Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:03, реферат
Финансовый контроль служит одним из видов управленческой деятельности, который обеспечивает обратную связь между субъектами и объектами управления, позволяет выявлять возникающие в процессе достижения целей отклонения, оценивать их влияние и определять причины возникновения. Контроль дает возможность устанавливать должностных лиц, ответственных за возникновение недостатков, и разрабатывать мероприятия по устранению последних, а также нарушений законодательства, предупреждать злоупотребления.
Федеральное казначейство осуществляет контроль за:
не превышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
не превышением кассовых расходов, соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства наступает при неисполнении либо ненадлежащем исполнении установленного Бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ и влечет применение к нарушителю следующих мер принуждения:
предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесс
блокировка расходов;
изъятие бюджетных средств;
приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
наложение штрафа;
начисление пени;
иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.
В связи с увеличением влияния государства на экономику, возрастанием роли социального обеспечения, развитием конкурентной среды и новыми возможностями в получении информации появилась новая форма аудита органов исполнительной власти — аудит эффективности. Этот вид аудита предполагает проверку деятельности с точки зрения достижения целей, а не отдельных этапов деятельности. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» целью реформирования бюджетного процесса является повышение эффективности управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики и смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами на управление затратами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств на основе создания системы мониторинга результативности бюджетных средств и перехода к многолетнему бюджетному планированию.
В Бюджетный кодекс РФ введено понятие «внутренний финансовый аудит». Так, ст. 270 предусматривает, что «органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств».
Начальник не отпускает на учебу? Получи диплом в МИЭМП дистанционно, не отлучаясь с работы
11.3.
Роль Счетной палаты в системе финансового контроля
Особая роль принадлежит парламентскому контролю, который осуществляют палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, их комитеты и комиссии (Комитет по бюджету и налогам и др.).
В соответствии со ст. 166 Конституции
РФ обязательному рассмотрению в
Совете Федерации подлежат принятые
Государственной Думой
федерального бюджета;
федеральных налогов и сборов;
финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Она осуществляет финансовый контроль по направлениям, которые закреплены за конкретным аудитором (более 10 направлений), в частности:
контроль учета, приватизации
и управления государственной
контроль расходов федерального бюджета на государственное управление, международную деятельность, национальную оборону, социальную сферу, исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов, промышленность, науку, образование, культуру, сельское хозяйство;
контроль государственного долга, формирования и исполнения федерального бюджета, взаимоотношений с бюджетами других уровней.
Задачами Счетной палаты являются:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности
и целесообразности расходов государственных
средств и использования
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов
федеральных законов, а также
нормативных правовых актов федеральных
органов государственной
анализ выявленных отклонений
от установленных показателей
контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
В процессе реализации этих задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивающие единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:
организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;
подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ.
Комплексные ревизии и
тематические проверки проводятся по
месту расположения проверяемых
объектов. В ходе проведения ревизий
и проверок на основе документального
подтверждения законности производственно-хозяйственной
деятельности, достоверности бухгалтерского
учета и финансовой отчетности определяется
своевременность и полнота
По итогам проведения ревизии
или проверки составляется отчет, за
достоверность которого соответствующие
должностные лица Счетной палаты
несут персональную ответственность.
О результатах проведенных
Об ущербе, причиненном
государству, и о выявленных нарушениях
закона Счетная палата информирует
Совет Федерации и
По результатам проведенных
контрольных мероприятий
При выявлении на проверяемых
объектах нарушений в хозяйственной,
финансовой, коммерческой и иной деятельности,
наносящих государству прямой непосредственный
ущерб и требующих в связи
с этим безотлагательного пресечения,
а также в случаях умышленного
или систематического несоблюдения
порядка и сроков рассмотрения представлений
Счетной палаты, создания препятствий
для проведения контрольных мероприятий
Счетная палата имеет право давать
администрации проверяемых
Высшее образование в Московском Университете им. С.Ю. Витте по направлению бакалавриата «Туризм» дистанционно: 14 900 руб. в семестр
11.4.
Методы и приемы финансового контроля
Финансовый контроль предполагает
систему специальных знаний о
принципах и методах
Контрольные действия и способы их оформления, используемые в финансово-хозяйственном контроле для обоснования доказательства установленных нарушений, представляют собой технологию и технику контроля, регламенты проверок, конкретные методы проверок.
Успешное выполнение функций контроля, его эффективность в значительной степени зависят от квалификации его исполнителей. Контрольная деятельность требует от специалистов широкого спектра знаний в различных областях. Как правило, в контрольной деятельности заняты специалисты в области бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности, аудита, финансов, права и других экономических и юридических отраслей науки и практики, без знания которых невозможна квалифицированная контрольная деятельность.
Данные учета служат основным источником информационного обеспечения для выполнения различных функций управления, в том числе и контроля. Одновременно в процессе учета осуществляется контроль за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью имущества. Бухгалтерским учетом контрольные функции выполняются через документирование и инвентаризацию, оценку и калькуляцию, систему счетов и двойной записи, балансовое обобщение и отчетность.
Достижение своих целей финансовый контроль обеспечивает специфическими, только ему присущими способами. Он использует учетную информацию, приемы экономического анализа, при этом, не ограничиваясь только ими.
Ревизия является наиболее глубоким методом финансового контроля и по охвату проверяемых вопросов может быть тематической (по определенному кругу вопросов), комплексной (по всем вопросам финансово-хозяйственной деятельности). Например, инспекторы Счетной палаты при проведении проверок и ревизий, выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право:
беспрепятственно посещать
государственные органы, предприятия,
учреждения и организации, банки
и иные финансово-кредитные учреждения
независимо от форм собственности, воинские
части и подразделения, входить
в любые производственные, складские,
торговые и канцелярские помещения,
если иное не предусмотрено
опечатывать кассы, кассовые
и служебные помещения, склады и
архивы, а при обнаружении подделок,
подлогов, хищений и злоупотреблений
— изымать необходимые
В соответствии с Инструкцией
о порядке проведения ревизий
и проверок Федеральной службой
финансово-бюджетного надзора цель
ревизии (проверки) — это определение
правомерности, в том числе целевого
характера, эффективности и экономности
использования средств
В зависимости от темы ревизии (проверки) в ходе ревизии (проверки) проводится комплекс контрольных действий по изучению:
соответствия деятельности учредительным документам;
расчетов сметных назначений;
исполнения смет доходов и расходов;
использования средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд;
использования средств федерального бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий, включая субвенции и субсидии, выделенные из федерального бюджета организациям любых форм собственности, бюджетных кредитов и инвестиций);