Государственный и муниципальный кредит в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:58, реферат

Описание работы

Финансовый контроль охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования. Финансовый контроль можно определить как регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Содержание

1. Понятие и виды финансового контроля 3
2.Методы финансового контроля 9
3. Государственный и муниципальный кредит в РФ. 13
4. Литература

Работа содержит 1 файл

контрольная2.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Содержание

1. Понятие и виды финансового контроля                                                            3

2.Методы финансового контроля        9

3. Государственный и муниципальный  кредит в РФ.                                        13

4. Литература                                                                                                         17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1.Понятие и виды финансового контроля

Финансовый контроль - это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью  хозяйствующих субъектов, что не исключает, а предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью.

Финансовый контроль охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования. Финансовый контроль можно определить как регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим  средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной  деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

Классификация финансового контроля в теории финансового права проводится по разным основаниям. В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т. д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе осуществления каких-либо финансовых операций.

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной  или финансовой операции по использованию  финансовых ресурсов из соответствующих  фондов денежных средств.

По содержанию финансовый контроль подразделяется на:

1) бюджетный контроль - проводимый  такими органами, как Федеральное  Собрание РФ, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство  Министерства финансов РФ, правоохранительные  органы;

2) налоговый контроль - осуществляемый налоговыми органами, налоговой полицией, таможенными и иными правоохранительными органами;

3) банковский контроль - проводимый  ЦБ РФ, аудиторскими фирмами, правоохранительными  органами;

4) валютный контроль - осуществляемый  Правительством РФ, ЦБ РФ, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, Министерством РФ по налогам и сборам, иными органами и агентами валютного контроля;

5) надзор за страховой деятельностью  - осуществляемый Департаментом  страхового надзора Министерства  финансов РФ, правоохранительными органами;

6) таможенный контроль - проводимый  государственным таможенным комитетом.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он может быть подразделен на различные виды. Н.И. Химичева называет следующие виды финансового контроля:

а) представительных органов государственной  власти и местного самоуправления;

б) Президента;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

г) финансово-кредитных органов;

д) ведомственный и внутрихозяйственный;

е) общественный;

ж) аудиторский

Представляется необходимым в  условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля Контроль, осуществляемый представительными  и исполнительными органами местного самоуправления.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который проводится в системе общественных или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний контроль. Суммируя вышеизложенное, можно предложить следующую схему видов финансового контроля в зависимости от субъектов, его осуществляющих:

Охарактеризуем подробнее названные  выше виды финансового контроля. Государственный  контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в  том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий указываются также конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная Палата Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление Федерального казначейства, Департамент страхового надзора, Департамент Государственного финансового контроля и аудита), Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Счетная палата, осуществляя контрольную  деятельности, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем осуществляет контроль за исполнением  федерального бюджета и целевым  использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям, организациям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. В составе Министерства финансов РФ создан Департамент государственного финансового контроля и аудита, осуществляющий в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.

В связи с передачей Министерству финансов Российской Федерации функций  Федеральной службы России по надзору  за страховой деятельностью сфера деятельности Министерства финансов Российской Федерации как субъекта государственного финансового контроля значительно расширилась и получила новые черты.

Министерство финансов Российской Федерации, осуществляя государственный  финансовый контроль, имеет право:

- получать от предприятий, учреждений  и организаций независимо от  их организационно-правовых форм  и подчиненности материалы, необходимые  для осуществления контроля за  рациональным и целевым расходованием  ассигнований, выделяемых из федерального бюджета;

- ограничивать, а в необходимых  случаях приостанавливать финансирование  из федерального бюджета предприятий,  учреждений и организаций при  наличии фактов незаконного расходования  ими средств, а также в случае  непредставления отчетов по установленной форме об израсходовании ранее отпущенных средств и другой установленной отчетности с уведомлением об этом руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета или государственных (федеральных) внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением на них штрафа в размере действующей учетной ставки ЦБ РФ;

- осуществлять документальные  ревизии и проверки поступления,  сохранности и правильности расходования  федеральными органами исполнительной  власти и органами исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации средств федерального бюджета, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства РФ;

- проводить документальные ревизии  и проверки финансовой деятельности  бюджетных учреждений и организаций,  а также осуществлять контроль  за расходованием бюджетных средств, выделяемых предприятиям, учреждениям и организациям, давать обязательные к исполнению указания по устранению выявленных нарушений.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществлении  государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

Новыми органами исполнительной власти, осуществляющими государственный  финансовый контроль, являются также  федеральные органы налоговой полиции. В марте 1992 г. при Государственной налоговой службе РФ было создано Главное управление налоговых расследований. Законом РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 17 декабря 1995 г.) организованы федеральные органы налоговой полиции (правопреемники ГУНР), которые являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ.

Федеральные органы налоговой полиции - централизованная система органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам и Директору Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.

В систему федеральных органов  налоговой полиции России входят:

- Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации;

- органы Федеральной службы  налоговой полиции по республикам,  краям, областям, городам федерального  значения, автономной области, автономным  округам (управления, отделы) - территориальные  органы;

- органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции - местные органы налоговой полиции.

В федеральных органах налоговой  полиции в установленном законодательством  Российской Федерации порядке могут создаваться организации, необходимые для обеспечения их деятельности.

Федеральную службу налоговой  полиции РФ возглавляет Директор Федеральной службы налоговой полиции  РФ. Он осуществляет общее руководство  деятельностью федеральных органов налоговой полиции и координацию их деятельности с другими правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами.

Для осуществления государственного финансового контроля за отдельными специфическими сферами деятельности созданы дополнительные органы контроля.

Так, государственный финансовый контроль в области кредитования, проведения расчетов, организации и регулирования  денежного обращения, валютных операций осуществляет Центральный Банк Российской Федерации (Банк России).

Информация о работе Государственный и муниципальный кредит в РФ