Функции налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, пост

Содержание

Содержание

Введение 3

1.Понятие и функции налога.. 5

2.Действующая налоговая система и принципы ее построения. 22

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованных источников. 31

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ФИН ПР.docx

— 52.26 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию  РФ

Государственный Российский Гуманитарный Университет

Юридический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Наименование  дисциплины: финансовое право

Контрольная работа на тему:

 

Функции налогов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Выполнила студентка ЮЗ – 09

               Виноградова Н.А.

                   Проверила

                   Шпрыкова Е.В. 
               
               
               
               
               

               Липецк 2010 
           

Содержание 

Введение 3

1.Понятие и функции налога.. 5

2.Действующая налоговая система и принципы ее построения. 22

Заключение………………………………………………………………………29 

Список использованных источников. 31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Налоги  известны с глубокой древности. Во времена  натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в  виде оброка у крестьян, ремесленников  в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли  ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых  ей для собственного потребления  и выполнения специфических, только ей присущих функций:

  • защита территории;
  • выполнение управляющих и распределительных функций;
  • поддержание внутреннего порядка;
  • сбор налогов и податей с населения.

     По  мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным  примером может служить то, что  в XVII веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).

     Неизбежность  налогов настолько очевидна, что  еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: “В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов”.

     Налоги  – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     В Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан законно платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

     В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

     Основным  законодательным документом по налогам  и сборам в Российской Федерации  является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

     Выполнение  его требований обязательно для  налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений указанных в Налоговом кодексе Российской Федерации есть серьезное противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном порядке. Существует также целый перечень документов по налогам и сборам, дополняющих и расширяющих Налоговый кодекс Российской Федерации. К таким документам можно отнести Постановление Правительства Российской Федерации, касающееся вопросов налогообложения, Инструкции, Методические рекомендации Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и другие документы.

 

1. Понятие и функции налога.

 

     Решающее  значение в доходах бюджета имеют  налоги.

     Налоги - это обязательные платежи, взимаемые  государством с организаций и физических лиц. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.

     Государство без налогов существовать не может, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.

     Согласно Налоговому кодексу РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность  уплачивать налоги и сборы, а также  иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные  в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к  которым относятся:

     (1) императивно-обязательный характер;

     (2) индивидуальная безвозмездность;

     (3) денежная форма;

     (4) публичный и нецелевой характер  налогов.

       Рассмотрим указанные признаки  подробнее.

     Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным  взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления.1

     Налоги  не предполагают каких-либо форм кредитования государства, то есть налогообложение, всегда носит безвозвратный характер. Лишь в случае установления налоговых  льгот (например, по НДС), переплаты  налога или неправомерного взыскания  недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета  соответствующих денежных средств.

     Возникновение и исполнение налоговой обязанности  не основано на соглашениях государства  с налогоплательщиком и тем более  не зависит от индивидуального усмотрения последнего. Налоговая обязанность  вытекает непосредственно из закона, диспозитивные элементы здесь сведены  к минимуму. В сфере налогообложения  господствует императивный метод правового  регулирования, предполагающий детальную  юридическую регламентацию поведения  и минимизацию свободы субъектов  самостоятельно определять свое поведение. При этом отступить от предусмотренной  нормой модели поведения не представляется возможным. Указанный метод иногда называется методом субординации или  властных предписаний. Требования налоговых  органов и налоговые обязательства  налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. "О налогах не договариваются" - известная аксиома налогового законодательства. Налоговое правоотношение носит односторонний характер, где стержневым юридическим элементом выступает, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы и, соответственно, с другой - право государства в лице налоговых органов требовать своевременной и полной уплаты налоговых платежей.

     Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности  государства совершить в пользу данного, персонально определенного  налогоплательщика конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных субъективных прав. "Налог обязывает вносить определенную денежную сумму, но взамен налогоплательщик не получает права претендовать на выполнение каких-либо государственных мероприятий или оказывать влияние на действия государства в будущем".[2] Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

     Данный  признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные  действия государства в интересах  налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права  торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает  с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства  совершения соответствующих действий, в том числе и через суд.

     Денежный  характер. НК РФ определяет налог как  исключительно денежный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа - валюта Российской Федерации. В качестве исключения иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.[3]

     Действующее законодательство не предусматривает  какие-либо натуральные формы уплаты налога.

     Налог должен быть уплачен за счет средств, принадлежащих налогоплательщику  на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть налоговый платеж носит личный характер.

     Публично-нецелевой  характер. Налоговые платежи - безусловный  атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую  часть доходных источников государства  и муниципальных образований (иногда до 90%). Их функциональное назначение состоит  в финансовом обеспечении реализуемой  государством внутренней и внешней  политики, то есть в обеспечении  нормальной жизнедеятельности общества. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти[4].

     В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П  отмечается, что в налоговой обязанности  налогоплательщиков "воплощен публичный  интерес всех членов общества". Разумеется, некоторая часть налоговых поступлений  идет на содержание государственного аппарата. Однако подавляющее большинство  налоговых платежей в виде бюджетного финансирования возвращается обратно  в общество. Поэтому неуплата налога нарушает интересы не только государства, но прежде всего третьих лиц - бюджетополучателей. Государство вправе и обязано  принимать меры по регулированию  налоговых правоотношений в целях  защиты прав и законных интересов  не только налогоплательщиков, но и  всех остальных членов общества.

     Нецелевой характер налогов вытекает из закрепленного  ст.35 БК РФ принципа общего (совокупного) покрытия бюджетных расходов: все  расходы бюджета должны покрываться  общей суммой доходов бюджета. Доходы бюджета, включая прежде всего налоговые доходы, не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

     Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

  1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).
  2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
  3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
  4. Стимулирующая функция.

     Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

     Важную  роль играет функция, без которой  в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах  — это регулируемая экономика. Представить  себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она  регулируется, какими способами, в каких  формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и  методы, центральное место в самой  системе регулирования принадлежит  налогам. Развитие рыночной экономики  регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Информация о работе Функции налогов