Инвестиции в Республику Татарстан

Автор: Раиль Саляхутдинов, 28 Октября 2010 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Инвестиции - это финансовые и материальные средства, интеллектуальная собственность переданная из одного государства в другое с целью получения прибыли

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

ФиК - Инвестиции в РТ.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение 

    Одна  из важнейших проблем реформирования и модернизации экономики Республики Татарстан - привлечение иностранных  инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание экономики по большинству позиций, Татарстану необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

 

  1. Общее понятие инвестиций
 

    Инвестиции - это финансовые и материальные средства, интеллектуальная собственность  переданная из одного государства в  другое с целью получения прибыли.

    Инвестиции  можно разделить на три категории:

    -прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории  или активно участвует в управлении им;

    -портфельные, при которых иностранный инвестор  не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.

    -к  прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них.

          Граница между первыми  двумя видами инвестиций довольно условна (обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов - портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами несколько различаются (что будет показано ниже), такие деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал). 

 

  1. Инвестиционный  климат в Республике Татарстан
 

    Республика  Татарстан является одним из наиболее благоприятных для инвестирования регионов Российской Федерации, что подтверждается данными международных рейтинговых агентств: Standard & Poor’s, которое повысило в 2006 году долгосрочный кредитный рейтинг Татарстана до «ВВ», прогноз – «стабильный», Moody’s Investor’s Service – по заимствованиям в иностранной валюте до «Ba1», прогноз – «стабильный», Fitch присвоило в январе 2007 года долгосрочный рейтинг Республике Татарстан в иностранной и национальной валюте на уровне «BB+», прогноз — «стабильный».

    По  данным российского рейтингового агентства «Эксперт РА», по итогам 2005-200бгг. Татарстан относится к числу «опорных регионов-лидеров» и входит в десятку субъектов России по нескольким категориям, включая второе место «за стабильность внутриполитической обстановки», а также «стабильно низкий инвестиционный риск» в течение десятилетия, а в общем рейтинге российских регионов занимает 10-е место. В 2005-2006 гг. по инвестиционному риску Татарстан занимает 9-е место в Российской Федерации, а по инвестиционному потенциалу – 10-е место. По данным агентства «Эксперт РА» республика в составе Приволжского федерального округа остается одним из самых «безопасных» регионов для иностранных инвесторов. Этому во многом способствует создание в республике благоприятной для инвесторов нормативно-правовой базы, стабильный экономический рост на протяжении последних пяти лет в среднем на 6,8 % в год и высокая политическая стабильность.

    Полномасштабный статистический учет привлечения иностранных  инвестиций в экономику РТ начал  осуществляться с 1993 года. Однако в  результате кризиса 1998 года произошло значительное снижение объемов инвестиций из-за рубежа в экономику РТ. Однако уже в 2000 году наблюдается заметная активизация деятельности зарубежных инвесторов в экономике республики. Так, по итогам 2000 года объем вложений иностранного капитала вырос в сравнении с 1999 годом более чем в 6 раз, и составил $142,9 млн. Из них прямые инвестиции составили $53,6 млн., прочие инвестиции - $89,3 млн. Доля прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций составила 37,5% и превысила показатель 1999 года в 2 раза. В 2000 году РТ вошла в число 20 российских регионов с наибольшим объемом прямых иностранных инвестиций.

    Также в 2003 году РТ заняла 18 место среди  регионов РФ по общему объему поступивших  иностранных инвестиций (в 2002 г. - 8 место). В общем объеме прямых иностранных инвестиций, поступивших в РФ, на долю РТ приходилось 1,1%, что позволило республике войти в десятку регионов с наибольшим объемом привлеченных прямых инвестиций (9 место, в 2002 году - 45 место), портфельных 1,2% (5 место, в 2002 г. - 28 место), прочих - 0,4% (18 место, в 2002 г. - 6 место).

    Наиболее  активными странами-инвесторами  в 2003 году для РТ были: Швейцария (41% от общего объема привлеченного иностранного капитала), Австрия (34%), Германия (18%). Кроме того, инвестиции в экономику республики привлекались из Виргинских островов, Италии, Кипра, Китая, США, Сянгана, Турции, Финляндии.

    Прямые  иностранные инвестиции направлялись из Швейцарии (93,6% от общего объема прямых иностранных инвестиций,  или  $72,2 млн.), Турции (3,8%, или $2,9 млн.) и других стран.

    В 2004 году тенденция преимущественного  вложения иностранного капитала в промышленность - 94% общего объема поступивших инвестиций стала более заметной. Объем иностранного капитала, вложенного в промышленность, составил $433,3 млн., из них 95,3% ($413,1 млн.) было направлено в топливную промышленность; 3,8% ($16,7 млн.) - в нефтехимическую промышленность; 0,6% ($2,5 млн.) в пищевую промышленность; 0,2% ($0,99 млн.) - в машиностроение и металлообработку, а также $1,2 тыс. - в лесную промышленность. В целом на 1 октября 2004 года накоплен иностранный капитал в сумме $1270,98 млн.

