Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:33, реферат
Целью настоящей работы является изучение налоговых правоотношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные понятия и признаки налоговых правоотношений;
изучит классификацию налоговых правоотношений;
дать полную характеристику структуры налоговых правоотношений;
сделать определенные выводы.ия.
ГЛАВА I. Налоговые правоотношения: сущность, признаки и виды.
1.1 Понятие и содержание налоговых правоотношений
1.2. Виды налоговых правоотношений
ГЛАВА II. Структура налоговых правоотношений.
2.1. Объект налоговых правоотношений.
2.2.Участники налоговых правоотношений
2.3. Содержание налоговых правоотношений
ГЛАВА I. Налоговые правоотношения: сущность, признаки и виды.
1.1 Понятие и содержание налоговых правоотношений
1.2. Виды налоговых правоотношений
ГЛАВА II. Структура налоговых правоотношений.
2.1. Объект налоговых правоотношений.
2.2.Участники налоговых правоотношений
2.3. Содержание налоговых правоотношений
В настоящее время возникла необходимость теоретического исследования одной из основополагающих категорий финансового права в целом, и налогового права в частности - налогового правоотношения.
Институт
налогов всегда вызывал большой
интерес представителей экономической
науки, в то же время мало исследовался
юридический аспект налоговых отношений.
Недостаток внимания к налогам в
условиях господства государственной
формы собственности был связан
с тем, что налоги не играли значительной
роли в формировании доходной части
бюджета государства. Уплата налога
предполагает переход денежных средств
от одного собственника к другому, но
поскольку государство являлось
крупнейшим собственником, обязательные
платежи хозяйствующих
Процесс
реформирования экономики, возросшая
роль налогов при осуществлении
государством и муниципальными образованиями
их финансовой деятельности, развитие
финансового законодательства привели
к необходимости глубокого
Развитие нормативно-правовой базы и совершенствование применения норм законодательства о налогах и сборах нуждается, на наш взгляд, в дальнейших исследованиях налоговых правоотношении, имеющих своей целью разработку теоретических основ эффективного налогообложения и обеспечение стабилизации законодательства о налогах и сборах.
Формулирование
научного понятия налогового правоотношения,
которое бы заключалось не только
в перечислении круга регулируемых
отношений, но и в описании специфических
признаков налоговых
На
современном этапе развития юридической
науки отсутствует
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, научные взгляды и теоретические исследования налоговых правоотношений.
Целью настоящей работы является изучение налоговых правоотношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Налоговые правоотношения
- это урегулированные нормами
налогового права общественные финансовые
отношения, возникающие по поводу взимания
налогов с юридических и
И.И.
Кучеров определяет налоговые правоотношения
как разновидность финансово-
Д.В.
Винницкий рассматривает
Основным
содержанием налогового правоотношения
является обязанность налогоплательщика
внести в бюджетную систему или
внебюджетный государственный (местный)
фонд денежную сумму в соответствии
с установленными ставками и в
предусмотренные сроки, а обязанность
компетентных Органов - обеспечить уплату
налогов. Невыполнение налогоплательщиками
своей обязанности влечет за собой
причинение материального ущерба государству,
ограничивает его возможности по
реализации функций и задач. Поэтому
законодательство предусматривает
строгие меры воздействия к лицам,
допустившим такое
Наиболее распространен в специальной литературе взгляд на финансовые правоотношения как на общественные отношения, характеризующиеся четырьмя специфическими признаками:
1) возникают и развиваются в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
2)
одной из сторон всегда
3)
характеризуются публичным
4) являются имущественными, т.е. в конечном счете всегда возникают по поводу денежных средств.
Налоговые правоотношения обладают также индивидуальными признаками, присущими только данным отношениям и позволяющие не только выявить их сущностные черты, но и отграничить от смежных отношений.
Налоговые правоотношения, во-первых, возникают, изменяются, прекращаются только на основе норм законодательства о налогах и сборах. Общественные отношения в сфере налогообложения могут возникать и существовать только в правовой форме, только на основе норм законодательства. Конституция РФ предусматривает обязанность уплачивать только законно установленные налоги и сборы. В этом заключается одно из существенных отличий налоговых правоотношений от частноправовых. Так, гражданско-правовые отношения могут возникать и при наличии оснований, прямо не предусмотренных гражданским законодательством, но не противоречащих ему. Кроме того, исторически гражданские правоотношения складывались фактически и лишь впоследствии признавались государством.Во-вторых, налоговые правоотношения существуют в сфере налогообложения, призваны воплотить возможности, которые заложены в экономической категории "налог".
Третьим
специфическим признаком
В теории права правоотношения принято делить: в зависимости от правовой функции – на регулятивные и охранительные (по функциям, выполняемым нормами права); на имущественные и организационные (по объекту); материальные и процессуальные (по характеру правовых норм).
Следует отметить, что деление на регулятивные и охранительные правоотношения присуще как материальным, так и процессуальным правоотношениям.
Регулятивные правоотношения складываются на основе регулятивных юридических норм, они устанавливают субъективные юридические права и обязанности.3 В основе регулятивного правоотношения лежат правомерные действия людей (совершение сделок, подача заявления о зачете либо возврате излишне уплаченного налога или сбора), а также события, т.е. обстоятельства, протекающие независимо от воли субъекта. Например, стихийное бедствие может являться основанием для возникновения целого ряда конкретных налоговых правоотношений, связанных с предоставлением отсрочки, рассрочки или налогового кредита. Регулятивные правоотношения составляют основную массу отношений в налогово-правовой сфере.
Регулятивные правоотношения делятся на правоотношения активного и пассивного типа. Налоговые правоотношения активного типа складываются на основе обязывающих налогово-правовых норм и характеризуются тем, что возлагают на лицо обязанность положительного содержания, т.е. совершить определенное действие. При этом "интересы управомоченной стороны удовлетворяются только в результате совершения положительных действий обязанным субъектом". Например, отношения, связанные с постановкой на учет налогоплательщиков (ст.ст.23, 83, 84 НК РФ), в которых интерес налогового органа, а точнее интерес государства в лице налогового органа, будет "удовлетворен" в результате совершения налогоплательщиком определенных действий. Основная масса регулятивных налоговых правоотношений – это отношения активного типа, что следует из главного содержания налогового правоотношения, заложенного в Конституции РФ, – обязанности налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст.57). Однако это вовсе не означает, что в данных правоотношениях обязанной стороной всегда является налогоплательщик. Например, в отношениях по возврату налогоплательщикам излишне взысканных либо уплаченных налогов (сборов, пеней, штрафов) обязанной стороной выступает государство в лице налоговых органов, принимающих решение о возврате указанных сумм (ст.ст.78, 79, 176, 203 НК РФ).