Финансовое регулирование социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что условия современной России, усложнение социальных проблем и необходимость их оперативного разрешения предъявляют высокие требования к государственному регулированию социальных отношений и социальной сферы.
15 января 2008 года В.В. Путин заявил, что Россия ставит перед собой задачу - к 2020 году войти в пятерку крупнейших экономик мира. Однако это не является самоцелью. От объема экономики будут зависеть возможности государства в решении социальных вопросов.

Содержание

Введение

1. Основы государственного регулирования социальной сферы

1.1. Социальная сфера как объект государственного регулирования

1.2 Финансовые методы государственного регулирования развития социальной сферы

2. Финансовые регуляторы социально-экономической сферы

2.1. Понятие и приоритеты развития социального государства

3. Государственное регулирование социального развития в условиях мирового финансового кризиса

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая (3).doc

— 126.00 Кб (Скачать)

В результате чего в 1997 г. из 10 объектов социального комплекса, предусмотренных к вводу в  рамках государственных социальных программ, был введен в строй лишь один, а по трем объектам строительство вообще не велось. В 1997 г. не был введен в строй ни один из 15 объектов социального сектора, предусмотренных к вводу по инвестиционным высокоэффективным коммерческим проектам, получившим конкурсную поддержку из федерального бюджета в 1995-1997 годах.

 Использование  имеющегося в международной практике  опыта по реализации государственных  инвестиций как регулирующего  фактора экономического роста  не может быть успешным без  учета состояния российских государственных  финансов и бюджетной системы. Удачным примером реформирования экономики за счет государственных инвестиций является опыт Германии, бюджетная система которой отличается четким выделением текущих и инвестиционных расходов, контролем за их целевым использованием и соблюдением баланса объемов финансирования бюджетного дефицита с суммой инвестиционных расходов (так называемое «Золотое правило», установленное ст. 115 Основного Закона ФРГ).  

2. Финансовые регуляторы социально-экономической сферы

Государственное регулирование в развитых странах не исключает действия механизмов саморегулирования, а напротив, призвано дополнить и скорректировать их действие так, чтобы в экономике соблюдался баланс интересов государства, субъектов хозяйства, населения. И саморегулирование, и государственное регулирование производится прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое регулирование реализуется через нормативно-правовые акты (различного уровня), а экономическое - через все сферы и звенья финансово-кредитной системы. 

В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности - преференциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования. На основе этих основных индикаторов воздействия формируются вторичные, рыночно-ориентированные элементы регулирования, диктуемые характером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативы формирования разных фондов и их использования у хозяйствующих субъектов.

Однако действие косвенных элементов регулирования может (и должно) дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных нежелательных отклонениях от намеченного курса развития.

По мнению ряда исследователей в рыночной экономике  преобладают экономические, а не административные регуляторы. Финансово-кредитная система представляет богатый арсенал финансовых и денежно-кредитных инструментарий регуляторов государственного регулирования. В связи с этим можно выделить основные финансовые регуляторы,  используемые в процессе финансового регулирования:

- налоги и  неналоговые платежи в бюджет;

- финансовые  льготы и санкции;

- эксплуатационные  расходы бюджетных организаций;

- общие и целевые  субсидии для государственных  заказов;

- доходы и  расходы внебюджетных фондов;

- доходы и  расходы государственных предприятий.

В мировой практике в зависимости от преобладания той  или иной группы регуляторов различают  две модели регулирования, названия которых соответствует лежащим  в их основе научным концепциям: кейнсианскую и неоклассическую. "Вариант преобладания финансовых мер принято называть кейнсианской экономической политикой. Политика, в которой упор сделан на кредитно-денежный механизм, получила в экономической науке название "монетаризма".

Практика реализации экономического регулирования в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений. В зависимости от конкретных особенностей того или иного периода и задач, стоящих перед правительством, используются либо преимущественно монетарные (точнее сказать, базирующиеся на монетаризме или других неоклассических теориях), либо кейнсианские методы регулирования. Если экономика находится в затянувшейся депрессии, падение экономического роста сопровождается массовой безработицей и социальными потрясениями, имеет место необходимость структурных изменений в экономике, применяются кейнсианские методы регулирования. Если экономика подвержена инфляции или стагфляции, разбалансированию денежного обращения, нестабильности национальной валюты, хроническому бюджетному дефициту, то господствуют неоклассические методы регулирования.

