Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:56, контрольная работа
Целью работы является теоретическое раскрытие финансово – правовой ответственности.
Данная цель достигается решением следующих задач:
раскрыть состав финансового правонарушения
разделение финансово – правовой ответственности по сферам
анализ особенностей финансовых санкций и мер финансово-правовой ответственности как необходимых разновидностей проявления государственного принуждения в сфере финансовой деятельности
анализ основных этапов развития российского законодательства в области обеспечения защиты финансового правопорядка
проанализировать роль и значение финансово-правовой ответственности в укреплении финансовой дисциплины
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………........3
Ответственность за нарушения финансового законодательства и финансово – правовая ответственность…………………………………….5
Роль и значение финансово – правовой ответственности в укреплении финансовой дисциплины………………………………………………13
Основные направления совершенствования законодательства о финансово-правовой ответственности…………………………………….14
Заключение………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………20
8. Формирование российского финансового права в качестве самостоятельной отрасли современной правовой системы предполагает наличие специальных, характерных только для данной отрасли права мер принуждения, в том числе мер ответственности. Это особенно проявилось с развитием налогового и бюджетного законодательства, организацией государственного принуждения в сфере фискальных правонарушений.
Финансово-правовая ответственность включает в себя все признаки, которые характеризуют ее как правовую. Этот вид ответственности проявляется в наложении взысканий имущественного характера, не имевших места ранее до совершения финансового правонарушения. Финансово-правовая ответственность основана на общих принципах юридической ответственности (законности, ответственности только за вину, справедливости, индивидуализации, неотвратимости наказания и др.).
9. За нарушения финансового законодательства наряду с финансово-правовой ответственностью за финансовое правонарушение применяются и иные виды юридической ответственности. При разграничении финансово-правовой и административно-правовой ответственности, меры которых представляют собой определенные виды денежных взысканий, необходимо учитывать субъектный состав соответствующих видов правонарушений и
11
порядок применения мер ответственности. Применение за финансовое правонарушение иных видов ответственности, наряду с финансово-правовой, есть нарушение важнейшего принципа однократности ответственности: за одно нарушение – одно наказание.
10. Финансово-правовая ответственность - одна из действенных мер охраны финансовых отношений, существующая самостоятельно наряду с иными мерами защиты субъективных прав и мерами превентивного характера, обеспечивающими эффективность механизма финансово-правового регулирования. Финансово-правовая ответственность в общей системе государственного принуждения представляет собой один из его видов, наряду с предупреждением, пресечением и восстановлением нарушенных прав в сфере финансов, имеющая собственную правовую природу и самостоятельное место в финансовых правоотношениях.
11. Роль финансово-правовой ответственности в сфере укрепления финансовой дисциплины находит свое проявление в качестве ее юридических функций. Принципиальное назначение финансовой ответственности заключается в том, что ее реализация в виде финансовых санкций имеет не только мотивационное, устрашающее воздействие на потенциальных нарушителей финансово-правовых норм, но и восстановительный характер. Восполнение потерь государственной или муниципальной казны может осуществиться в полной мере, если за ним стоит возможность применения особого рода государственного принуждения за нарушения порядка финансовой деятельности. Финансово-правовая ответственность имеет принципиальное значение для предупреждения нарушений финансового законодательства, наказания правонарушителя с учетом его характеристики, а также для компенсации потерь соответствующих фондов денежных средств.
12. Меры финансово-правовой ответственности реализуются в виде применения к нарушителю предусмотренных законом финансово-правовых
12
санкций. Финансово-правовые санкции являются частью системы правовых санкций. Они налагаются в случае нарушения предписаний финансово-правовых норм и должны быть установлены только на федеральном уровне. Кроме того, финансовые санкции могут выступать не только в виде мер финансово-правовой ответственности, но и в виде обеспечительных мер, направленных на компенсацию потерь финансовых фондов.
