Налоги – основной источник доходной части бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле, а также изучение роли налогов в формировании доходной части бюджетов, как главного источника бюджетных поступлений.

Содержание

Введение
2
1. Понятие бюджетного процесса и его принципы 3
2. Полномочия участников бюджетного процесса 7
3. Стадии бюджетного процесса 10
3.1 Составление проекта бюджета 10
3.2 Рассмотрение проекта бюджета. Утверждение бюджета, принятие закона о бюджете 14
3.3 Исполнение бюджета 20
3.4 Составление и утверждение отчёта об исполнении 24
4. Налоги – основной источник доходной части бюджетов 26
Заключение 33
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Стадии бюджетного процесса. Роль налогов в формировании доходной части бюджетов.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

     6) налоги на внешнюю торговлю  и внешнеэкономические операции. Основными налогами этой группы являются импортные и экспортные пошлины;

     7) прочие налоги, сборы и пошлины.

     Налоговый кодекс РФ определяет налог как “обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований”.

     Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий”.

     Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки: помимо обязательности (принудительности) налогов, они безвозмездны и безэквивалентны.

     Это означает, что уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщикам прав на встречное исполнение обязательств со стороны государства.

     Налоги, как правило, не содержат целевого характера  их использования: основная их масса  не предназначена для финансирования конкретных статей расходов.

     Налоговый кодекс РФ содержит 28 различных налогов  и сборов. Налоги в России разделены  на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия: федеральные (на уровне РФ), региональные (на уровне субъекта РФ), местные (на уровне органа местного самоуправления)

     Принципы  налоговой классификации устанавливаются  в зависимости от:

      • объекта налогообложения – прямые и косвенные
      • уровня взимания - федеральные, региональные, местные)
      • субъекта уплаты – физических и юридических лиц
      • целевого назначения – общие (без привязки к конкретным расходам бюджета) и целевые
      • источника уплаты – с доходов, прибыли и выручки от реализации (продаж)
      • способа изъятия – у источника и с налоговой декларации.

     Налоговая классификация позволяет выявить  роль каждого налога и каждой налоговой группы в формировании доходов бюджета, а также определить целевую направленность налоговой системы: преобладание косвенных налогов, к примеру, свидетельствует о нацеленности налоговой системы на решение преимущественно фискальных задач, а также о ее “цивилизованности”, соответствии мировым стандартам. 

     Доходы  федерального, консолидированного и расширенного бюджета  РФ

     Налоговые доходы федерального бюджета:

  • налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;
  • налог на доходы с физических лиц;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на добавленную стоимость на товары, услуги, работы, производимые на территории РФ (главная статья доходов);
  • налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые в РФ;
  • акцизы;
  • федеральные регистрационные и лицензионные сборы; 
    налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
  • налоги на совокупный доход;
  • налог на операции с ценными бумагами;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • ввозные таможенные пошлины;
  • вывозные таможенные пошлины;
  • прочие налоги пошлины и сборы.

     Консолидированный бюджет РФ – это расчетный годовой  объем доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации  и местных бюджетов, а также  внебюджетных фондов, используемый в целях анализа состояния и прогноза развития бюджетной системы РФ, денежно-кредитной системы и экономики РФ. В современных условиях консолидированный бюджет почти не имеет активных функций в финансовой политике и является скорее статистико-аналитической категорией, а не финансовым инструментом и реальным фондом денежных ресурсов.

     Иначе говоря, консолидированный бюджет, наряду с доходами федерального бюджета, включает также доходы бюджетов субъектов  федерации и доходы местных бюджетов.

     Доходная  часть местных бюджетов формируется за счет:

  • закрепленных за ними собственных (местных) налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, местные лицензионные сборы);
  • других собственных доходов – от приватизации и реализации муниципального имущества, не менее 10% от приватизации госимущества, находящегося на территории муниципального образования, от сдачи в аренду муниципального имущества, проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей, штрафы, госпошлина, подоходный налог с предпринимательской деятельности (без юридического лица);
  • поступлений от регулирующих налогов - предоставляемой им части федеральных налогов и части налогов субъектов федерации;
  • различной финансовой помощи (дотаций, субвенций, средств регионального фонда финансовой поддержки);

     Доходная  часть бюджетов субъектов федерации  формируется за счет:

  • закрепленных за ними собственных региональных налогов (налога на имущество организаций, налога на недвижимость, дорожного налога, транспортного налога, налога с продаж, налога на игорный бизнес, а также региональных лицензионных сборов);
  • регулирующих налоговых поступлений – предоставляемой части федеральных налогов (части налога на прибыль предприятий и организаций, подоходного налога с физических лиц, НДС на товары, производимые в РФ, акцизов на ликероводочные изделия, налога на покупку иностранных денежных знаков и некот. других).

     Это значит, что принятие решений по вопросам изменения налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налогов, налоговых льгот, касающихся предоставляемых местным органам федеральных и региональных налогов, выходит за рамки компетенции представительных органов местного самоуправления. Во втором случае принятие аналогичных решений выходит за рамки компетенции законодательных органов субъектов РФ.

     В отличие от региональных и местных  налогов, федеральные налоги обязательны  к уплате на всей территории страны.

     По  мере укрепления бюджетной системы, консолидированный бюджет, пропорциональность его деления на федеральный и территориальный бюджеты будут играть все более важную роль в бюджетном прогнозировании и бюджетном процессе как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, а также при регулировании бюджетных связей между региональными и местными бюджетами.

 

      Заключение 

      Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

      Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

      Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

     

     Список  источников и литературы: 

  1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
  2. ФЗ от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят  Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 17.07.1998 г. (с изменениями и дополнениями).
  4. Бюджетное послание Президента РФ "О бюджетной политике в 2004 г." в Федеральное Собрание РФ.
  5. Гаврилов А.Т. "Кодексы Российской Федерации. Бюджетный Кодекс". Постатейный научно-практический комментарий/, – М.,2001 г.
  6. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Финансовое право: Учебник/, – М.-2003 г.
  7. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебник/, – М., 2000 г.
  8. Миляков Н.В Финансы М.:Инфра-М,2002г. стр137-142.
  9. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение/, – М., ЮРЛАЙТ 2001г.
  10. Романовский М.В. Финансы /, – М., Перспектива, 2000г.
  11. Титов К. А. Федерализм. Бюджетный федерализм// Экономические науки, 1999, №1
  12. Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник/, – М., 2002 г.
  13. Шаталов С. Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. – М.: МЦФЭР, 2000г.
  14. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник/, – М., ИНФРА. 2001г.
  15. Бабин В.И «Понимание вопросов формирования и использования бюджета рядовыми налогоплательщикам»//Изобретательство. 2002г.№4 стр5-17.
  16. Волков А. А. Реализация территориального интереса в бюджетном федерализме//Финансы, №9, 2001.
  17. Казаков В. А. Межбюджетные отношения здравого смысла// Финансы, №8, 2001г.
  18. Налоги: федеральные и местные // Финансовая газета. 2001. № 12.
  19. Сенчагов В.К. «Экспертное заключение института экономики РАН на проект Федерального бюджета 2003г и прогноз социально экономического развития России на 2003г»// Банковское дело. 2002г, №10 стр2-7.

Информация о работе Налоги – основной источник доходной части бюджетов