Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 23:29, контрольная работа

Описание работы

Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.

Содержание

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ РОССИИ. 2
СИСТЕМА БАНКОВ, ЕЁ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
Принципы организации банковской системы 8
Проблемы и пути развития банковской системы Российской Федерации 10
Центральный и коммерческие банки, их функции и характер взаимодействия в современных условиях 14
Денежно-кредитная политика в России 17
Заключение 19

Список литературы 20

ЗАДАЧА

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

2.3. Центральный и коммерческие банки, их функции и характер взаимодействия в современных условиях

Банк - (в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности в РФ) коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому на основании лицензии, выдаваемой Банком России, предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условии возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.  
По состоянию на 1 июля 1999 года число коммерческих банков в России составило 1946 . 
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов.  
Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка.  
Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.  
По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих от своих операций коммерческий банк берет на себя.  
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.  
Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь "правила игры" для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

Функции коммерческого банка

Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.  
Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадает с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенных в банке.  
Вторая важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких про-центов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках.  
Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков

имеет доступность  информации о деятельности коммерческих банков и о тех 
гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредитора средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.  
Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.  
Важнейшей функцией банков в условиях рыночной экономики является  
инвестиционная деятельность.  
Под инвестициями понимается долгосрочное вложение средств в промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли экономики внутри страны и за границей в целях получения прибыли. Прямые инвестиции представляют собой непосредственное вложение средств в производство, приобретение реальных активов. Портфельные инвестиции осуществляются в форме покупки ценных бумаг (портфель ценных бумаг) или предоставления денежных средств в долгосрочную ссуду (портфель ссуд) в национальной или иностранной валюте (валютный портфель).  
Под инвестиционной политикой банков понимается совокупность мероприятий, направленных на разработку и реализацию стратегии по управлению портфелем инвестиций, достижение оптимального сочетания прямых и портфельных инвестиций в целях обеспечения нормальной деятельности, увеличения прибыльности операций, поддержания допустимого уровня ?*х рискованности и ликвидности баланса. Она разрабатывается руководством банка (возможно, совместно с консультирующим его по этим вопросам учреждением). Важнейший элемент инвестиционной политики - разработка стратегии и тактики управления валютно-финансовым портфелем банка, включающим наряду с прочими его элементами портфель инвестиций.  
Инвестиционный портфель (портфель инвестиций) -   совокупность средств, вложенных в ценные бумаги сторонних юридических лиц и приобретенных банком, а также размещенных в виде срочных вкладов иных банковских и кредитно-финансовых учреждений, включая средства в иностранной валюте и вложения в иностранные ценные бумаги. Критериями при определении структуры инвестиционного портфеля выступают прибыльность и рискованность операций, необходимость регулирования ликвидности баланса и диверсификация активов. Возможны различные принципы и подходы к управлению инвестиционным портфелем предприятий и банков. Наиболее распространенным является принцип ступенчатости погашения ценных бумаг, позволяющий поступающие от погашения (или реализованных) ценных бумаг средства реинвестировать в ценные бумаги с максимальным сроком погашения.  
Так как под инвестициями банков обычно понимаются вложения денежных средств на срок в целях получения доходов или прибыли, то с этой точки зрения практически все активные операции банков можно рассматривать в качестве инвестиций. В этой связи, чтобы избежать путаницы в терминах, под инвестиционными банковскими операциями понимаются те из них, в которых банки выступают в роли "инициаторов вложения средств" (в отличие от кредитных операций, где инициатива в получении средств исходит со стороны заемщика).  
В более узком смысле под инвестиционными операциями банков понимаются вложения средств в ценные бумаги. Таким образом, при инвестиционных операциях банк является одним из множества кредиторов, в то время как при кредитных операциях банк обычно, хотя далеко и не всегда, выступаете роли единственного кредитора.  
Основное содержание инвестиционной политики банка составляет определение круга ценных бумаг, наиболее пригодных для вложения средств, оптимизация структуры портфеля инвестиций на каждый конкретный период времени.

