Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:44, реферат
В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Доходы облагаемые налогом на доходы физических лиц
1.2 Доходы, не облагаемые налогом на доходы физических лиц
1.3 Применение вычетов при определении налоговой базы
2. СТАВКИ НАЛОГА И ПОРЯДОК ЕГО ИСЧИСЛЕНИЯ
2.1 Налоговые ставки
2.2 Порядок исчисления налога
3. СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налогоплательщики самостоятельно определяют сумму налога по доходам, полученным от соответствующих видов деятельности.
2. Убытки прошлых лет не уменьшают налоговую базу и не учитываются в отчетном году.
3. Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода в текущем налоговом периоде. Срок подачи декларации - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если доходы у данных налогоплательщиков появляются в течение года, то декларацию следует подать в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов.
4. Налог уплачивается авансовыми платежами. Суммы авансовых платежей исчисляют налоговые органы либо на основании сумм предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, либо с суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов.
Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений в сроки:
- за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
- за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
- за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
В случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан скорректировать сумму предполагаемого дохода и представить новую налоговую декларацию. В этом случае налоговый орган пересчитывает суммы авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.
Перерасчет сумм авансовых платежей производится не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.
Исчисление и уплата налога физическими лицами с отдельных видов дохода производится со следующих видов доходов:
- с сумм вознаграждений по договорам гражданско-правового характера (включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности), в случае получения указанных сумм от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами;
- с доходов из источников, находящихся за пределами РФ (физические лица - налоговые резиденты РФ);
- с сумм дохода, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, когда налоговый агент ввиду невозможности удержания налога сообщил об этом в налоговый орган.
Указанные выше лица самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты.
Налоговые декларации обязаны подавать: физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой; физические лица, получающие доходы по гражданско-правовым договорам от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами; физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы из источников, находящихся за пределами РФ, по суммам таких доходов; физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами.
Другие налогоплательщики могут по собственному желанию подать налоговую декларацию. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата отправки.
Общий срок сдачи налоговой декларации - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Кроме этого срока действуют и специальные сроки подачи налоговой декларации для лиц в случае прекращения существования источников доходов до конца налогового периода. Они обязаны в пятидневный срок со дня прекращения их существования представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, по которой в обязательном порядке подается налоговая декларация, и выезде его за пределы территории РФ налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории РФ, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории РФ.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае сдачи налоговой декларации в пятидневный срок в связи с прекращением существования источника дохода налог, доначисленный по такой декларации, уплачивается не позднее чем через 15 дней с подачи такой декларации.
Особый порядок налогообложения установлен в отношении отдельных категорий иностранных граждан. Освобождаются от налогообложения доходы:
- глав, персонала представительств иностранного государства, имеющих дипломатический и консульский ранг, а также административно - технического персонала представительств иностранного государства, а также членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами РФ, полученные в связи с профессиональной деятельностью;
- обслуживающего персонала представительств, которые не являются гражданами или не проживают в РФ постоянно, полученные ими по своей службе в представительстве иностранного государства;
- сотрудников международных организаций - в соответствии с уставами этих организаций. При этом перечень иностранных государств (международных организаций), к гражданам которых применяется льготный режим налогообложения, на федеральном уровне определяется органами, регулирующими отношения РФ с иностранными государствами.
Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае сдачи налоговой декларации в пятидневный срок в связи с прекращением существования источника дохода налог, доначисленный по такой декларации, уплачивается не позднее чем через 15 дней с подачи такой декларации.
Налоговый кодекс РФ. - №117-ФЗ. - Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года. Одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 года. (в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ).
Приказ МНС РФ от 29 ноября 2000г. № БГ-3-08/415"Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Федеральный закон от 30.12.04 №212-ФЗ "О внесении изменений в статьи 212 и 217 части второй Налогового кодекса Российский Федерации, а также о признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации".
Федеральный закон от 29.12.2004 №204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Автономов В.С. Экономическая теория. - М.: ИНФРА-М, 2004.- 931с.
Видяпин В.И. Экономическая теория (политэкономия). - М.: ИНФРА-М, 2004. - 640 с.
Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2004. - 544 с.
Лукаш Ю.А. Налоги и налогообложение.- М.: Книжный мир, 2001-848с.
Мочерный С.В., Некрасов В.Н., Овчинников В.Н., Секретарюк В.В. Экономическая теория. - М.: Книга-сервис, 2003. - 416 с.
Налоги и налогообложение / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
Пансков В.В. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2003.- 544с.