Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:16, контрольная работа
Данная курсовая работа и посвящена прежде всего изучению ситуации на примере российского государства.
Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы и кредит», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, найти пути решение проблем.
Введение
1 Теоретические аспекты финансового контроля
1.1. Содержание и значение финансового контроля
1.2. Развитие в условиях перехода к рыночной экономике
1.3. Формы, виды и методы финансового контроля
2. Органы, осуществляющие финансовый контроль
2.1. Система государственного финансового контроля
2.2. Федеральные органы государственного финансового контроля
3 Государственный финансовый контроль в РФ
3.1. Проблемы эффективности государственного финансового контроля
3.2. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Переход к рыночным отношениям ослабил существовавшую ранее систему централизованного государственного финансового контроля. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что интересы государства и общества в целом при децентрализованной экономике могут быть эффективно защищены только при условии соответствующего государственного контроля, особенно в налоговой и бюджетно-финансовой сфере.
Поскольку
организация и функционирование
эффективной системы
Таким образом, новые политические и экономические отношения, сложившиеся в России за последние годы, потребовали создания развитой системы государственного финансового контроля, способной в условиях децентрализованного управления экономикой обеспечить соблюдение интересов государства и общества в целом. Построение такой системы должно было учесть опыт, накопленный в России до 1917 г. И в СССР, и опыт стран с развитой рыночной экономикой.
Децентрализация
экономики, отчуждение государственной
собственности в частное
В первую свою очередь усилия государства были направлены на существенную модификацию налоговой системы страны. В частности, были приняты меры, направленные на развитие и укрепление налоговой службы, созданы органы налоговой полиции.
Для обеспечения
надлежащего контроля со стороны
Правительства РФ за формированием
государственных доходов и
Федеральным законом № 4-ФЗ от 18 января 1995 года «О Счетной палате Российской Федерации» был образован орган внешнего государственного финансового контроля в России - Счетная палата Российской Федерации. Одновременно аналогичные органы стали создаваться на уровне субъектов Федерации. Этим было положено начало созданию в России института внешнего государственного финансового контроля.
При создании органов внешнего государственного финансового контроля был учтен опыт организации такого контроля в демократических странах с развитой рыночной экономикой, согласно которому ключевая роль в проведении государственного финансового контроля отводится законодательным ( представительным) органам власти и создаваемым ими органам высшего государственного финансового контроля.
Таким
образом, построение системы органов внешнего
государственного финансового контроля
в современной России проводилось приблизительно
по одной схеме, как на федеральном уровне,
так и на уровне субъектов Федерации. При
этом в основном соблюдались следующие
основные принципы осуществления государственного
финансового контроля:
· Законность
· Объективность
· Разграничение
деятельности органов государственного
финансового контроля в соответствии
с установленным
· Подотчетность
органам государственной власти
Российской Федерации
· Функциональная,
организованная и финансовая независимость
· Гласность.
[9, с 115-116]
1.3
Формы, виды и методы
финансового контроля
Под формой
финансового контроля понимают конкретное
выражение и организацию
В зависимости от соотношения времени проведения контроля и времени совершения проверяемых финансово-хозяйственных операций выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Обычно он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, учредительных документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.
Текущий контроль, который также называют оперативным, проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризацией и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет отслеживать и регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств.
Последующему контролю подлежат итоги формирования и использования финансовых средств. Проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и целесообразность их расходования при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. В результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных финансово-хозяйственных операций, достигнутых финансовых результатов проводится оценка. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет вскрыть недостатки их проведения.
По характеру материала, на основе которого проводится контроль подразделяется на документальный (формальный) и фактический.
Источниками информации для документального (формального контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.
Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим из-за непрерывности хозяйственных ситуаций. Полноценность и неопровержимая доказательность первичных документов и учетных записей при необходимости устанавливаются с помощью специальных приемов фактического контроля. Поэтому оба вида контроля существуют не изолированно, а дополняют друг друга.
В зависимости
от субъекта контроля различают следующие
виды контроля:
· Государственный;
· Негосударственный
· Общехозяйственный
· Общественный
· Внутрихозяйственный
· Правовой
· Гражданский
Государственный финансовый контроль -неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы.
Основная его цель - контроль за исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот.
Ведомственный контроль - в составе государственного финансового контроля занимает значительное место. Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи.
Негосударственный финансовый контроль. Государству нужна информация о результатах деятельности всех предприятий для принятия решений в области экономики, бюджетной политики и налогообложения. С этой целью создан такой новый вид контроля как аудит. Аудит построен на принципе полного хозрасчета, проводимого на основе договора между хозяйствующим субъектом и аудитором.
К негосударственному аудиту относится контроль со стороны коммерческих банков. Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля. Необходимости поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий - потенциальных заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для большей вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банков - важный элемент управления кредитным риском.
Общественный финансовый контроль осуществляется неправительственными организациями и выполняется группами, отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. К общественному контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов.
Внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерией, финансовыми отделами и.т.д.) Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений ( цехов, участков, отделов, филиалов). В ходе проведения этого контроля могут проверяться вопросы, связанные с уплатой налогов в бюджет и налоговым планированием с использованием выделенных бюджетных средств.
Правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы.
Гражданский контроль осуществляется налогоплательщиками - физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций а также при составлении и подаче налоговых деклараций, а также при получении средств из бюджета ( з/п, пенсий, пособий и т.д.)
По методам проведения финансовый контроль подразделяется на такие, как: проверка, обследование, анализ финансовой деятельности, надзор, наблюдение (мониторинг), ревизия.
Проверка
производится по отдельным вопросам
финансово-хозяйственной
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расход топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.п.
Анализ
как метод финансового контроля
должен быть системным и пофакторным.
Он предполагает детальное изучение
периодической или годовой финансово-бухгалтерской
отчетности с целью общей оценки результатов
финансовой деятельности и ликвидности,
обеспеченности собственным капиталом
и эффективности его использования.
Наиболее
глубоким и всеобъемлющим методом
финансового контроля является ревизия.
Можно сформулировать следующее ее определение.
Ревизия - это полное обследование финансово-хозяйственной
деятельности экономического субъекта
с целью проверки ее законности, правильности,
целесообразности и эффективности. [10,
с 27-28]