Функции Центрального банка  РФ

В соответствии со ст. 1 Закона о Банке России это  учреждение является главным банком РФ и находится в ее собственности.  
Правовой статус Банка России имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим лицом (ст.2) и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством (бюджетом) (ст.16-18).С другой стороны он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ (ст.5, 10 -14,19-33).  
Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Функции Центрального банка РФ включают в себя:.  
-   проведение эмиссии банкнот;  
-   охранение государственных золотовалютных резервов;  
-   хранение резервного фонда других кредитных учреждений;  
-   денежно-кредитное регулирование экономики;  
- кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений;  
-   проведение расчетов и переводных операций;  
-   контроль за деятельностью кредитных учреждений.

2.4. Денежно-кредитная политика в России.

Денежная и  кредитная политика является наряду с бюджетной, налоговой, ценовой и таможенной политикой составными элементами финансовой 
политики.  
Современный опыт России показал, что ошибки в денежной политике обходятся стране очень дорого. К началу 1992 года официальный курс доллара составлял около 0,6 рубля, а внутренний долг превышал 500 млрд. рублей, т.е. составлял более 300 млрд. долларов. Этот долг состоял из остатков вкладов населения в Сберкассе и по внутренним облигационным займам (без учета долга государства по товарным обязательствам). Первые шаги реформаторов были направлены на уменьшение долга государства перед своим народом через инфляционный механизм денежной политики. При ограниченной товарной массе денежная эмиссия очень быстро привела к обесценению рубля относительно валют других стран. Тем самым государство стимулировало рост экспорта сырьевых ресурсов и продуктов сельскохозяйственного производства. Внутренний рынок стал дополняться импортной продукцией, что еще более ухудшило положение промышленности и сельского хозяйства.  
Составными частями денежной политики являются эмиссионная политика и стабильность национальной валюты.  
Эмиссионная политика, кроме определения необходимого количества денег в обороте, имеет еще одно направление — увеличение доходов бюджета. Вторая составляющая требует особой осторожности, ибо при переходе определенных количественных границ денежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесценению доходов бюджета (мы опускаем другие последствия инфляции). Если по каким-то причинам государство не в состоянии регулировать свою денежную систему (как это произошло в России), то нарушается экономическая безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять экспансии более сильных валют и национальные богатства могут быть утеряны (вследствие взаимных зачетов, путем скупки акций и т.п.).  
Кредитная система и кредитная политика обеспечивают функционирование внутрихозяйственных расчетов и ссудного капитала. Ссудный капитал является важнейшим условием осуществления воспроизводственного процесса, обеспечивая возможность заимствований как для пополнения оборотных средств, так и для инвестиций. Кредитный сектор экономики служит и для выравнивания средней нормы прибыли. Величина процентной ставки может негативным образом сказаться на экономической активности в обществе. Действительно, если рентабельность производственного сектора в нормальных рыночных условиях колеблется между 8 и 12%, что ненамного превышает ставки банков за предоставление кредита (от 2,5% — в Японии, 6,3% — во Франции, 8,25% — в США, до Ю,6% — в Италии), то Россия оригинальна и в размере банковского процента: ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период реформирования достигала 100% в 1993 г. и даже 210% в 1994 г. С июля 1998 г. ставка рефинансирования (Ставка рефинансирования — это плата за кредит, предоставляемый Центральным банком Российской Федерации коммерческим банкам) стабилизировалась на уровне 60%. Действие такой высокой ставки рефинансирования сказывается самым негативным образом, а именно:  
-  невозврат кредитов;  
- рост цен на продукцию производственного сектора и сектора услуг;                                                

- уменьшение  рентабельности у заемщиков, вследствие  чего сокращение нало-гооблагаемой базы;  
 - свертывание производства;  
 - сужение внутреннего потребительского рынка ввиду падения доходов субъектов воспроизводственного процесса.
 
