Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:00, контрольная работа
Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, пост
Содержание
Введение 3
1.Понятие и функции налога.. 5
2.Действующая налоговая система и принципы ее построения. 22
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников. 31
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственный Российский Гуманитарный Университет
Юридический
факультет
Наименование дисциплины: финансовое право
Функции
налогов
Выполнила студентка ЮЗ – 09
Виноградова Н.А.
Проверила
Шпрыкова
Е.В.
Липецк
2010
Содержание
Введение 3
1.Понятие и функции налога.. 5
2.Действующая налоговая система и принципы ее построения. 22
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников. 31
Введение
Налоги
известны с глубокой древности. Во времена
натурального хозяйства уже существовало
изъятие части имущества в
виде оброка у крестьян, ремесленников
в пользу тех, кто владел территориями,
на которых они проживали, и управляли
ими. Сама власть, ничего не производившая,
постоянно нуждалась в
По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVII веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).
Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: “В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов”.
Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан законно платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Основным законодательным документом по налогам и сборам в Российской Федерации является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
Выполнение его требований обязательно для налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений указанных в Налоговом кодексе Российской Федерации есть серьезное противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном порядке. Существует также целый перечень документов по налогам и сборам, дополняющих и расширяющих Налоговый кодекс Российской Федерации. К таким документам можно отнести Постановление Правительства Российской Федерации, касающееся вопросов налогообложения, Инструкции, Методические рекомендации Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и другие документы.
1. Понятие и функции налога.
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги.
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с организаций и физических лиц. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.
Государство без налогов существовать не может, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.
Согласно Налоговому кодексу РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:
(1)
императивно-обязательный
(2)
индивидуальная
(3) денежная форма;
(4)
публичный и нецелевой
Рассмотрим указанные признаки подробнее.
Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления.1
Налоги не предполагают каких-либо форм кредитования государства, то есть налогообложение, всегда носит безвозвратный характер. Лишь в случае установления налоговых льгот (например, по НДС), переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств.
Возникновение
и исполнение налоговой обязанности
не основано на соглашениях государства
с налогоплательщиком и тем более
не зависит от индивидуального усмотрения
последнего. Налоговая обязанность
вытекает непосредственно из закона,
диспозитивные элементы здесь сведены
к минимуму. В сфере налогообложения
господствует императивный метод правового
регулирования, предполагающий детальную
юридическую регламентацию
Индивидуально
безвозмездный характер. Уплата налога
не порождает встречной
Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том числе и через суд.
Денежный характер. НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа - валюта Российской Федерации. В качестве исключения иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.[3]
Действующее законодательство не предусматривает какие-либо натуральные формы уплаты налога.
Налог
должен быть уплачен за счет средств,
принадлежащих
Публично-нецелевой характер. Налоговые платежи - безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90%). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти[4].
В
постановлении Конституционного Суда
Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П
отмечается, что в налоговой обязанности
налогоплательщиков "воплощен публичный
интерес всех членов общества". Разумеется,
некоторая часть налоговых
Нецелевой характер налогов вытекает из закрепленного ст.35 БК РФ принципа общего (совокупного) покрытия бюджетных расходов: все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета. Доходы бюджета, включая прежде всего налоговые доходы, не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.
Важную
роль играет функция, без которой
в экономике, базирующейся на товарно-денежных
отношениях, нельзя обойтись — регулирующая.
Рыночная экономика в развитых странах
— это регулируемая экономика. Представить
себе эффективно функционирующую рыночную
экономику, не регулируемую государством,
невозможно. Иное дело — как она
регулируется, какими способами, в каких
формах. Здесь возможны варианты, но
каковы бы ни были эти формы и
методы, центральное место в самой
системе регулирования