    В 2005 г. приток иностранного капитала в  Республику Татарстан по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан составил 683,6 млн долл. США и увеличился по сравнению с уровнем 2004 года на 14,7%.

    Однако  по данным Министерства торговли и  внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан, общий объем  поступивших иностранных инвестиций в республику по итогам 2005 года составил 843,6 млн долл. США, в том числе прямых инвестиций более 214 млн долл. США, большая часть которых (160 млн долл. США) была привлечена в торговлю через представительства иностранных компаний в г. Москве. В частности, в 2005 г. в г. Казань открыты гипермаркеты «Мега-Казань» (инвестор проекта — шведская компания IKEA), ТРК «Тандем».

    В 2006 году, по данным Министерства торговли и внешнеэкономического   сотрудничества   Республики   Татарстан, общий объем иностранных инвестиций в республику составил 505,9 млн долл. США, в том числе прямых 156,2 млн долл. США, из которых 19 млн долл. США были привлечены в торговлю через представительства иностранных компаний в г. Москве. В частности, в 2006 году в г. Набережные Челны был открыт гипермаркет Metro Cash&Carry. Также компаниями «Wienerberger» (Австрия) и «ARC International» (Франция) в 2006 году было вложено 3,3 млн долл. США на реализацию первого этапа проектов строительства кирпичного завода в н. п. Куркачи и стекольного производства в пос. Васильево соответственно.

    Татарстан – лидер среди регионов Приволжского федерального округа по объему привлеченных в 2006 году прямых иностранных инвестиций (28% от соответствующих капиталовложений в ПФО). В общем объеме поступивших иностранных инвестиций в 2006 году в ПФО (3128,6 млн долл. США) на долю Республики Татарстан пришлось 15,5% (2-е место). Объем привлеченных в республику иностранных инвестиций в 2,2 раза выше среднего уровня по Приволжскому федеральному округу.

 

  1. Инвестиционное законодательство Республики Татарстан
 

    Основные  законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся осуществления инвестиционной деятельности в Республике Татарстан:

    Федеральное законодательство:

  • Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №1б0-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. от 21 марта, 25 июля 2002  г., 8 декабря 2003 г., 22.07.05, 3.06.06)
  • Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изм. и доп. от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2.02.06, 18.12.06)
  • Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изм. и доп. от 7 января 1999г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня 2004 г., 29.12.04)
  • Постановление Правительства РФ от 23 июля 1996г. №883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями», в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ

    Республиканское законодательство:

  • Закон РТ от 19 июля 1994г. №2180-XII «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» (с изм. от 27 июня 2001 г., от 23 сентября 2003 г.)
  • Закон РТ от 25 ноября 1998 г. № 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» (с изм. и доп. от 24 июня 2003 г., 18.07.05)
  • Постановление Кабинета министров РТ от 11 марта 2001 г. №123 «О дополнительных мерах по государственной поддержке предприятий (организаций) Республики Татарстан, реализующих инвестиционные проекты» (с изм. от 15 июня, 26 ноября 2001 г., 28 декабря 20 02 г.)
  • Постановление Кабинета министров РТ от 16 октября 1997 г. № 780 «О дополнительных мерах по повышению инвестиционной привлекательности ведущих предприятий Республики Татарстан».

    Законодательство  Республики Татарстан направлено на создание дополнительных гарантий иностранным инвесторам в пределах компетенции Республики Татарстан.

    Законом от 19 июля 1994 г. №2180-ХII «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» (с изм. от 27 июня 2001г., от 23 сентября 2003 г.) иностранному инвестору на территории Республики Татарстан предоставляется полная и безусловная правовая защита прав и интересов, которая обеспечивается законодательством Республики Татарстан, Российской Федерации, международными договорами, настоящим Законом. Принятие Закона оказало положительное влияние на успешное решение задач региональной инвестиционной политики и создание благоприятного инвестиционного климата благодаря тому, что особый акцент был сделан на дальнейшее развитие правовых гарантий для иностранных инвесторов.

    Принятие  Закона РТ «О внесении изменений и  дополнений в закон РТ «Об иностранных  инвестициях в РТ» (от 27.06.2001 г. №901) вызвано необходимостью приведения законодательства РТ в соответствие с федеральным законодательством. В законе уточняется понятие иностранных инвестиций. Инвестиции рассматриваются как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.

    В соответствии с Законом РТ «О внесении изменений в закон РТ «Об иностранных  инвестициях в РТ» (от 23 сентября 2003 г.) изменен порядок регистрации  коммерческих организаций с иностранными инвестициями, который осуществляется отныне так же, как и регистрация российских компаний, что намного упрощает процедуру создания коммерческих организаций с участием иностранного капитала. Республика Татарстан находится в едином правовом поле Российской Федерации, в том числе и в части налогового, таможенного и валютного законодательства.

                                                 

 

Заключение

 

         Подытоживая все вышесказанное,  можно отметить, что привлечение  иностранных инвестиций в экономику  Республики Татарстан  требует  значительных нормотворческих и организационных усилий как от региональных  и российских федеральных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на:

Информация о работе Инвестиции в Республику Татарстан