Основы налично-денежного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:13, реферат

Описание работы

Любая теоретическая оценка состояния народного хозяйства, определение целей экономической политики и практических мероприятий по их реализации будут ошибочными без учета изменений в денежной сфере. Так происходит потому, что денежное обращение является важнейшим элементом рыночной экономики, а его устойчивость имеет исключительное значение для ее нормального функционирования. Деньги - одно из величайших человеческих изобретений.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

     3. Своевременное и бесперебойное удовлетворение основных потребностей в наличных деньгах клиентов банков. Принцип связан с ликвидностью банка.

     4. Составление всеми кредитными  организациями, осуществляющими  кассовые операции, расчета возможных  ежегодных поступлений и выдач  наличных денег с целью предварительного  определения величины возможной  эмиссии.

     5.Самостоятельное изъятие денег из обращения в случаях, когда фактическая сумма денежных средств, находящаяся в оборотной кассе банка, превышает установленную предельную сумму. Выпуск денег и их изъятие имеют непосредственную связь с кассовыми операциями банков. Стремление к всемерному снижению издержек по содержанию кассового хозяйства предопределило в качестве одной из центральных задач - задачи ускорения оборачиваемости наличных денег.

     Решение этой задачи связано:

- с поддержанием необходимых минимальных остатков денег в каналах их размещения; 
- с быстрейшей инкассацией;

-прием и пересчет денег в учреждениях банков;

-своевременное зачисление их на счета клиентов;

-удовлетворение заявок на наличные деньги для расчетов по заработной плате, а также обеспечение полной сохранности денежных билетов при максимально возможном исключении перевозок денег между учреждениями банков, предприятиями, учреждениями и организациями.

      Стремление  к ускорению оборачиваемости  денег как к средству экономизации их оборота не должно достигаться за счет ухудшения самого обслуживания клиентов банков в результате чрезмерного уменьшения остатков средств в кассах банков, т.е. банки обязаны постоянно поддерживать свою ликвидность.

      Во  всех банковских учреждениях, совершающих  кредитные, расчетные, кассовые и др. операции, создается оборотная касса. Весь оборот наличных денег (поступление и выдача) совершается с обязательным использованием оборотной кассы.

      Масса денег, находящихся в кассах банка в части ее принятой на баланс и готовой к выдаче (деньги пересчитаны, упакованные и формированные в определенном порядке), образует оборотную кассу банка.       От оборотной кассы следует отличать резервные фонды. Резервные фонды - это запасы денежных билетов и металлические монеты, предназначенные для дополнительного выпуска денег в обращение, обновления денежной массы, улучшения ее валютного и купюрного строения, а также хранения изъятых из обращения денежных знаков.

      Благодаря системе резервных фондов становится возможным без излишних перевозок  реализовать принцип централизованного управления при децентрализации конкретного осуществления эмиссионной операции, т.е. передача денег в соответствии с эмиссионным разрешением центра из резервных фондов в оборотную кассу (выпуск денег в обращение) либо обратное вложение денег из оборотной кассы в резервные фонды (изъятие денег из обращения).

      В нашей стране действует система  централизованного эмиссионно-кассового  регулирования. Ее черты:

      1. Выпуск денег в обращение осуществляется по эмиссионным разрешениям, выдаваемым правлением ЦБ в пределах эмиссионного права. 
          2. Удовлетворение потребностей клиентов банков прежде всего за счет текущих поступлений денег в кассы банка, а также остатка денежных средств в оборотной кассе банка на начало операционного дня.

      3. Лимитирование остатка денежных средств в оборотной кассе банка. 
          4. Автоматический режим текущего изъятия денег из обращения в сочетании с действием специально устанавливаемых заданий на вложение денег в резервные фонды.

      Автоматический  режим изъятия заключается в том, что если на конец операционного дня фактический остаток денег в оборотной кассе банка превышает установленный ему лимит, то вся сверхлимитная сумма в тот же день подлежит изъятию из оборотной кассы в резервные фонды. 
Механизм эмиссионно-кассового регулирования в нашей стране базируется на показателях кассового плана и имеет своей целью безусловное соблюдение утвержденного на период (на каждый конкретный месяц) эмиссионного результата.

      Следует иметь в виду:

- в условиях фактически складывающейся неравномерности поступления денег в кассы банка и выдач их клиентам банки при организации кассового обслуживания не могут обходиться только текущими поступлениями. Может быть излишек или недостаток кассовой наличности. Этим объясняется существование наряду с понятием эмиссионного результата (выпуска или изъятия денег на территории за период) понятия «эмиссионное право». Оно выражает предельную сумму выпуска денег в обращение на протяжении месяца, определенного в территориальном разрезе как суммы утвержденного эмиссионного результата и экономии возможных вложений денег в фонды на протяжении месяца.

