Финансовые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

В науке финансового права содержатся различные определения финансово-правовых отношений. Это правоотношение можно определить как общественное отношение, возникающее при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 80.70 Кб (Скачать)

     Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Это определяет стратегическую позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой.

    Характерными чертами страховых правоотношений являются:17

1) Не постоянный, а вероятностный характер отношений. То есть , понятно, что при страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая, ни размер убытков.

2)  Возвратность средств. Страховые платежи после объединения в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов на услуги страховой компании) выплате самим же страхователем.

3) Строго очерченный характер перераспределительных отношений. Такие отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. Субъекты страхования – юридические лица – аккумулируют в специализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счёт которых и осуществляется защита имущественных и личных интересов этих лиц.

4)   Целевое использование создаваемого фонда. Расходование страховых ресурсов осуществляется исключительно в строго определённых случаях, обусловленных условиями договора страхования. Порядок заключения и условия закреплены и регулируются нормами Гражданского права.

     Предупредительная функция страхования в правоотношениях заключается в том, что страховые компании вправе использовать временно свободные средства страхователей на проведение широкой системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей. Восстановительная (защитная) функция проявляется в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определённой, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь, понесённых юридическими или физическими лицами. Контрольная функция проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховой фонд на строго определённые цели, используются в строго определённых случаях и строго определённым кругом субъектов.

      Отношения в области страхования, регулируемые нормами финансового права, в зависимости от их участников принято классифицировать на следующие виды:18

1) отношения между государством в лице правительства РФ и федеральными органами исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (Департамент Минфина РФ) по поводу утверждения основных положений их деятельности в целях осуществления государственного надзора за страховой деятельностью в РФ.

2)  Отношения между  федеральными исполнительными органами  власти по надзору за страховой  деятельностью и организациями-страховщиками  по поводу выдачи лицензий, установления  правил формирования и размещений  страховых резервов, показателей  и форм отчётности страховых  организаций и пр.

3) Отношения между государством  в лице федерального антимонопольного  органа и организациями-страховщиками  по поводу предупреждения, ограничения  и пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции.

4) Отношения по обязательному  государственному страхованию, где  государство как обязательный  субъект всех финансовых правоотношений  выступает в качестве страховщика  имущественных и личных интересов  отдельных категорий граждан  и вырабатывает меры по обеспечению  имущественных интересов страхователей.

   В отличие от правоотношений по обязательному страхованию в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется бесплатно – за счёт средств бюджета. Таким образом, правоотношения по обязательному государственному страхованию в связи с этим в большей своей части относятся к кругу правоотношений, регулируемых финансовым правом

     Наличие специфических черт, присущих страховым правоотношениям, свидетельствует о том, что страхование является особым правовым институтом, регулирующим круг однородных финансовых отношений. Страхование и вытекающие из него правоотношения играют важную роль в обеспечении постоянного функционирования хозяйствующих субъектов и нормальной работы граждан-предпринимателей.

-     Валютные правоотношения

     Эффективное решение задач в сфере экономики и политики на этапе перехода к рынку возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты.19 На реализацию стоящих задач направлено установление определённого валютного режима.

      Различают три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом: режим государственной валютной политики, т.е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране; режим валютного государственного регулирования, установленный ФЗ от 10 дек. 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»; режим свободно конвертируемой валюты.

     Тип валютного режима определяет принципы осуществлений валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Анализ структуры валютного правоотношения позволяет охарактеризовать тип валютного режима Российской Федерации в современных условиях.

   Федеральный Закон о валютном регулировании делит субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов.( статья 5, ч.2)

К резидентам относят:20

- физические лица, являющиеся  гражданами РФ, за исключением  граждан РФ, постоянно проживающих  в иностранном государстве в  соответствии с законодательством  этого государства.

- постоянно проживающие  в РФ на основании вида на  жительство иностранные граждане  и лица без гражданства

- юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  РФ

- находящиеся за пределами  территории РФ филиалы, представительства  и иные подразделения резидентов.

- дипломатические представительства  и консульские учреждения РФ

- РФ, её субъекты, муниципальные  образования.

