Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:16, реферат
Данная тема имеет большую актуальность на современном этапе развития российского права и экономики, так как государственный финансовый контроль является важнейшей функцией государства, непосредственно влияющей на здоровье экономики страны и благополучие ее граждан. Финансовый контроль в условиях рынка отличает многоплановость задач и целей.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Понятие, назначение и содержание финансового контроля…………… 4
2. Аудиторский (бухгалтерский) контроль………………………………… 10
Заключение…………………………………………………………………... 14
Список использованной литературы…………………………
Итак, сходство аудиторской проверки и государственной ревизии проявляются в том, что:
аудит и ревизия имеют сходные цели: выявление, локализация и оценка недостатков в финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;
в своей работе аудиторы и ревизоры опираются на общую нормативно-правовую основу — финансовое законодательство и используют для контроля общую базу — финансовую документацию;
аудит или ревизия могут проводиться как внешним аудитором (внешним ревизором), так и внутренним аудитором (внутренним ревизором);
при проведении аудита могут применяться приемы документального и фактического ревизионного контроля (экспертные оценки, методы анализа и ревизии отдельных объектов учета), а при проведении ревизионной проверки могут быть использованы (с определенными оговорками) правила и стандарты аудита (мы рассматривали такие нормы при анализе, например, такого нормативно-правового акта, как «Методические рекомендации по проведению таможенного контроля (в т.ч. проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита», утвержденные Распоряжением ГТК РФ от 1 ноября 2001 г. № 1025-р).
И однако при всем методологическом сходстве аудита и ревизии, они имеют разные цели, разные концептуальные основы. Позволю себе в данной работе привести таблицу различий между аудитом и ревизией, автором которой является проф. Ялбулганов А.А.[4]
Критерий | Аудит | Ревизия |
Цель | Выражение мнения по | Выявление недостатков с целью их установления, наказание |
Характер | Предпринимательская | Исполнительская деятельность, выполнение распоряжений |
Правовое | В основе - гражданское право, хозяйственные договора | В основе - административное право, инструкции, приказы вышестоящих или государственных органов |
Объекты | Выявляет все, что | Выявляет все, что |
Управленческие связи | Горизонтальные связи, добровольность, | Вертикальные связи, |
Принцип | Платит клиент | Платит вышестоящее |
Практические | Оказание помощи в | Сохранность активов, |
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что сходство методик и приемов, применяемых при проведении аудита и государственного контроля, позволяет обмениваться накопленным в этих областях опытом, методиками проведения проверок и ревизий, правилами и стандартами; а концептуальные различия по целям и правовому регулированию расширяет область применения и действия финансового контроля в целом, дает ему возможность развиваться в разных направлениях.
Заключение.
Проблема построения эффективной системы государственного финансового контроля в современной России носит многомасштабный и многогранный характер. Она охватывает широкий круг вопросов научно-теоретического, социально-экономического, методологического, правового, методического, морально-нравственного и инструментального характера. Данная проблема должна решаться путем создания теоретической, методологической правовой базы, разработки концептуальных подходов по формированию единой системы государственного финансового контроля, принятия по нему общефедерального закона, а также путем применения соответствующих правовых норм и механизмов для оценки результативности и эффективности контрольной работы на всех уровнях властной иерархии. Вместе с тем реальное решение обозначенной проблемы возможно только в условиях изменения курса социально-экономической политики государства, повышения роли государственного регулирования и оздоровления морально-нравственного климата в обществе.
Нормативные акты:
1) Конституция Российской Федерации, 12 декабря 1993 г. — М., 1996;
2) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. -№ 31. - Ст. 3823. (в ред. от 8 августа 2001 г.);
3) Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. I от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998.-№ 31.-Ст. 3824. (в ред. от 24 марта 2001 г.), Ч. II от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2000.-№ 32.-Ст. 3340 (в ред. от 7 августа 2001 г.);
4) Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. № 5221-1 // Собрание законодательства РФ. — 1993.-№ 31.-Ст. 1224 (в ред. от 6 июля 2001 г.);
5) «Об аудиторской деятельности». Закон РФ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ // Финансовая газета – 2001. - № 34;
6) «О банках и банковской деятельности». Закон РФ от 2 января 1990 г. № 395-1 // Собрание законодательства РФ.— 1996. — № 6.— Ст. 492. (в ред. от 3 февраля 1996 г.);
7) «О бухгалтерском учете». Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ // Финансовая газета – 1996. - № 49 (в ред. от 23 июля 1998 г.);
Монографии:
1) Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. — М.: Изд.-торговая корп. «Дашков и Ко», 2002. – 496 с.
2) Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. – М.: Юриспруденция, 2000. – 192 с.
3) Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Новый юрист, 1998 – 170 с.
4) Гриневич В.П. Право контроля и бюджета. – Спб.: Изд-во «Молот», 1906. – 36 с.
5) Иловайский С.И. Учебник финансового права. – Одесса, 1912. – 383 с.
6) Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. Учебник. - М.: Юрист, 1999. – 253 с.
7) Крамаровский Л.М. Ревизия и контроль. – М.: Финансы и статистика, 1988. – 299 с.
8) Кутузов Г.А. Организация и техника контрольно-ревизионной работы. – М.: Госфиниздат, 1946 – 63 с.
9) Лебедев В.А. Финансовое право, Т. 1. – Спб., 1889.
10) Родионова В.М., Шлейников В.И. Указ. соч. - С. 16
11) Ялбулганов А.А. Постатейный комментарий Федерального закона «Об аудиторской деятельности». // СПС «Консультант Плюс».
2
[1] Родионова В.М., Шлейников В.И. Указ. соч. - С. 16
[2] Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Новый юрист, 1998 – 170 с.
[3] Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. Учебник. - М.: Юрист, 1999. – 253 с.
[4] Ялбулганов А.А. Постатейный комментарий Федерального закона «Об аудиторской деятельности». // СПС «Консультант Плюс».
Информация о работе Финансовый контроль в Российской Федерации