Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:17, контрольная работа
Вопрос 10 Компетенция государственных и муниципальных органов финансового контроля
Вопрос 20 Правовой режим финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
Вопрос 10 Компетенция государственных и муниципальных органов финансового контроля
Основными органами, осуществляющими государственный и (или) муниципальный финансовый контроль в бюджетной сфере, выступают
контрольные и финансовые органы исполнительной власти :
1)Правительство РФ,
2)Минфин РФ
3)Счетная палата РФ;
4)Контрольные органы законодательных (представительных) органов
субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с законодательством РФ в случае необходимости осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на
иные федеральные органы исполнительной власти.
Кроме того, в соответствии с Б К РФ: $/ субъектам РФ предоставлено право создания своих финансовых органов и органов финансового контроля; */ органы местного самоуправления могут в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создавать муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы.
Порядок создания таких органов должен быть урегулирован нормами соответственно законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований, а полномочия и организационно-правовой статус создаваемых органов не должны противоречить федеральному законодательству.
Круг бюджетно-правовых полномочий рассматриваемых органов определен положениями законодательства РФ и, в частности, нормами гл. 26 БК РФ. Финансовый контроль непосредственно осуществляют:
Минфин РФ, федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители бюджетных средств;
распорядители бюджетных средств.
На Минфин РФ как контролирующий орган возложены обязанности по осуществлению: внутреннего контроля за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
1)финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
2)контроля и проверок (проводимых в форме ревизий) юридических лиц получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.
Для максимального повышения эффективности контрольной деятельности Минфин РФ, его контрольно-ревизионные подразделения взаимодействуют с правоохранительными органами.
Способы, методы и механизм такого сотрудничества определены, например, Положением о порядке взаимодействия Минфина РФ с Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ, ФСБ РФ при назначении и проведении ревизий (проверок)
Федеральное казначейство осуществляет: предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов; взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления бюджетного контроля и координирует их работу.
На главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств возложены:[4,c.56]
1)финансовый контроль за использованием бюджетных средств 2)бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами;
3)проверка (в форме ревизий) подведомственных государственных и муниципальных предприятий, а также бюджетных учреждений.
Контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления реализуют возложенные на них контрольные полномочия в бюджетной сфере путем:
получения от органов исполнительной власти, местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
получения от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;
утверждения (или не утверждения) отчетов об исполнении бюджета; создания собственных контрольных органов (таких как Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и местного самоуправления) для проведения
внешнего аудита бюджетов; вынесения оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Вопрос 20 Правовой режим финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
Взамен непосредственного финансирования отдельных объектов (программ) в качестве меры их государственной поддержки довольно широкое распространение получило предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета как условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут преобразоваться в государственные расходы за счет федерального бюджета в случае нарушения обязательств по возврату кредита его получателем. Неслучайно в последнее время проводятся меры по сокращению таких гарантий и поручительств (см., например, ст. 101 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год»).
Важное значение в формировании системы нормативных актов, регулирующих порядок осуществления государственных и муниципальных расходов, имеет выявление принципов их финансирования. Такие принципы находят отражение в действующем законодательстве, хотя и недостаточное. Некоторые из них сложились ранее, другие возникли в годы преобразования экономики. Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальных рас ходов (действующие независимо от источников финансирования):[4,c.102]
а) плановость; согласно этому принципу расходы должны планироваться на основе государственных или муниципальных планов и программ; в финансовых планах необходимо отражение потребностей в средствах и источников их удовлетворения; финансирование должно осуществляться в меру выполнения плановых заданий с учетом освоения ранее выданных сумм, в связи с чем важное значение имеет разбивка годовых назначений на периоды;
б) соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;
в) целевое направление средств, что означает необходимость помимо указания общей суммы средств, выделяемых получателям, определения конкретных мероприятий и целей, на которые они должны быть использованы;
г) соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, государства (Российской Федерации и ее субъектов), муниципальных образований;
д) соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с ним норм;
е) безвозвратность и безвозмездность выделения средств (за исключением случаев, установленных в соответствии с законодательством);
ж) контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.
