Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:46, курсовая работа
Центральный банк Российской Федерации – это государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Банк России является важнейшим элементом банковской системы страны, оказывающий большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Центральный Банк - субъект финансового права:
1.1.Место Центрального Банка в банковской системе……………….5
1.2.Цели и функции Центрального Банка……………………………..7
1.3.Взаимоотношения Банка России с органами государства и органами местного самоуправления………………………………………………12
Глава 2. Центральный Банк – орган регулирования и надзора:
2.1.Функции контроля и надзора …………………………………….14
2.2.Проведение проверки Центральным Банком кредитных
организаций……………………………………………………………..16
2.3.Меры принудительного воздействия, принимаемые Центральным Банком в отношении кредитных организаций………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..24
Библиографический список………………………………………………26
Банк России, подобно центральным банкам других стран, выполняет функцию банкира, финансового консультанта и агента Правительства РФ. Он может предоставлять кредиты Правительству России на срок не более одного года (для покрытия кассовых разрывов в госбюджете) под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если это предусмотрено Федеральным законом «О федеральном бюджете». За исключением тех случаев, когда это предусматривается указанным законом, банк не вправе предоставлять прямые банковские ссуды Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита и покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. [7]
Что же касается функций Центрального Банка (Банка России ) они осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
- устанавливает правила проведения банковских операций;
- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
- устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности");
- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
1.3. Взаимоотношение Банка России с органами государства и органами местного самоуправления.
Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.[8]
Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами. [9]
Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами. Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются федеральными законами. [10]
Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства Российской Федерации.
ГЛАВА 2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК – ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА.
2.1.Функции контроля и надзора.
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков.
Контролирование деятельности банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством. [11]
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Центробанк не управляет другими банками, а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и по закону Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность коммерческих банков. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Федеральный закон предоставил ЦБ России правомочия осуществлять банковский надзор: наблюдать за банками с точки зрения нормативности принимаемых ею решений. [12]
Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у коммерческих банках необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.
В практике зарубежных государств банковский надзор имеет две формы: дистанционный и контактный. В российском законодательстве эти формы банковского надзора не разделены, но тоже присутствуют.
Дистанционный надзор - наблюдение за деятельностью кредитных организаций, на основе представленных банковских и бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т.п.). Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций, проводимые представителями Банка России непосредственно в кредитной организации. [13]
Банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением конкретными кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.
Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий коммерческих банков законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.
Объекты банковского надзора - это та часть банковской системы и банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в установленном ими порядке должна контролироваться Банком России. Правильное определение объектов надзора имеет значение для уяснения компетенции Банка России по проведению проверок деятельности коммерческих банков. Кроме того, оно позволяет оптимизировать расходы Банка России на указанный надзор.
2.2. Проведение проверки Центральным Банком кредитных организаций.
При осуществлении Банком России функций банковского регулирования и банковского надзора основой для оценок и выводов об общем состоянии кредитной организации либо об отдельных направлениях ее деятельности является информация, полученная в результате проверки в дополнение к данным отчетности кредитной организации.[14]
Установлено, что проверки кредитных организаций проводятся не реже одного раза в год. Более частое проведение проверок предполагает усиление контроля со стороны Банка России за деятельностью кредитных организаций и своевременное принятие необходимых мер в целях обеспечения защиты интересов вкладчиков, кредиторов и стабильности банковской системы.
По-прежнему в первую очередь будут проверяться кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неустойчивом финансовом положении или допущенных грубых нарушениях. Решение о проведении проверки принимается также с учетом результатов предыдущих проверок.
Проверки кредитных организаций проводятся уполномоченными представителями (служащими) Банка России на основании документа - поручения на проведение проверки, подтверждающего полномочия представителей Банка России на проведение проверки. В поручении указывается персональный состав уполномоченных представителей, образующих рабочую группу. Проверка кредитной организации начинается с момента предъявления руководителем рабочей группы поручения на проведение проверки и завершается после передачи акта проверки органам управления кредитной организации для ознакомления. Проверяемый период не может превышать пяти лет до года проведения проверки. Проверка, осуществляемая по ходатайству самой кредитной организации, проводится по вопросам, за период и в сроки, согласованные с кредитной организацией.
Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период. Исключение составляют два случая: когда проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации; если проведение проверки осуществляется по мотивированному решению Совета директоров Банка России. Мотивированное решение может приниматься в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку, или на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России, содержащего выявленные признаки неустойчивого финансового состояния кредитной организации, создающего угрозу интересам кредиторов и вкладчиков. Проведение повторной проверки на основании мотивированного решения по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период осуществляется при участии представителей центрального аппарата Банка России.
Предусмотрена так же возможность приостановления и прекращения проверки кредитной организации при наличии обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности и нецелесообразности дальнейшего проведения проверки. Определена процедура приостановления проверки и указаны случаи, при которых невозможно продолжение проведения проверки. Это, в частности, угрозы жизни и здоровью руководителя и членов группы.[15]
Наличие оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, а также угроза законным интересам кредиторов, вкладчиков и стабильности банковской системы РФ дают возможность должностному лицу Банка России, поручившему проведение проверки, принять решение о ее прекращении. Уполномоченным представителям Банка России предоставлено право запрашивать и получать от руководителя и работников проверяемой кредитной организации все необходимые для достижения целей проверки документы (информацию) за проверяемый период (учредительные документы, положения, регламенты, правила, иные внутренние документы кредитной организации, материалы службы внутреннего контроля и аудита, документы аналитического и синтетического учета кредитной организации по операциям, счетам и вкладам физических и юридических лиц, бухгалтерская, статистическая, финансовая отчетность, справки, письменные и устные разъяснения руководителя и работников кредитной организации, документы валютного контроля, документы по исполнению Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").
Руководитель и члены рабочей группы вправе входить в здания и другие служебные помещения проверяемой кредитной организации, в том числе занимаемые подразделениями, осуществляющими сбор, обработку и хранение информационных ресурсов, а также занимаемые подразделениями, осуществляющими операции с наличными денежными средствами и другими ценностями.[16]
Документы, необходимые для проведения проверки, предоставляются членам рабочей группы на основании заявки на предоставление документов, составленной по типовой форме, в срок, устанавливаемый в заявке. Кредитная организация обязана содействовать руководителю и членам рабочей группы в проведении проверки. Руководитель кредитной организации обязан определить должностных лиц кредитной организации и работников, которые должны взаимодействовать с членами рабочей группы. Руководитель и работники проверяемой организации обязаны обеспечивать беспрепятственный доступ в здания и другие служебные помещения проверяемой организации, обеспечить доступ к документам (информации), необходимым для проведения проверки, доступ к автоматизированным банковским и информационным системам кредитной организации, обязаны неукоснительно исполнять заявки рабочей группы в полном объеме и в сроки, установленные в заявках. Кредитная организация должна быть ознакомлена с актом проверки. В случае ее несогласия с достоверностью и полнотой сведений или выводами рабочей группы руководитель кредитной организации вправе представить письменные возражения или замечания по акту проверки.
2.3.Меры принудительного воздействия, применяемые Центральным Банком в отношении кредитных организаций.
Информация о работе Контрольно-надзорные функции Центрального банка