Моделям регулирования  свойственна циклическая взаимозаменяемость. Кризис в экономике всегда приводит к смене модели регулирования. Следовательно, государственное регулирование - это динамичная система, зависимая от конъюнктурных колебаний. Конъюнктурное регулирование - воздействие на совокупный спрос и предложение в зависимости от фазы экономического цикла - более характерно для кейнсианского регулирования, тогда как неоклассические концепции провозглашают борьбу с циклом как единым целым.

Основой использования  финансов для воздействия на воспроизводственный  процесс является государственный  бюджет, причем как система его  доходов (налоговое регулирование), так и государственных расходов (регулирование путем использования прямого государственного финансирования и государственных заказов и закупок), кроме того, важное значение в социальной политике имеют внебюджетные фонды.

Государственные доходы - это экономические отношения по поводу безвозмездного и безвозвратного изъятия в распоряжение государства части стоимости общественного продукта и национального богатства. Огосударствление доли ресурсов, которыми располагают физические и юридические лица и которые используются ими для оплаты своих текущих расходов и инвестирования, уменьшает уровень доходности названных субъектов общественной системы, сокращает масштабы и изменяет структуру их потребления. Это позволяет корректировать степень социальной дифференциации и ограничивать пределы необоснованно низкой или высокой эффективности производства.

Именно посредством  варьирования состава, структуры и  объемов государственных доходов  и расходов происходит реализация финансового  регулирования.

2.1. Понятие и приоритеты развития социального государства

Социальное государство  – это правовое демократическое  государство, которое провозглашает  высшей ценностью человека и создает  условия для обеспечения достойной  жизни, свободного развития и самореализации творческого и трудового потенциала личности. Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека – его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

Социальное государство  – наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как: солидарная ответственность поколений и сословий – богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:

- экономическая  свобода человека, его право на  свободный выбор любого вида  деятельности в сфере наемного  труда и предпринимательства;

- доверие к  регулирующей роли рынка и,  при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;

- развитие и  экономическая эффективность социального  рыночного хозяйства; 

- социальная  справедливость и социальная  солидарность общества, которые  обеспечиваются на основе развития  акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

- гендерное равенство  мужчин и женщин;

- участие всех  граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.

Социальное государство  – наиболее эффективный способ соединения реальной и гарантированной свободы  с властью и правом.

Социальным является лишь то государство, которое не на словах и предвыборных лозунгах, а  на деле проводит сильную социальную политику, гарантирует, как это закреплено в законодательстве страны:

·          оптимальный прожиточный минимум, но не за счет социальной благотворительности, а на основе защиты от безработицы, обеспечения максимально возможной в данной ситуации занятости, установления разумного минимального уровня оплаты труда в сочетании с почасовой оплатой труда и предоставления реальных возможностей на содержательный отдых;

·          достойное социальное обеспечение  по возрасту и инвалидности;

·          реализацию права на бесплатное или  социальное жилье на основе законодательно утвержденных федеральных и региональных стандартов социальной нормы жилой площади, уровня квартплаты, предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг с учетом максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату коммунальных услуг, приемлемых условий ипотечного кредитования и т.д.;  

·          доступность бесплатного или за доступную плату качественного медицинского обслуживания для широких слоев населения, включая бесплатную медицинскую помощь по всей номенклатуре официально утвержденных стандартов медицинских услуг;

·          доступность бесплатного или  за доступную плату качественного образования в соответствии с реальными возможностями человека, потребностями рынка труда и духовно-нравственного развития общества.

Критериями оценки степени социальности правового  демократического государства также  являются:

- соблюдение прав и свобод человека;

- проведение активной и сильной социальной политики;

- обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;

- адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности;

- гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления;

- соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства;

- гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретную социальную ответственность;

- права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

На современном  этапе становления социального  государства в Российской Федерации  устанавливаются следующие приоритеты:

1. В сфере  демографического развития: разработка  и реализация государственной  демографической политики, направленной  на ликвидацию тенденций депопуляции (сокращения) населения страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни населения.

2. В сфере  обеспечения достойного уровня  жизни: создание социально-справедливой  и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом, обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе – рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы. Обеспечить решение этих задач призвано трудовое законодательство, а также тарифная автономия, позволяющая работникам и их профсоюзам на основе социального партнерства добиваться справедливого решения вопросов оплаты труда.

Информация о работе Финансовое регулирование социальной сферы