ финансово-правовых норм, их объяснение, толкование, классификацию8. В данном методе осуществляется юридическая обработка правового материала. С помощью данного метода нормы финансового права изучаются в трех аспектах:
1. Какой она является в законе.
2. Применима ли она в таком виде в жизненной ситуации.
3. Какой должна быть в идеале.
Данный метод финансового права необходим для того, чтоб наука финансового права могла снабдить финансовую практику точными рекомендациями.
Второй метод заключается в том, что наука финансового права при анализе финансово - правовых явлений широко использует явления и выводы, используемые другими науками.
Третий метод сравнительно
простого исследования. Это способ
исследования двух или более финансовых
институтов. Такое сопоставление
очень важно как с
Четвертый метод конкретно социологического исследования. Включает наблюдение деятельности финансовых органов, налоговых инспекций, банковских органов, анкетирование.
Пятый метод - статистическая
обработка фактического материала.
Позволяет изучить различные
явления, найти определенные закономерности
и сделать соответствующие
- Наблюдения и сбор
фактов, сводной обработки
- Рекомендации для
Шестой метод - сравнительно-исторический метод исследования. Предполагает исторический подход к анализу и оценке.
Каждая наука имеет свою систему категорий, в которых отображены наиболее общие и существенные знания науки. Финансово - правовая наука имеет такие особенности по сравнению с другими науками, что ее категории находят свое отражение в законе, т.е. закрепляются законодательно.
К основным категориям относится
такие как государственно-
§5. Система и источники финансового права
Финансовое право состоит
из множества отдельных финансово-
Особенности финансово-правовых норм обусловлены тем, что они, в отличие от норм других отраслей права, регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.
Это выражается в особенностях:
а) содержания финансово-правовых норм;
б) характера установленных в них предписаний;
в) мер ответственности
за нарушение предусмотренных
г) способов защиты прав участников финансовых отношений.
Финансово-правовые нормы содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д. Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Совокупность финансово-
Следовательно, система финансового права - объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определённой последовательности.
Наиболее крупные
К Общей части относятся
нормы финансового права, которые
закрепляют основные общие принципы,
правовые нормы и методы финансовой
деятельности государства, систему
государственных органов и
Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Основными институтами финансового права являются следующие: бюджетное право, налоговое право, право внебюджетных фондов и др.
В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
а) бюджетной системы;
б) внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
в) финансов государственных и муниципальных предприятий;
г) государственных и
д) государственного и муниципального кредита;
е) организации имущественного и личного страхования;
ж) государственных и
з) банковского кредитования;
и) денежного обращения и расчетов;
к) валютного регулирования.
Таким образом, в системе
финансового права находит