Финансовые правоотношения возникающие в сфере внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 06:42, реферат

Описание работы

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом1.

Работа содержит 1 файл

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.docx

— 25.69 Кб (Скачать)

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды  государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных  органов самоуправления и имеющих  целевое назначение. Порядок их образования  и использования регламентируется финансовым правом1.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального  дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство  мобилизует в фонды часть доходов  населения для финансирования своих  мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:

1)обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер  экономики;

2)расширение социальных  услуг населения.

Переход к рынку изменил  содержание хозяйственного механизма  в стране, организационные структуры  отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики Казахстана из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Прежняя хозяйственная система  аккумулировала в Государственном  бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень  концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные  из которых заключались в возможности  мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных  территорий, сфер, отраслей или межотраслевых  комплексов. Однако недостатком такой  централизации финансовых средств  было малоэффективное их использование  в масштабе всей хозяйственной системы  и отдельных объектов финансирования.

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды  государства - форма использования  финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в  бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности  строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные  внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники  формирования, определяются порядок  и направленность использования  денежных средств. Решение об образовании  внебюджетных фондов принимает Федеральное  собрание РК, а также государственные  представительные органы субъектов  Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в  собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Уже несколько лет действуют четыре крупных государственных внебюджетных социальных фонда: пенсионный, социального страхования, занятости населения и обязательного медицинского страхования. Самостоятельное их функционирование крайне неудобно и трудоемко для предприятий, так как в каждом из них необходимо зарегистрироваться, регулярно отчитываться, платить взносы, подвергаться проверкам и т.д. Осложняется положение и тем, что по каждому из этих фондов существуют отдельные ставки, база для исчисления, штрафные санкции, другие особенности. Поэтому идут споры вокруг идеи создания на базе внебюджетных фондов одного фонда с единой базой, взносами, санкциями и т.п.2

Страховая природа средств  внебюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фондов.

Внебюджетные фонды, являясь  составной частью финансовой системы  РК, обладают рядом особенностей3:

  • запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

Внебюджетные фонды создаются  двумя путями. Один путь - это выделение  из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.

Специальные внебюджетные фонды  предназначены для целевого использования. Обычно в названии  фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения  национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения  при формировании фондов - специальные  налоги и сборы, средства из бюджета  и займы.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами  и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетном фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или при использовании ими средств.

Республиканские внебюджетные фонды формируются за счет следующих  источников4:

- специальные целевые  налоги и сборы, установленные  для соответствующего фонда;

- отчисления от прибыли  предприятий, учреждений и организаций;

- средства бюджета;

- прибыль от коммерческой  деятельности, осуществляемой фондом  как юридическим лицом;

- займы, полученные фондом  у Центрального банка РК или  у коммерческих банков.

Внебюджетные фонды в  современной экономике имеют  ряд особенностей и преимуществ: у органов государственной власти появляются дополнительные средства для  вмешательства в хозяйственную  жизнь и финансовой поддержки  предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики.

Строго целевое использование  средств этих фондов обеспечивает более  эффективный контроль, так как  их автономность от бюджета и предназначение (решение новых важных задач) требуют  особого внимания со стороны государства.

Внебюджетные фонды - это  особые фонды денежных средств, формирование которых обусловлено их целевым  характером. Целью создания общегосударственных  и других целевых фондов является создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств.

Основное отличие таких  целевых фондов от бюджетных средств  состоит в строго определенных целях  их использования. На определенном этапе  развития финансовой системы на базе объединения различных фондов создается государственный бюджет, что облегчает управление движением финансовых потоков и создает возможность возмещения нехватки средств в одних фондах за счет средств из других фондов. Этот процесс включения внебюджетных фондов в бюджетную систему государства продолжается и сейчас.

Для финансовой системы промышленно  развитых стран характерно наличие  помимо собственно внебюджетных фондов различных специальных смет и  счетов, а также присоединенных бюджетов, которые в совокупности объединяются понятием “специальные фонды”. Значение их для финансовой системы развитых стран очень велико. Специальные  фонды в ряде стран сопоставимы  по своему объему с объемом государственного бюджета, а в большинстве стран  финансируют от трети до половины государственных расходов.

Специальные фонды в зависимости  от правового статуса подразделяются на государственные и местные. К  государственным специальным фондам относятся фонды, находящиеся в  распоряжении центральных органов  власти и имеющие общегосударственное  значение. К ним относятся валютные фонды государства, центральные  дорожные фонды, инвестиционные фонды, пенсионные фонды и некоторые  другие. Местные специальные фонды  представляют собой в основном фонды, созданные для кредитования различных  мероприятий.

Внебюджетными фондами социального  назначения были:

  • Пенсионный фонд;
  • Фонд государственного социального страхования; Фонд обязательного медицинского страхования;
  • Фонд содействия занятости.

 Их функционирование  регулировалось5 Законами Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «Об обязательном социальном страховании», «О медицинском страховании граждан», в которых было установлено, что средства обязательного социального страхования формируются за счет страховых взносов работодателей и других поступлений. Размер взносов устанавливался и распределялся между фондами в ежегодно утверждаемом Законе «О республиканском бюджете». Эти нормы были стабильными до 1998 г. и составляли 30% от фонда оплаты труда для юридических лиц, включая юридических лиц с иностранным участием, а для представительств иностранных юридических лиц- в части фонда оплаты труда граждан Республики Казахстан. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, ежемесячно уплачивали в размере одного месячного расчетного показателя на каждого работника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

  1. Введение. Понятие внебюджетных фондов.
  2. Особенности внебюджетных фондов.
  3. Пути создания внебюджетных фондов.
  4. Внебюджетные фонды в современной экономике.
  5. Внебюджетные фонды - особые фонды денежных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

 

  1. Александрова И.М. «Бюджетная система»
  2. Н.Ф. Самсонова «Финансовый менеджмент»
  3. Курсовая на тему Внебюджетные фонды Республики Казахстан.
  4. «Особенности применения внебюджетных фондов в Казахстане» www.pravochudie.ru
  5. «Курсовая работа: Внебюджетные фонды» www.bestreferat.ru

 

 

 

 

 

 

1 «Особенности применения внебюджетных фондов в Казахстане»

2 Н.Ф. Самсонова «Финансовый менеджмент» глава 6

3 «Курсовая на тему Внебюджетные фонды Республики Казахстан»

4 Н.Ф. Самсонова «Финансовый менеджмент» глава 6

5 Александрова И.М. «Бюджетная система»


Информация о работе Финансовые правоотношения возникающие в сфере внебюджетных фондов