Было бы целесообразно сформулировать и юридически закрепить принципы финансирования государственных и муниципальных расходов.
Порядок финансирования расходов различается в зависимости от разных факторов, например, от источников финансирования, от предметно-целевого направления средств (различают порядок финансирования капитальных вложений, прироста оборотных средств, текущих расходов и др.).[6,c.45]
Вместе с тем можно выделить два основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства:
а) финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;
б) финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т.е. сметно-бюджетное финансирование.
Промежуточным между ними, обладающим чертами первого и второго режимов, является финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом. Эти предприятия в сравнении с другими государственными (муниципальными) предприятиями имеют особенности в порядке планирования и использования средств.
В названных правовых режимах находят отражение и те правовые формы финансирования, которые используются по другим основаниям, например по предметно-целевому направлению средств. Поэтому их можно было бы обозначить именно как основные правовые режимы финансирования.
Между этими основными правовыми режимами имеются различия по следующим признакам:
а) по источникам финансирования;
б) по содержанию и порядку утверждения финансовых планов, на основании которых производится финансирование;
в) по предметно-целевому направлению средств;
г) по содержанию прав и обязанностей коммерческих организации и бюджетных учреждений, осуществляющих государственные или муниципальные расходы.
Эти различия отражают особенности задач и сфер деятельности предприятий и учреждений, специфику государственного регулирования и управления в этих сферах.
Актуальность задач целесообразного, эффективного и экономного расходования государственных (муниципальных) средств вызывает потребность в совершенствовании законодательства, правовых актов, призванных регулировать этот процесс. До настоящего времени по этим вопросам существуют лишь разрозненные правовые акты или отдельные нормы.
Вопрос 30 Понятие валюты. Понятие и содержание валютного регулирования и валютного контроля
Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.
Валютный контроль – контроль со стороны государства за порядком приобретения юридическими и физическими лицами иностранной валюты и проведения валютных операций, за перемещением валюты через таможенную границу.
Создание действенного финансово-правового механизма валютного контроля является необходимым условием обеспечения государственных экономических интересов. Механизм валютного контроля за экспортными и импортными операциями позволяет также осуществлять их учет и выявлять нарушения валютного законодательства, допущенные в процессе исполнения внешнеэкономических сделок. Вместе с тем финансово-правовой механизм валютного контроля не должен ущемлять права подконтрольных субъектов. В этих целях валютным законодательством установлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:
а) знакомиться с актами проверок, проведенными органами и агентами валютного контроля;
б) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в административном и судебном порядке;
в) на возмещение в установленном законодательством порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
При осуществлении валютных операций на территории Российской Федерации резиденты и нерезиденты обязаны:
а) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. [5,c159]
Осуществление контрольных мероприятий в любой сфере финансовой деятельности, а в валютной особенно, должно основываться на адекватном законодательстве. Несовершенство валютного законодательства, просчеты и недостаток опыта в работе контролирующих и правоохранительных органов используются в криминальных целях посредством совершения сделок, наносящих ущерб экономической безопасности государства.
Как показывает мировой опыт, только страны с мощным экономическим и финансовым потенциалом могут справиться с серьезными финансовыми проблемами без установления жесткого валютного контроля за международным движением платежей и капиталов. Несмотря на усиление в мире тенденции к отмене валютных ограничений, современное состояние экономики и финансов России, в значительной мере подорванное бесконтрольным вывозом национальных ресурсов, не позволяет в настоящее время полностью отказаться от применения государством мер валютного регулирования и контроля.
Одной из важнейших задач проводимых контрольных мероприятий должно стать своевременное выявление, пресечение и предотвращение нарушений установленных законодательством правил валютного регулирования, призванных обеспечить устойчивость национальной валюты РФ.
Валютный контроль и регулирование в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом и иными федеральными законами.
Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"