Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 04:09, доклад
Одним из видов юридической ответственности является материальная ответственность военнослужащих. Она регламентируется Федеральным законом 12 июля 1999 года 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих». Этот Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями (органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями, кораблями, организациями, военными образовательными учреждениями профессионального образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу), а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.
Одним из видов юридической ответственности является материальная ответственность военнослужащих. Она регламентируется Федеральным законом 12 июля 1999 года 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих». Этот Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями (органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями, кораблями, организациями, военными образовательными учреждениями профессионального образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу), а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.1
Область действия данного закона распространяется только на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы. Иные граждане, при прочих равных условиях причинения ими ущерба имуществу воинских частей, привлекаются к материальной (в соответствии с ТК РФ) или гражданско-правовой ответственности. Выше изложенное является одним из неотъемлемых признаков материальной ответственности. И так, исходя из выше изложенного, мы можем сделать вывод, что: Материальная ответственность военнослужащих – самостоятельный вид юридической ответственности, предусматривающий применение мер государственного принуждения в виде возмещения в денежной форме, а в предусмотренных случаях и размерах виновно причиненного ущерба государству при нарушении установленных законом и возложенных компетентными государственными органами на военнослужащих обязанностей по сохранности государственного имущества.
Материальная
ответственность военнослужащих обусловлена
причинением ущерба, который возникает
из-за несоблюдения предусмотренных
воинскими уставами, наставлениями,
положениями, руководствами, приказами
и другими правовыми актами конкретных
правил использования (эксплуатации) военного
имущества, денежных средств,
обращения с оружием, боевой техникой,
другим военным имуществом2.Федеральным
законом N 161-ФЗ предусмотрены два вида
материальной ответственности, которые
различаются размерами взыскиваемых с
военнослужащих сумм, - ограниченная и
полная материальная ответственность.
Деление материальной ответственности
на виды направлено на решение задачи
ее индивидуализации. Непосредственно
решение данной задачи осуществляется
путем установления за ряд правонарушений
повышенного предела причитающегося с
военнослужащего возмещения причиненного
ущерба (ограниченная материальная ответственность)
или устранения каких-либо ограничений
возмещения, за исключением размера самого
ущерба (полная материальная ответственность).
Более строгая материальная ответственность
предусмотрена за совершение таких правонарушений,
которые имеют большую опасность для государственных
интересов в сфере сбережения материальных
средств Вооруженных Сил Российской Федерации
и иных воинских формирований. Большей
опасностью, по мнению законодателя, обладают
такие правонарушения, как причинение
ущерба командиром (начальником) воинской
части вследствие нарушения им установленного
порядка назначения на должность или увольнения
военнослужащих (лиц гражданского персонала),
причинение ущерба умышленно, в состоянии
опьянения и др. Командир (начальник) воинской
части при обнаружении ущерба обязан назначить
административное расследование для установления
причин ущерба, его размера и виновных
лиц. Административное расследование
должно быть закончено в месячный срок
со дня обнаружения ущерба.
Административное расследование
Установление
наличия условий применения к
военнослужащему материальной ответственности
осуществляется в особом процессуальном
порядке – в ходе административного
расследования. Административное расследование
назначается командиром (начальником)
сразу после обнаружения
«Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия».[39]
В
Космических войсках
Административное
(служебное) расследование – это
деятельность командиров (начальников)
и назначаемых ими лиц по установлению
фактических обстоятельств
Все случаи причинения военнослужащими материального ущерба, согласно Инструкции, отнесены к случаям обязательного назначения и проведения административного расследования.
Рассмотрим подробнее алгоритм действий расследующего, то есть офицера, назначенного для проведения административного расследования.
Уяснение первоначальных данных по делу.
В этих целях расследующий должен прежде всего внимательно ознакомиться с содержанием имеющегося документа: рапорта, сообщения, акта ревизии – или получить информацию от командира (начальника).
Изучение положений российского законодательства, относящихся к делу.
