Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 11:57, лекция

Описание работы

Понятия и назначение фин. контроля
Виды и методы фин. контроля
Гос. и муниц. контроль
Аудиторские и иные виды финансового контроля

Работа содержит 1 файл

Лекция 2.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

     ТЕМА: ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 

    1. Понятия и назначение фин. контроля
    2. Виды и методы фин. контроля
    3. Гос. и муниц. контроль
    4. Аудиторские и иные виды финансового контроля
 
 
    1. ПОНЯТИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

     Финансовый  контроль – это контроль за законностью  и целесообразностью действий при образовании, распределении и использовании денежных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны.

     Предметом ФК является специфич. Стороны экономической  деятельности публично- правовых образований  и хоз-х субъектов. К примеру налогооблажение на предприятии, бух. учет и т.д.  

     Объектом  финансового контроля являются денежные процессы, а предметом балансы, смета  и финансовая документация. 

     Объектами ФК является следующие показатели: бухгалтерская документация, различные виды налогов, издержки, прибыль, рентабельность, внутренняя документация предприятия. 

     Значения  финансового контроля заключается  в соблюдении установленного правопорядка всеми субъектами финансовых отношении, а также экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий. 

     Основные  задачи финансового контроля заключаются  в:

     а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и  гражданами;

     б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

     в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

     г) выявления внутренних резервов производства;

     д) устранений и предупреждений нарушений  финансовой дисциплины. 

     Финансовая  дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами  предписаний и порядка образования, распределения  и использования  денежных фондов. 

     Законодательство  о финансовом контроле состоит из системы нормативно-правовых актов:

     НПА содержащие базовые положения об основных видах финансового контроля: БК РФ, НК РФ, ФЗ О счетной палате, О ЦБ РФ и т.д;

     НПА устанавливающие полномочия органов  государственного ФК: ФЗ О налоговых органов РФ, Указ Президента РФ О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденные Правительством РФ положения о Министерстве финансов, ФНС и т.д.;

     НПА обеспечивающие проведения ведомственного, аудиторского и общественного финансового контроля: ФЗ Об аудиторской деятельности, Об общественной палате, О страховании вкладов физических лиц в банках РФ;

     НПА субъектов РФ;

     Акты  органов местного самоуправления. 

     Различают государственный, муниципальный и  общественный фин. контроль.  

    2. ВИДЫ И МЕТОДЫ  ФИН. КОНТРОЛЯ

     Финансовый  контроль подразделяется на несколько  видов по разным основаниям.

     В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим  и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

     Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению  и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

     Текущий (оперативный) финансовый контроль - это  контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед  государством, получения и использования  денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т.д.).

     Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и  т.п.). В этом случае определяется состояние  финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению. 

     Например. Парламентский контроль осуществляется в следующих формах:

     Предварительный контроль – это обсуждение и утверждение  проектов законов о бюджете и  иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам;

     Текущий контроль – это контроль в ходе рассмотрение отдельных вопросов исполнение бюджетов на заседаниях комитетов, комиссии, рабочих групп законодательных  органов власти в процессе парламентских  слушании и в связи с депутатскими запросами;

     Последующий контроль – это контроль в ходе рассмотрения и утверждение отчетов  об исполнении бюджетов. 

     Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

     а) в силу требований законодательства;

     б) по решению компетентных государственных органов.

     Инициативный  финансовый контроль проводится по решению  хозяйствующих субъектов.

     Возможны  и другие основания классификации  финансового контроля, в частности  в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

     а) представительных органов государственной  власти и местного самоуправления;

     б) президента;

     в) исполнительных органов власти общей  компетенции;

     д) ведомственный и внутрихозяйственный;

     е) общественный;

     ж) аудиторский. 

     По  содержанию финансового контроля: бюджетный, налоговый, банковский, валютный, таможенный и страховой. 

     Финансовый  контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы  и средства его проведения. К ним  относятся: ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др.

     Наблюдение  направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

     Ревизия – это система обязательных контрольных  действии по документальной и физической проверке производственной и финансово-хозяйственной  деятельности организации за определенный период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности проведенных хозяйственных операции.

     Проверка  – это единичное контрольное  действие или исследование состояния  дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

     Ревизии подразделяются на несколько видов.

     По  содержанию они делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии  включают в себя проверку различных  финансовых документов. На основе их анализа  можно определять законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

     По  времени осуществления ревизии  бывают плановые и внеплановые. В  основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в  вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной - не реже двух раз в год.

     По  обследуемому периоду деятельности различают ревизии фронтальные  и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.

     По  объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

     По  окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

     В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них 

     3. Государственный .и муниципальный контроль.

     Государственный финансовый контроль – это основанная на нормах финансового права система  мероприятий по контролю за:

     Экономической обоснованностью использования государственных финансовых средств;

     Соблюдение  финансовой дисциплины;

     Законностью и достоверностью финансовых операции;

     Порядком  формирования и исполнения федерального и регионального бюджетов;

     Эффективным использованием налоговых льгот;

     Соблюдением финансового законодательства;

     Исполнением международных финансовых обязательств;

     Состоянием  государственного внутреннего долга. 

     Выделяют  следующие виды госуд. контроля:

     1.парламентский

     2.президентский

     3.налоговый

     4.контроль  федер.казнач.

     Парламент яв-ся основным видом гос фин.контроля. Парламентский контроль осуществл.федеральным  собранием состоящ. из совета федерации  и госуд думы. Парламентский контроль может быть выражено как в деятельности депутатов и сенаторов по проверке законности выполнен.финансовых операций но чаще всего под парламентск. контролем понимает.контроль осуществл. счетной палатой.

     Счетная палата-основной фин.контрольный орган  гос-ва.Счетную палату председатель счетной палаты а также 2 заместителя  председателя которые назнач. госуд.думой и советом федерации. В счетную палату входят 12 аудиторов. Организ.вопросы счетнойпалаты решает аппарат счетной палаты. Счетная палата занимается проверкой соблюдения законности и целенаправленности использов.бюджетных ср-в а также денежных ср-в вне бюджетных фондов. Для реализации своих фун-ий счетная палата наделяется особыми полномочиями.

     Презид.контроль- осуществл. аппаратом президента РФ. По объемом полномочий презид.контроль уступает всем другим разновидн.госуд.финан.контроля.

     Налоговый контроль-осуществл. федер. налогой  службой и ее территор. органами. На основе налоговогокодекса РФ предметом  налогового контроля яв-ся:

     законность  и целенаправленность

     установление  взимание и уплаты нологов и сборов на территории РФ.

     К видам налогового контроля относят: выездные и камеральные проверки.

     Выездные  проверки осуществл.на основании постонавлен. руководит. соотв.налоговой службы в котором в обязательн. порядке  указыв.сроки предмет и основан.проверки.

Информация о работе Финансовый контроль