Место и роль финансового права в системе российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с тем, что финансовое право связано со многими отраслями российского права мной поставлены следующие задачи:
1. особенности финансового права;
2. связь финансового права с другими отраслями права.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
I Понятие и предмет финансового права……………………………….5
II Финансовое право в системе российского права…………………...12
2.1Особенности финансового права…………………………………...12
2.2 Связь финансового права с другими отраслями права…………...15
III Система и источники финансового права………………………….20
Заключение………………………………………………………………26
Библиографический список………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

   Содержание

   Введение………………………………………………………………….3

   I Понятие и предмет финансового права……………………………….5

   II Финансовое право в системе российского права…………………...12

   2.1Особенности  финансового права…………………………………...12

   2.2 Связь финансового права с  другими отраслями права…………...15

   III Система и источники финансового права………………………….20

   Заключение………………………………………………………………26

   Библиографический список………………………………………….....27

 

    Введение

   Предложенная  ниже  тема – Место и роль финансового права в системе российского права - более интересна, в связи с переходам нашего общества от социалистических к капиталистическим отношениям и как следствие этого, интересна глубокая правовая реформа вокруг финансово-правовых отношениях.

   Объектом  исследования является понятие и  предмет финансового права, его особенности и связь с другими отраслями права, а также система и источники финансового права. Цель исследования – место и роль финансового права в системе российского права.

   В соответствии с тем, что финансовое право связано со многими отраслями российского права мной поставлены следующие задачи:

   1. особенности финансового права;

   2. связь финансового права с  другими отраслями права.

   Курсовая  работа состоит из трех глав. В первой главе мной раскрыты понятие и  предмет финансового права, во второй главе – финансовое право в системе российского права. В третьей главе я рассмотрела систему и источники финансового права.

   В ходе своего исследования мной изучено, что развитие финансового права  в целом соответствовало нормам международного права и способствовало созданию финансовой основы для их реализации, утверждению прав и свобод человека, его чести и достоинства как высшей ценности общества и государства.

   Выяснение особенностей финансового права, умение отграничить его от других отраслей права имеет существенное практическое значение, так как способствует четкой организации финансовой деятельности государства и муниципальных образований с учетом ее специфики, помогает правильному применению юридических мер воздействия в необходимых случаях.

   В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели высокую степень актуальности. К тому же не все еще области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование. 
 
 

        
 

 

    Глава I: Понятие и предмет финансового права

   Осуществление финансовой деятельности государства  и муниципальных образований  требует правовой урегулированности  отношений, возникающих в процессе ее осуществления: четкого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права. Посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством соответственно стоящим перед ним задачам.

   Область финансов и отдельные их стороны  затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового  права эта область подпадает  в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что предметом финансового права охватываются отношения, возникающие в связи с функционированием государственных и муниципальных финансов, что обусловлено публичным характером тех и других. С другими составными частями финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды государства и муниципальных образований, а также их использованием (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности).

      Следует заметить, что в связи с финансовой деятельностью государства и муниципальных образований возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, которые не относятся к предмету финансового права: например, трудовые, гражданские и другие, регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право регулирует только финансовые отношения.

   Итак, финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

   Финансовое  право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции  в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением  в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

   Следовательно, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

   По  своему содержанию эти отношения  весьма разнообразны, что обусловлено  многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного  производства и распределения, с  разными сторонами жизни общества и государства; разнообразен также и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние – с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного самоуправления – с организациями и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней и органы местного самоуправления, в том числе финансово-кредитные органы, в соответствии со всей компетенцией в области финансов.

   Таким образом, данные определения предмета и понятия финансового права увязаны не только с государственными, но и с муниципальными финансами, а также учитывают их классификацию на централизованные и децентрализованные1.

   Исключение  отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности муниципальных образований (органов местного самоуправления) противоречило бы принципу единства финансовой системы и конституционному требованию о проведении в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114 Конституции РФ). Объединяет эти отношения с отношениями, возникающими в ходе финансовой деятельности государства, и публичный характер тех и других.

   В финансовых отношениях, являющихся предметом  финансового права, можно выделить следующие группы:

   а) между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и входящими в состав последних административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

   б) между финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями – с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;

   в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи  с образованием, распределением и  использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);

   г) между государственными, в том  числе казенными, и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами – с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;

   д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

   е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и  физическими лицами – с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

   Данная  классификация проведена по субъектному  составу отношений. Возможна классификация  и по другим критериям, например, по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т.д. Разнообразие подходов при классификации финансовых отношений углубляет представления о предмете финансового права.

   Рассмотрение  финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содержание – направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и при непосредственном воздействии государства и в рамках законодательства – органов местного самоуправления.

   Государство обеспечивает планомерность аккумуляции  денежных средств и направление  их согласно планам и программам в  экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.

   В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов  местного самоуправления, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и т.п.

   Регулируя эти отношения, нормы финансового права закрепляют права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан.

   Четкость  правового регулирования финансовых отношений важна не только для  обеспечения должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и для соблюдения интересов государства, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном итоге – для выполнения государством своих функций.

   Формирующееся финансовое право Российской Федерации  отражает новые экономические и  политические условия страны. В его  развитии можно видеть следующие  наиболее существенные направления.

   Во-первых, изменения финансово-правовых норм, обусловленные переходом экономики к рыночным отношениям. Теперь эти нормы базируются на принципе равенства прав субъектов независимо от формы собственности и соответственно этому – их финансовых обязанностей перед государством и муниципальными образованиями, прав на защиту их законных интересов, самостоятельности хозяйствующих субъектов и т.д. Следует заметить и нацеленность финансово-правовых институтов на стимулирование производства, использования их для регулирования экономики и др.

   Во-вторых, усиливается материальная (финансовая) ответственность за правонарушения в области финансов. Это относится и к ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

   В-третьих, финансово-правовое регулирование  направлено на установление большего разнообразия в методах финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Вместе с тем в них все еще преобладает фискальная сторона (расширение системы налогов для привлечения средств в казну при недостаточном развитии социальной направленности).

Информация о работе Место и роль финансового права в системе российского права