К нерезидентам относят:21

- физические лица, не являющиеся  резидентами

- юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств, с местонахождением  за пределами РФ

- организации, не являющиеся  юр. лицами, созданные в соответствии  с законодательством иностранных  государств

- межгосударственные и  межправительственные организации,  их филиалы и постоянные представительства  в РФ.

       Законодательством предусмотрен широкий круг прав резидентов и нерезидентов на совершение различного рода валютных операций.(Статья 24, глава 4) Так, резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных ба нках только с разрешения Банка России на условиях, им устанавливаемых.22

      Нерезиденты вправе иметь валютные счета, как в России, так и за границей, а также рублёвые счета с разным правовым режимом.

       Беспрепятственный ввоз иностранной валюты в Россию возможен при соблюдении правил таможенного контроля. Вывоз из страны сверх установленного лимита допускается только при наличии соответствующей справки из уполномоченного банка. Открытие российскими резидентами счетов в заграничных филиалах и дочерних учреждениях российских уполномоченных банков требует получения отдельной лицензии Банка России.

-Правоотношения в области  банковской деятельности

       Формирование рыночных отношений в нашей с вами стране объективно обусловило создание банковской системы, функционирующей на принципиально новых основах, что позволило говорить и о иных правоотношениях в этой области финансового права. В соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 3 фев. 1996 г.) банковская система включает в себя два уровня: Центральный банк (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

     Субъекты правоотношений. Банк России является главным банком страны, соответственно большинство правоотношений связано с его деятельностью.  Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности. Банк – кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять следующие банковские операции:

1) привлечение во вклады  денежных средств физических  и юридических лиц; 

2) размещение указанных  средств от своего имени и  за свой счет на условиях  возвратности, платности, срочности; 

3)открытие и ведение  банковских счетов физических  и юридических лиц. 

    Правоотношения в банковской деятельности вытекают из определённых в ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» банковских операций:

1)  привлечение денежных  средств физических и юридических  лиц

2)   размещение указанных  средств от своего имени и  за свой счёт

3)   открытие и ведение  банковских счетов физических  и юридических лиц

4)   осуществление расчётов  по поручению физических и  юридических лиц, в т.ч. банков-корреспондентов,  по их банковским счетам

5)    инкассация денежных  средств, векселей, платёжных и  расчётных документов и кассовое  обслуживание клиентов

6)   купля-продажа иностранной  валюты в наличной и безналичной  формах

    Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.23 Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий:

1) на осуществление банковских  операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады  средств физических лиц) 

2) на осуществление банковских  операций со средствами в рублях  и иностранной валюте (без права  привлечения во вклады средств  физических лиц) 

3) на привлечение во  вклады и размещение драгоценных  металлов. Данная лицензия выдаётся  ЦБ РФ по согласованию с  Минфином РФ.

        Особое положение среди органов, осуществляющих финансовую деятельность занимает Центральный Банк РФ. Правовой статус Банка России определён ФЗ от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке РФ». Как один из участников правоотношений он создаёт в субъектах Федерации территориальные учреждения в соответствии с указанным законом, Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждённым Советом директоров Банка России и подписанным председателем Центрального банка РФ 29 июля 1998 г. № 46-П. Территориальными учреждениями Банка России являются его главные управления в краях, областях и автономных округах, а также в городах федерального значения.

     В Законе о Центральном Банке определены органы управления и их полномочия. В аппарате таким образом создаются департаменты, управления, отделы.

      Основными целями деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчётов. Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка участвует в заседаниях Правительства. Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

    В связи с переходом к рыночным отношениям, ликвидации государственной монополии в различных сферах общественной жизни, переходом на новые правоотношения, государственное регулирование общественным развитием приобретает особое значение.24 Государство регулирует правоотношения в части банковской деятельности разными методами и способами. В первую очередь, это, конечно Конституция РФ, которая установила важнейшие принципы функционирования банковской системы в России, в частности определив особое положение Центрального Банка РФ (ст. 71, 75). Значительную роль, например, в регулировании банковских правоотношений играет такой неэкономический метод регулирования, как лицензирование, ведь предоставлять услуги могут только те банки, которые обладают лицензией. В структуре Банка России создан специальный Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности.25

 

 

 

 

1.3. Состав финансовых правоотношений

 

Информация о работе Финансовые правоотношения