 

Заключение

Формирующаяся в нашей стране банковская система  представляет собой двухуровневую систему. Банк России вместе с центральными банками республик, областей, краев и т.п. и их учреждениями образуют единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице и выполняющую функцию резервной системы. Второй уровень кредитной системы составляют коммерческие банки.  
Коммерческие банки - главные центры кредитной системы. Современные коммерческие банки - это кредитно-финансовые учреждения универсального характера. Он не только принимает вклады населения, предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов.  
Существование большого числа коммерческих банков обусловлено экономической целесообразностью, потребностями финансового обслуживания клиентов, особенностями законодательного регулирования банковской системы. Следует отметить факт возрастания могущества крупнейших банков страны, которое определяется не только концентрацией активов и депозитов в их руках, но и тем, что они в замаскированной форме включают мелкие и средние банки в сферу своего влияния. Это происходит через систему корреспондентских связей , через создание холдингов, владеющих контрольными пакетами акции банков.  
Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в России
.  
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 
 

    1. «Налоговый  кодекс РФ» часть 1, учебно-информационный центр при Государственной налоговой  инспекции, Москва 1998г.
    2. «Бюджетный кодекс РФ» Москва 1999г.
    3. Финансы / под редакцией профессора А. М. Ковалевой, Москва 2000г.
    4. Налоги и налогообложение в России, Окунев Л. П., Москва 1996г.
    5. Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 02.12.90 (с последующими изменениями и дополнениями), Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
    6. Байбурин Р.Л. Финансовая система России. -М.:ФИН.1997 -402 с.
    7. Глушенко В.В., Глушенко И.И. Финансы. - М.:НПЦ «Крылья», 1998-412 с.
    8. Носков   И.Я.   Проблемы   реформирования   банковской   системы   России //Финансы, №11-1998.
    9. Финансы.   Денежное  обращение.   Кредит  //Под  ред.   Л.А.   Дробозиной М.:Финансы.1999. -477 с.
    10. Ханин Г. Состояние банковской системы. //Новая газета, 1998-№18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАДАЧА: Решение о привлечении к налоговой ответственности было направлено налогоплательщику по почте. С какого момента исчисляются сроки на его обжалование? 
 

    В соответствии с п. 2 ст. 139 и п. 9 ст. 101 НК РФ1 апелляционная жалоба на решение налогового органа подается до момента вступления в силу обжалуемого решения, т.е. до момента истечения 10 рабочих дней со дня вручения копии решения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено решение. При отправке апелляционной жалобы по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

    Согласно  п. 13 ст. 101 НК РФ, копия решения о  привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения, вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.

     27.07.2007 Минфином РФ в своем письме от №03-02-07/1-350 отмечает, что в этом случае датой вручения соответствующего решения является шестой день с даты отправки заказного письма.2

     Но  данное положение вызвало много  дискуссионных вопросов у ученных- юристов.

     Так, Хаванова И.А. поясняет, что копия решения должна быть вручена налогоплательщику способом, прямо свидетельствующим о дате получения этого решения; следовательно, срок получения копии должен быть не предполагаемым, а точным; поэтому отправлять бумаги по почте нужно обязательно с уведомлением о вручении.1

     15.04.2009 Минфин РФ в Письме от  №03-02-07/1-185 изменяет свое положение, отмеченное ранее, и разъясняет, что поскольку НК РФ не определена дата вручения копий указанных решений в случае их направления по почте, то дата вручения налогоплательщику копии такого решения определяется на основании документа, свидетельствующего о получении налогоплательщиком соответствующего почтового отправления (уведомления о вручении).2

     Таким образом, если решение отправлено налогоплательщику  по почте, срок на апелляционное обжалование будет исчисляться со дня получения решения, который будет указан на почтовом уведомлении о вручении. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"