Особое внимание хотелось бы обратить на то, что желательно строить такое изучение по принципу «от большого к малому». Очень часто в современном российском законодательстве прослеживается тенденция сужения правовых возможностей по движения к конкретному отраслевому законодательному акту. В первую очередь, на мой взгляд, необходимо проработать федеральное законодательство по рассматриваемому вопросу. Эти положения, конечно, более общие, но они, зачастую, дают больше прав и возможностей, налагают более строгие ограничения и обязанности, чем принимаемые в их исполнение акты более низкого ранга. Такие казусы в законодательной базе нередко приводят к обращению в суд заинтересованных граждан и приостановлению или иногда и отмене отраслевого законодательного акта.
Ярким
примером подобного развития процесса
является приказ Минобороны РФ от 30 июня
2006 г. №200 «Об утверждении Порядка обеспечения
денежным довольствием военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации».
Практически с момента начала его применения
в военные суды начались массовые обращения
военнослужащих, особенно находящихся
в распоряжении командиров (начальников)
воинских частей, на его несоответствие
Федеральному Закону «О статусе военнослужащих»,
Постановлениям Правительства Российской
Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих
денежным довольствием. И лишь после решения
Верховного Суда Российской Федерации
в сентябре 2007 года в этот приказ были
внесены соответствующие изменения, которые
устранили противоречия другим законодательным
актам.
Составление плана проведения расследования (действий расследования).
«В
любом административном расследовании
обязательному доказыванию
событие проступка или происшествия;
время, место, способ и иные обстоятельства их совершения;
круг лиц, совершивших проступок или происшествие, степень вины каждого из них в совершении расследуемого деяния;
обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности правонарушителя;
наступившие вредные последствия проступка или происшествия, их характер и размер;
причины и условия, способствовавшие совершению проступка или происшествия».
Проведение действий расследования.
К таким действиям, по мере необходимости, относятся:
· опросы свидетелей, очевидцев, потерпевших, виновных лиц;
· осмотр помещений (зданий, сооружений, мест происшествий и т.п.);
· сбор доказательной базы документов.
При опросах со всех лиц расследующий берёт подробные письменные объяснения, в которых отражены ответы на поставленные перед опрашиваемым вопросы. Такой перечень вопросов расследующий составляет сам для каждого конкретного опрашиваемого лица для детального восстановления картины происшедшего.
При осмотрах возможно составление планов и схем, которые будут необходимы для полноты расследования.
В
процессе сбора доказательной базы
документов расследующий приобщает
к материалам расследования выписки
из приказов командира (начальника) части
о закреплении различных
Анализ собранных материалов.
На основе собранных материалов расследующий проводит анализ происшедшего для:
· установления всех достоверных фактов происшедшего;
· установления причин и способствующих факторов;
· определения степени вины военнослужащих;
· определения вида и размера материальной ответственности военнослужащих;
· разработки
предлагаемых командиру (начальнику) мер
и мероприятий для предотвращения и недопущения
подобных фактов.
Оформление материалов административного расследования.
На основе собранных материалов расследующий составляет заключение по административному расследованию. Структура такого документа должна быть следующей:
1) определение основания для назначения расследования;
2) подробное достоверное описание произошедшего на основании собранных материалов;
3) приведение положений законодательных актов по делу;
4) разбор произошедшего с точки зрения соответствия положениям законодательных актов и с указанием конкретных неправомерных действий военнослужащих;
5) указание причин и способствующих произошедшему факторов;
6) предложения командиру (начальнику) по степени и размеру привлечения военнослужащих к материальной ответственности и принятию мер по профилактике и недопущению подобных фактов.
При необходимости в заключении указывается предложение по подготовке постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Материалы
административного
1) титульный лист;
2) основание назначения и проведения административного расследования;
3) объяснительные;
4) доклады;
5) заключение.
Образцы материалов расследования приведены в приложении 4.
Представление командиру (начальнику) материалов административного расследования.
В
случае, если в заключении будет
предложено подготовить постановление
об отказе в возбуждении уголовного
дела, командир (начальник) передает материалы
административного
На
основании представленных материалов
административного
Материалы
всех административных расследований
подшиваются в дело «Административные
расследования» воинской части.