- получение каждым учреждением банка утвержденной сверху эмиссионной директивы на квартал с помесячной разбивкой не дает им права на свободный дополнительный выпуск денег в обращение даже в пределах установленного результата.

     В современных условиях централизованного  эмиссионно-кассового регулирования  Правление ЦБ держит в едином центре предоставленное ему право эмиссии, разрешая конторам ЦБ на местах его исполнение в соответствующей доле на каждую из предстоящих календарных пятидневок. 
          Несмотря на предпринимаемые Банком России меры по сокращению и упорядочению наличного денежного обращения, доля наличных денег в рублевой денежной массе продолжает оставаться существенно высокой по сравнению с уровнем промышленно развитых стран. В связи с этим необходимо отметить следующее. На самом деле причины столь высокого уровня наличных рублей в общей денежной массе заключаются не в том, что плохо регулируется наличное денежное обращение и низовой контроль за кассовой дисциплиной предприятий возложен на коммерческие банки, которые не заинтересованы в его осуществлении, а в том, что нет экономической базы для его сокращения — высокое налогообложение, инфляция, неплатежи, системный кризис банков и государственных финансов и т.д. В промышленно развитых странах отсутствует столь строгое разграничение сфер наличного и безналичного платежных оборотов и жесткое регулирование наличных расчетов юридических лиц. Вместе с тем сфера безналичного оборота там постоянно расширяется и близка к своему абсолютному максимуму.

     Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких  операций, как денежная реформа и  деноминация.

     Денежная  реформа — полное или частичное  преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Практика показывает, что проведение денежной реформы достигает названных  целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

     Деноминация в отличие от денежной реформы  является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с  приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении и изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

     В целях ограничения налично-денежного  обращения в стране Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992г. было установлено, что все юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы:

- обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;

- должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;

- могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;

- обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных деньги в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждениями банка;

- имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

     Банки обязаны систематически проверять  соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления нарушений  принимать необходимые меры к  их устранению.

     Центральный банк имеет исключительную прерогативу  по организации и регулированию  движения наличных денег по всем каналам  обращения и между всеми субъектами. Такая централизация позволяет  достичь устойчивости денежного  обращения, осуществлять ее в тесной связи с обеспечением общей устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности. Достижение устойчивости предполагает регламентирование выполнения кассовых операций всех кредитных организаций и хозяйствующих субъектов.

     Наличные  и безналичные деньги имеют единое кредитное основание и полому находятся в тесной взаимосвязи, легко переходят друг в друга - наличные средства в безналичные и наоборот. Такая взаимная обращаемость частично сдвигает границы между наличным и безналичным денежными оборотами в зависимости от потребностей экономики и населения и средствах того или иного вида и достигает реальной экономии за счет замены дорогостоящего налично-денежного обращения значительно более дешевым безналичным оборотом. Кроме того, постепенное вытеснение наличных денег безналичными позволяет более точно регулировать денежный оборот и прогнозировать его динамику.

     Для большей достоверности составляемых прогнозов Банк России использует статистическую информацию о динамике доходов и  расходов населения, размерах и структуре вкладов, а также данные о реализации товаров и услуг по отдельным регионам страны.

     Основными целями финансово-правового регулирования  денежной системы РФ являются разработка и нормативно-правовое закрепление  системы мер, обеспечивающих экономический рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса, смягчение структурных хозяйственных диспропорций в условиях рыночной экономики. Именно нормы финансового права детально регламентируют организацию денежной системы РФ. Кроме того, посредством финансово-правовых норм достигается ее эффективное функционирование.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемых источников

     1. Конституция Российской Федерации // Российская газета.- 1993.- № 237.

     2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 25.11.2009) // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, N 28, ст. 2790.

     3. Федеральный закон от 02.12.1990 №  395-1 «О банках и банковской  деятельности» (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492.

     4. Положение от 5.01.1998г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» (с изм. от 22 января 1999г., 31 октября 2002г.).

     5. Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 9 октября 2002г. № 199-П (с изм. от 4.12.2003г., 1.06.2004г., 26.12.2006г., 13.06.2007г.).

     6. Инструкция по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995г. № 31.

     7. Вострикова, Л.Г. Финансовое право: учебник для ВУЗов / Л.Г. Вострикова.- М.: Юстицинформ, 2007.- 595 с.

     8. Финансовое право: Учебник. /Отв. ред. Н.И. Химичева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. - С. 682.

     9. Финансовое право: Учебник. /Отв. ред. Н.И. Химичева. -- 5-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2007. - С. 682.

     10. Под ред. проф. М.М. Рассолова. Финансовое право: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. — М.; ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. — 444 с.

     11. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова.- М.: Проспект, 2007.- 862 с.

Информация о работе Основы налично-денежного обращения