Налоговое право Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:43, курс лекций

Описание работы

Понятие налога и налогового права. Источники налогового права. Федеральные налоги и сборы. Региональные и местные налоги и сборы.

Работа содержит 1 файл

ЛЕКЦИИ (ФИНАНСОВОЕ ПРАВО).doc

— 392.50 Кб (Скачать)

Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекло три года (срок давности).

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 НК РФ.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения. При наличии обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112, размер штрафа увеличивается на 100%.

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

В случае нарушения налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения взыскивается штраф в размере 5 тысяч рублей. Нарушение налогоплательщиком установленного ст. 116 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тысяч рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Налоговое законодательство, регулируя общественные отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, устанавливая права и обязанности субъектов налоговых отношений, предусматривает применение различных мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей. Юридическая ответственность - общеправовая категория, которая конкретизируется в отдельных отраслях права.

Порядок уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, т.е. применяются различные виды юридической ответственности. Для наступления юридической ответственности, в том числе и за нарушение налогового законодательства, необходимо наличие четырех условий:

противоправного поведения;

вреда (ущерба);

причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом (ущербом);

вины нарушителя установленных правил поведения.

Налоговый кодекс РФ в ст. ст. 116 - 127 установил ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства.

Уголовная ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства. В соответствии с Федеральным законом от 13 июня 1996 г. "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" с 1 января 1997 г. введен в действие новый Уголовный кодекс Российской Федерации, которым повышена ответственность за налоговые преступления. Статьи 198, 199 УК РФ предусматривают уголовную ответственность за уклонение от уплаты налога.

Согласно Федеральному закону от 25 июня 1998 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" ст. 198 "Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды" предусматривает наказание:

1) лишение свободы на срок до двух лет;

2) лишение свободы на срок до пяти лет.

Статья 199 УК РФ "Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций" предусматривает наказание:

1) лишение свободы на срок до четырех лет;

2) лишение свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, а также их должностных лиц установлена ст. 35 НК РФ.

Ответственность органов налоговой полиции и их должностных лиц предусматривается в ст. 37 НК РФ.

Ответственность банка за нарушение налогового законодательства устанавливается ст. ст. 132 - 136 НК РФ.

 

 

6. Система налогов и сборов в РФ: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы.

 

Налоговая система Российской Федерации. Налоговой системе свойственны признаки, характеризующие любую систему, - поэлементный состав систем, взаимозависимость элементов, органическая цельность и единство, непрерывное развитие и т.д.

Итак, налоговая система - это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что понятия "налоговая система" и "система налогов" (ст. ст. 12 - 18 НК РФ) нетождественны. Налоговая система - более широкое понятие, так как она характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.

Экономические показатели:

- налоговый гнет (налоговое бремя). Он определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту;

- соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли;

- соотношение прямого и косвенного налогообложения;

- структура прямых налогов.

Политико-правовые показатели - соотношение компетенций центральных и местных органов власти.

Существует три варианта соотношения компетенции:

1) "разные налоги" (это полное разделение прав и ответственности в установлении налогов либо неполное разделение, когда центральная власть устанавливает исчерпывающий перечень налогов и вводит общегосударственные налоги, а местные налоги вводят по своему усмотрению органы на местах);

2) "разные ставки" (центральная власть вводит закрытый перечень налогов, а в свою очередь органы власти на местах устанавливают конкретные ставки в пределах, установленных центральной властью);

3) "разные доходы" (суммы уже собранного налога делятся между властными органами различных уровней).

Статья 13 НК РФ определяет федеральные налоги и сборы, ст. 14 - региональные, а ст. 15 - местные.

Прямые налоги - налоги, непосредственно обращенные к налогоплательщику, т.е. его доходам, имуществу и другим объектам налогообложения (при прямом налоге юридический и фактический плательщики представлены одним и тем же лицом).

Косвенные налоги - налоги, установленные в виде надбавки к цене реализуемых товаров и не связанные непосредственно с доходами или имуществом фактического плательщика (разновидность косвенных налогов - акциз, налог на добавленную стоимость).

Юридическая обязанность уплаты косвенного налога возлагается на предприятие, производящее определенную продукцию. Фактический же плательщик - потребитель этой продукции, который приобретает ее по ценам, повышенным на сумму косвенного налога.

Целевые налоги - налоги, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 7. Федеральные налоги и сборы

 

1.       Налог на добавленную стоимость.

2.       Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья.

3.       Налог на доходы физических лиц

4.       Единый социальный налог

5.       Налог на прибыль (доход) организаций.

6.       Водный налог

7.       Налог на добычу полезных ископаемых

         8.   Сборы за пользование объектами животного мира и за

               пользование объектами водных биологических ресурсов

8.       Государственная пошлина.

10. Специальные налоговые режимы.

         11. Упрощенная система налогообложения

         12. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный

              доход для отдельных видов деятельности

         13. Система налогообложения при выполнении Соглашений о разделе продукции

 

 

1.       Налог на добавленную стоимость.

 

В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

 

Налог на добавленную стоимость

(гл. 21 НК РФ)

 

1. Субъектами налога (налогоплательщиками), согласно ст. 143 НК РФ, налога на добавленную стоимость признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Информация о работе Налоговое право Российской Федерации