Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:38, курсовая работа

Описание работы

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово- хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль является стоимостным контролем, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.

Содержание

Введение

Глава 1 Финансовый контроль

§1.1Понятие и значение финансового контроля

§1.2 Виды финансового контроля

§1.3 Методы финансового контроля

Глава 2 Органы, осуществляющие финансовый контроль

§2.1 Государственный финансовый контроль

§2.1.1Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ

§2.1.2 Финансовый контроль со стороны Президента РФ

§2.1.3 Финансовый контроль со стороны Правительства РФ

§2.1.4 Финансовый контроль со стороны специализированных органов

§2.2 Негосударственный финансовый контроль – аудит

§2.2.1 Понятие и цели аудиторской деятельности

Заключение

Список нормативно- правовых актов и использованной литературы

Работа содержит 1 файл

финансовый контроль.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

     Федеральная служба финансово-бюджетного надзора  находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.* 

     2.1.4 Специализированные органы, осуществляющие финансовый контроль

     К специальным органам относится  также Федеральная налоговая служба РФ.

     Постановлением Правительства  РФ от 30 сентября 2004 г. №506 утверждено «Положение о Федеральной налоговой службе». Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

     Служба  является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

       Федеральная налоговая служба  находится в ведении Министерства  финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

     Служба  и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

     Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

       организовывать проведение необходимых  исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

       запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

       давать юридическим и физическим  лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

       осуществлять контроль за деятельностью  территориальных органов Службы  и подведомственных организаций;

       привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

     применять предусмотренные законодательством  Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

       создавать совещательные и экспертные  органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

       разрабатывать и утверждать в  установленном порядке образцы  форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды.

     Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме  случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

     Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый  от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

     Руководитель  Федеральной налоговой службы несет  персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций, имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы. Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации. [н-п № 10]

     Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое положение среди федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность. Он действует в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Центральный банк РФ, являясь юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. По вопросам, отнесенным к его компетенции, он имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Уставный капитал и другое имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России подотчетен государственной Думе Федерального Собрания РФ. [ н-п № 4]

     Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

     назначение  на должность и освобождение от должности  Председателя Банка России по представлению  Президента РФ;

     назначение  на должность и освобождение от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;

     направление и отзыв председателей Государственной  Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

     рассмотрение  основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики и принятие по ним решений;

     рассмотрение  годового отчета Банка России и принятие по нему решения;

     принятие  решения о проверке Счетной палатой  Российской Федерации финансового - хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

     проведение  парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;

     заслушивание  докладов Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно- кредитной политики).

     Банк  России осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных организаций; принимает меры для поддержания стабильной банковской системы, совершает широкий спектр различных банковских операций; защищает и обеспечивает устойчивость рубля, в том числе его покупательную способность и курс по отношению к иностранным валютам, обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов. Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, изготовление банковских билетов и металлических монет по заявкам Банка России, организует и обеспечивает Министерство финансов РФ. Банк России осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продажи иностранной валюты, а так же организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ.

     Банк  России вправе обращаться в суды с  исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти субъектов РФ и органом местного самоуправления. [ л № 14 стр.27]

     Таким образом, специализированные органы, осуществляющие финансовый контроль – это Федеральная налоговая служба, Центральный банк РФ.

     Федеральная налоговая служба обеспечивает выработку и проведение единой государственной налоговой политики, взимание налогов и сборов, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов, осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

     Центральный банк РФ - организует и контролирует денежно-кредитные отношения в  стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.* 

     
    1. Негосударственный финансовый контроль – аудит
 

     Аудиторский контроль, возникший в Российской Федерации с конца 80-х гг., —  это независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), имеющие любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством (кроме акционерного общества открытого типа).

     Основными задачами аудиторского контроля являются :

     а) установление достоверности бухгалтерской  и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам;

     б) проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

     Финансовый  контроль, кроме того, можно классифицировать по времени проведения, по субъектам  контроля, по сферам финансовой деятельности, по форме проведения и методам проведения. [л № 15 стр. 26]

     Негосударственный финансовый контроль подразделяется на: внутрихозяйственный финансовый контроль (Он осуществляется на конкретных предприятиях, в организациях и учреждениях их руководителями и структурными подразделениями. Исключительно важная роль в проведении этого контроля принадлежит главному бухгалтеру предприятия, организации, учреждения.); аудиторский финансовый контроль - это независимый вневедомственный финансовый контроль (аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов и аудиторских фирм по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности.)

     Таким образом, аудиторский контроль - независимый вневедомственный финансовый контроль. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на: внутрихозяйственный финансовый контроль; аудиторский финансовый контроль.* 

     
      1. Понятие и цели аудиторской  деятельности

     Аудиторский финансовый контроль- это независимый  вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности. [л № 12 стр.132]

     Аудиторская деятельность осуществляется наряду с  финансовым контролем за деятельностью  экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами.

     Основной  целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Информация о работе Финансовый контроль