Налоговое право как подотрасль финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:04, реферат

Описание работы

Данная работа будет представлена в следующем виде: в первой главе мы поподробнее остановимся на понятии и особенностях финансовых правоотношений, присущих только им. На наш взгляд это необходимо, т.к. без основных понятий и их сущности невозможно раскрыть виды. Всё взаимосвязано. Вторая глава будет посвящена непосредственно видам финансовых правоотношений, что и будет отражать суть работы.

Содержание

1. Понятие налогового права и его место в системе финансового права
2. Финансово – правовой статус субъектов налоговых правоотношений
3. Общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

Работа содержит 1 файл

Налоговое право как подотрасль фин. права.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение

 

      В науке финансового права содержатся различные определения финансово-правовых отношений. Это правоотношение можно определить как общественное отношение, возникающее при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

      Общим в определениях финансового правоотношения является указание на сферу их возникновения, наличие у его участников соответствующих  юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами финансового  права. Как и любое другое правоотношение, эти отношения возникают между определёнными субъектами и отличаются многообразием видов. Каждый вид имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие юридические права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, вид финансового правоотношения имеет специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения. Финансовые правоотношения всегда являются имущественными денежными отношениями, ибо они возникают только по поводу денежных средств.

      Данная  работа будет представлена в следующем  виде: в первой главе мы поподробнее  остановимся на понятии и особенностях финансовых правоотношений, присущих только им. На наш взгляд это необходимо, т.к. без основных понятий и их сущности невозможно раскрыть виды. Всё взаимосвязано. Вторая глава будет посвящена непосредственно видам финансовых правоотношений, что и будет отражать суть работы.  
 
 
 
 
 

    1. Понятие налогового права и его место в системе финансового права

 

      Налоговое право - отрасль законодательства РФ, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

      Эти общественные отношения непосредственно  связаны с государственным налоговым  контролем и управлением экономическим  и социальным развитием общества через механизм налогообложения.

      Данные  отношения, охватывающие разнообразные  сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений  и составляют предмет налоговое  право. Преимущественно властный характер этих отношений не означает, что  налоговое право безразлично  к регулированию имущественных отношений, вытекающих из властных1.

      Регулятивная  роль налогового права в наибольшей степени проявляется при функционировании системы налоговых органов. Соответственно налоговое право фактически выступает  в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и действующим законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, функционирующих в рамках разделения властей. Поэтому налоговое право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой финансовой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или - правом управления). Закрепляя соответствующие правила поведения в сфере налогового управления и контроля оно придает налоговым общественным отношениям характер правоотношений.

      Свое  регулятивное воздействие налоговое  право оказывает на налоговые  общественные отношения, придавая им тем  самым упорядоченный, т. е. соответствующий  интересам государства и общества, характер. В центре его внимания находятся те виды отношений, которые непосредственно возникают в связи с практическим выполнением задач и функций налогообложения.

      Налоговое право регулирует те отношения с  участием соответствующих субъектов  исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных именно на них налоговых функций. Имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически-властных налоговых полномочий. Без таковых налоговый орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти, осуществлять управленческие функции. Управленческие налоговые отношения представляют собой применение полномочий и осуществление функций именно субъектов исполнительной власти.

      Наиболее  общий характер имеет выделение  двух основных видов норм налогового права: материальные и процессуальные.

      Материальные  нормы о налогообложении характеризуются  тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а  также ответственность участников регулируемых налоговым правом финансовых отношений. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна действовать налоговая система.

      Материальные  нормы налогового права определяют основы взаимодействия налогоплательщиков и органов управления в налоговой  сфере.

      Процессуальные налоговые нормы регламентируют государственное управление и связанные с ним управленческие отношения. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений налогоплательщиков; порядок производства по делам о налоговых правонарушениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального налогового права в рамках регулируемых налоговых отношений.

      Содержание  правовых норм о налогообложении является юридической формой экономической сущности налогов и их фискально-регулятивной функции.

      Налоговое право исходит из своего предмета регулирования, которым являются налоговые  отношения (как часть финансовых отношений в государстве), возникающие в процессе налоговой деятельности государства и выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками2. Они отличаются от финансовых отношений юридическим и экономическим содержанием, государственными формами их реализации, функциями налоговых норм в государственном управлении, контроле, имущественных отношениях.

 

2. Финансово – правовой статус субъектов налоговых правоотношений

 

      Налоговые правоотношения - это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

      Правоотношения  по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в  связи с взиманием налогов. В  них участвуют органы государственной  власти РФ, её субъектов и о.м.с.у. соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.

      Установленные в законном порядке налоги реализуются  через налоговые правоотношения, которые возникают по поводу взимания этих налогов с организаций и  граждан.

      Основным  содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность  налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов - обеспечить уплату налогов.

      В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, налоговые органы и кредитные организации - банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т.е. субъектами налогового права.

      Налог должен быть точно определён, а не произволен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий  набор информации, который позволил бы конкретно указать:

      1) обязанное лицо, размер налогового  обязательства и порядок его  исполнения;

      2) границы требований государства  в отношении имущества налогоплательщика.  Поэтому установить налог - это  значит установить и определить  все существенные элементы его  юридического состава (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый  период и т.д.)3.

      Объект  налогообложения - это те юридические  факты (действия, события, состояния), которые  обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.  

 

3. Общие правила  исполнения обязанностей  по уплате налогов  и сборов

 

      В соответствии с пунктом 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:

      1) с момента предъявления в банк  поручения на перечисление в  бюджетную систему Российской  Федерации на соответствующий  счет Федерального казначейства  денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

      2) с момента отражения на лицевом  счете организации, которой открыт  лицевой счет, операции по перечислению  соответствующих денежных средств  в бюджетную систему Российской Федерации;

      3) со дня внесения физическим  лицом в банк, кассу местной  администрации либо в организацию  федеральной почтовой связи наличных  денежных средств для их перечисления  в бюджетную систему Российской  Федерации на соответствующий  счет Федерального казначейства;

      4) со дня вынесения налоговым  органом в соответствии со  статьей 78 НК РФ решения о  зачете сумм излишне уплаченных  или сумм излишне взысканных  налогов, пеней, штрафов в счет  исполнения обязанности по уплате  соответствующего налога;

      5) со дня удержания сумм налога  налоговым агентом, если обязанность  по исчислению и удержанию  налога из денежных средств  налогоплательщика возложена в  соответствии с НК РФ на  налогового агента.

      Банки обязаны исполнять поручение  налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (пункт 1 статьи 60 НК РФ). При этом, банк обязан учитывать очередность списания, установленную статьей 855 ГК РФ4.

      Организации осуществляют уплату налогов в безналичной  форме. При этом исполнение организацией обязанности по уплате налогов осуществляется путем предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога с расчетного (текущего) счета.

      Поручение на перечисление налога исполняется  банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (пункт 2 статьи 60 НК РФ)5.

      За  неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности банки несут  ответственность, установленную НК РФ (пункт 4 статьи 60 НК РФ).

      Налогоплательщик  самостоятельно исчисляет сумму  налога, подлежащую уплате за налоговый  период, исходя из налоговой базы, налоговой  ставки и налоговых льгот.

      В случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом.

 

Заключение

 
 

      Финансово-правовые отношения возникают в связи  с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства и местного самоуправления, т.е. деятельность, направленную на создание, распределение и использование денежных средств и эта деятельность регулируется нормами финансового права. Каждый вид финансового правоотношения имеет свою цель, т.е. регулирование отношений в соответствующей области финансового права.

Информация о работе Налоговое право как подотрасль финансового права