13. В сфере финансовой деятельности различаются три вида правонарушений:
уголовные преступления, административные проступки и финансово-правовые нарушения, урегулированные нормами отрасли финансового права. Основанием для применения финансово-правовых санкций как мер финансово-правовой ответственности является нарушение требований финансово-правовых норм, представляющее собой специфическое финансовое правонарушение. Финансовое правонарушение связано с формированием, распределением и расходованием бюджетов, внебюджетных и децентрализованных фондов и, значит, является нарушением требований именно финансового законодательства. Это позволяет выделить дополнительно ряд его особенностей и отграничить его от других видов правонарушений, особенно от административных проступков. Сложность видится в специфике финансовой деятельности как особого вида управленческой деятельности, построенной на отношениях власти-подчинения. Отличительными признаками финансового правонарушения является его особый субъектно-объектный состав, и специфичный порядок применения мер ответственности за него.
14. На основе анализа финансового законодательства и общего понятия финансово-правовой ответственности выделены виды финансовой ответственности, применяемые за различные финансовые правонарушения. К видам финансовой ответственности отнесены финансово-правовые санкции за нарушения бюджетного, таможенного, валютного, банковского
13
законодательства, за совершение налоговых правонарушений, а также за нарушение порядка ведения кассовых операций. В каждой их этих сфер правового регулирования объем мер финансово-правового воздействия различен и не везде полностью сформировался.
Роль и значение финансово – правовой ответственности в укреплении финансовой дисциплины
Штрафная функция финансово-правовой ответственности реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям; кроме того, штраф в соответствии с бюджетным законодательством является источником доходов соответствующих бюджетов3. Применение штрафных санкций должно соответствовать принципу индивидуализации ответственности и зависеть от характера и степени общественной опасности с учетом формы вины, мотива, цели, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, что наиболее полно отражено в главе 15 Налогового кодекса РФ. Главной целью превентивной (предупредительной) функции ответственности является недопущение нарушений норм, устанавливающих порядок осуществления финансовой деятельности. Эта функция ответственности проявляется в том, что возможное последующее в случае нарушения норм финансового права общественное осуждение виновного, выражающееся в виде претерпевания правонарушителем лишений имущественного либо организационного характера, является нежелательным последствием для него. Далее в параграфе анализируются различия предупредительных мер как особых мер государственного принуждения, не связанных с совершением правонарушения, и мер финансово-правовой ответственности, реализующих предупредительную функцию. Часто меры финансово-правовой
14
ответственности направлены не на фактическое наказание виновного, а на обеспечение защиты интересов общества и восстановление нарушенных противоправным поведением субъекта финансовых интересов государства и муниципальных образований. В таких случаях ответственность выполняет правовосстановительную (компенсационную) функцию. Наиболее ярко она проявляется при реализации санкций, установленных бюджетным законодательством, когда устранение правонарушений приводит к восстановлению правопорядка (например, через взыскание сумм нецелевого использования). При этом необходимо различать меры финансовой ответственности, реализующие функцию восстановления нарушенного права, от санкций восстановительного характера, не являющихся мерами ответственности. В параграфе приводятся примеры таких восстановительных санкций.
4Сигнализационная функция финансово-правовой ответственности проявляется при характеристике правонарушителя. Так, совершение финансового правонарушения может служить сигналом о необходимости более пристального внимания к данному субъекту со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль.
Основные направления
совершенствования законодатель
Современное финансовое законодательств не может дальше развиваться без собственных средств защиты и в нем должны преобладать меры прямого действия, поскольку не обеспеченное реальными мерами ответственности требование закона позволяет безнаказанно совершать правонарушения. Собственные меры финансового принуждения позволят избежать негативных последствий для государственной экономики и жизнеобеспечения общества. Изобилие декларативных, отсылочных и «пустых» норм дает возможность
15
различного толкования при применении мер ответственности, и даже уклониться от нее.
Не менее насущным является законодательное решение вопросов о соотношении мер финансовой и административной ответственности за совершение правонарушений в сфере мобилизации, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств. До сих пор действующим законодательством меры финансово-правовой и административно-правовой ответственности не разделены, впрочем, как и меры ответственности с иными мерами государственного принуждения. В этой связи представляется необходимым более четко разграничить на законодательном уровне составы финансовых и административных правонарушений, а также соответствующих им мер ответственности.
