Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа
Курсовая работа посвящена различным политическим правам. Более подробно будут рассмотрены виды политических прав в Республике Беларусь и гарантии их обеспечения в Республике Беларусь. В своей работе я постараюсь осветить данные темы.
Институт прав и свобод является центральным и в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. В XVIII в. происходит документальное закрепление естественно-правового понимания свободы.
Введение...………………………………...…………………………………3
1. Понятие политических прав и свобод, их особенности…………….. 4
2. Характеристика политических прав и свобод граждан Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством…..…................7
3. Гарантии обеспечения политических прав и свобод в Республике Беларусь…...………………………………………………………………….....19
Заключение……………………………………………………………………...22
Список используемой литературы………………...............................................23
Допустимо создание
Вместе с тем законы устанавливают и ряд ограничений права на свободу ассоциаций. Прежде всего эти ограничения связаны с запрещением создания и деятельности ассоциаций, цели и действия которых направлены на свержение или насильственные изменения конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды (ст. 5 Конституции).
Порядок создания
и деятельности политических
организаций определяется
Если членами
общественных объединений
По мнению
А.А. Головко, при такой
По Закону на территории Республики Беларусь могут создаваться три группы общественных объединений:
В соответствии с
2.2. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования.
Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни.
Правовое регулирование
механизма реализации права
До недавнего времени
в нашем государстве
Согласно закону
Собрания, митинги, уличные
шествия, демонстрации и
Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могут проводиться с 8 до 22 часов10.
2.3 Право на управление делами государства.
В Конституции содержатся
нормы, закрепляющие право
Право участия в управлении делами государства адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не «участвует» в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти. Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь (ст. 74 Конституции).
Положение данной статьи непосредственно вытекает из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта «О гражданских и политических правах», которая предписывает, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:
Право на референдум включает в себя не только право на участие во всенародном (местном) голосовании, но и право требовать выставления любого вопроса на голосование, а также право требовать, чтобы результаты общенародного (местного) обсуждения по этому вопросу учитывались при принятии окончательного решения по данному вопросу (если решение принимается не путем референдума).
Следует иметь в виду,
что и народные голосования
(референдумы), и народные обсуждения
как важнейшие институты
Если в народных голосованиях могут участвовать лица, обладающие избирательным правом, т.е. достигшие 18-летнего возраста, то в народных обсуждениях вправе участвовать любой гражданин. Власть народа проявляется также во всех элементах и субъектах политической системы общества, ибо политика, по мнению А.А. Головко, – высшая форма самореализации народа11.
2.4. Право на получение, хранение и распространение информации.
Конституция Республики Беларусь закрепляет большой объем политических прав и свобод граждан, реализация которых позволяет им более активно участвовать в осуществлении политической власти. В первую очередь это право на информацию.
Каждый человек вправе передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, т.е. он может сделать ее достоянием общества под собственную ответственность за ее достоверность, для чего создать свою газету, использовать государственный или частный канал телевидения, выступить с публичной лекцией и др. Распространение информации не должно быть монополией государства – в этом залог полноты и объективности информации, получаемой обществом.
«Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.»12 Ни в каких редакциях СМИ (в том числе и правительственных) ни в каком–либо государственном органе не может быть лиц, надзирающих за работой печатных органов, а тем более обладающих правом снимать с публикации или изменять те или иные подготовленные материалы.
Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пункт II 34 статьи сужает круг субъектов, граждан, которые могут ознакомиться с материалами, затрагивающими их права. Пользование информацией ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав. Необходимо распространить положение этой статьи на всех людей, проживающих на территории республики13.
Право на информацию — одно из фундаментальных прав человека, призванных обеспечить не только его личные интересы, но и участие в делах общества и государства. Оно относится к числу политических прав человека и гражданина и связано не с отношениями между гражданами, а с их отношениями с государственными органами. В деятельности этих органов государства должна присутствовать информационная открытость, призванная обеспечить доступность для личности информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы человека, систематическое информирование граждан о подготавливаемых и принятых решениях. В государственно-правовой системе республики отсутствует эффективный механизм реализации права на информацию. Необходимо разработать данный механизм в ближайшее время.
Деятельность государственных
органов, общественных
Информация о работе Политические права граждан в Республике Беларусь