Тем более, наличие таких составов правонарушений, за которые предусмотрено наложение одновременно нескольких видов ответственности, представляет не только практическую сложность применения, но и создает трудности для исследовательского процесса в сфере финансово-правовой ответственности.
Действующему законодательству о финансово-правовой ответственности присущи многие характерные неопределенности и противоречия, которые не позволяют в ряде случаях надлежащим образом реализовать принципы юридической ответственности. В целом российское законодательство о финансово-правовой ответственности устанавливает чаще всего жесткие меры наказания и предоставляет широкие права соответствующим органам для их применения. Вместе с тем сама по себе суровость мер не решит проблемы роста правонарушений. Поэтому для развития разумной экономической политики, для стимулирования добросовестного хозяйствующего субъекта, для исключения желания нарушать установленные правовые предписания необходимо гармоничное, четкое,
16
взаимосвязанное, внутренне непротиворечивое финансовое законодательство. Назрела необходимость его реформирования, начиная от общих своих положений, определяющих основные понятия, до конкретных пунктов отдельных статей, устанавливающих различные меры финансово-правовой ответственности. Дополнительную сложность в развитии федерального законодательства о финансово-правовой ответственности вносит отсутствие однозначности в определении природы финансово-правовой ответственности, ее признаков и видов, предусматриваемых ею мер.
Виды юридической ответственности за нарушения финансового законодательства
Финансовая ответственность
17
Принудительные меры (финансовые санкции),
применяемые к нарушителям бюджетного законодательства
18
Cостав финансового правонарушения5
Объективные признаки
19
Заключение
Проблема финансово-правовой
ответственности связана с
Проблема правовой природы финансово-правовой ответственности обсуждалась и Высшим арбитражным судом РФ, который в обзоре практики разрешения споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушение налогового законодательства, указал, что ответственность, предусмотренная ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», по своей природе сходна с административной ответственностью, но на ее самостоятельный характер не указал, хотя Высший арбитражный суд РФ различает финансовую и административную ответственность как отдельные виды юридической ответственности, потому что «сходна» не означает «тождественна», так как в этом случае нормы, регулирующие применение административных взысканий, можно было бы применять не по аналогии, а прямо. Таким образом, ответственность в виде применения финансовых санкций не является административной, а является самостоятельным видом ответственности.
В данной работе рассмотрены, проблемы финансовой ответственности, элементы составов финансовых правонарушений, ответственность за которые устанавливает Налоговый кодекс РФ, проблемы порядка применения мер финансово – правовой ответственности.
Пожалуй, еще рано говорить о том, чего больше – хорошего или плохого внес Налоговый кодекс РФ в сферу регулирования ответственности за финансовые правонарушения. Налоговый кодекс РФ только недавно вступил в действие. Окончательные ответы на вопросы, в том числе содержащиеся в данной работе, будут выработаны судебной практикой его применения.
20
Список использованной литературы
1) «Финансово-правовая ответственность
налогоплательщиков-
2) Бюджетный кодекс Р.Ф.
3) Налоговый кодекс Р.Ф.
4) Гражданский кодекс Р.Ф.
5) Финансово-правовая ответственность. Емельянов А.С., Черногор Н.Н.
6) Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. - 256 с.
7) Проскуров В. С. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства: справочник. М., 1996.
1 Здесь речь идет о том, что налоговые санкции применяются не в соответствии с процедурой, предусмотренной КоАП РФ, а в рамках гражданского или арбитражного процессов.
2 Налоговый кодекс Р.Ф. издательство Москва 2005
3 В соответствии с Законом от 24.12.2002 г. №176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» общая сумма штрафов среди всех доходов федерального бюджета составляет 1353600 тыс. руб., что составляет 0,06% от всего объема государственных федеральных доходов; а в 2002 году года доля штрафов должна была составить почти 0,1% от всего