Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 04:37, контрольная работа
Финансовая деятельность государства - комплексный процесс аккумуляции, распределения, перераспределения и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства.Одной из основных задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства, является организация государственного финансового контроля, кредитования, расчетов и денежного обращения, валютного регулирования.
1. Финансовая деятельность государства………………………………3-9
1.1. Организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства……………………………………………………........................3-4
1.2. Понятие финансовых институтов и финансовой системы…….4-5
1.3. Принципы финансовой деятельности государства…………….5-6
1.4. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства…………………………………….6-9
2. Финансовое право Российской Федерации………………………….9-12
2.1. Финансово-правовые нормы…………………………………….10-11
2.2. Финансовые правоотношения…………………………………..11-12
3. Федеральные налоги и сборы………………………………………...13-21
3.1. Классификация налогов…………………………………………14
3.2. Налог на добавленную стоимость………………………………14-15
3.3. Акцизы……………………………………………………………16-17
3.4. Налог на доходы физических лиц………………………………17-18
3.5. Налог на прибыль организаций…………………………………18-19
3.6. Налог на добычу полезных ископаемых………………………..19-20
3.7. Водный налог……………………………………………………..20-21
3.8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов……………………………….21
3.9. Государственная пошлина………………………………………21
4. Задача………………………………………………………………….22
5. Библиографический список………………………………………….23-24
Финансовая деятельность государства - комплексный процесс аккумуляции, распределения, перераспределения и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства.
Одной из основных задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства, является организация государственного финансового контроля, кредитования, расчетов и денежного обращения, валютного регулирования.
1.1. Организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства:
Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью различных методов в зависимости от того, с какими субъектами государство вступает в отношения, конкретных условий ее осуществления. В общем виде эти методы принято подразделять на две группы:
Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:
а) налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;
б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;
в) государство использует метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и других ценных бумаг;
г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.);
д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;
е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение.
Ко второй группе - методам распределения фондов денежных средств относятся:
а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;
б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;
в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;
г) осуществление расчетов между различными субъектами. [9]
1.2. Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношений принято называть финансовым институтом, к которым относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.
В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов образует финансовую систему:
1. Государственные финансы включают в себя бюджетную систему государственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и другие), государственный кредит.
2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объединяет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.
3. Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.
4. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование.
5. Местные финансы, которые включают средства местного бюджета государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.[7]
1.3. Принципы финансовой деятельности государства.
В своей финансовой деятельности государство руководствуется рядом принципов:
Федеральные государственные
органы и государственные органы
власти субъектов Федерации
В единую систему органов
государственного управления финансами
в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ,
министерства финансов республик, финансовые
управления в других субъектах Федерации
и органы Федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного
самоуправления административно-
Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции. В соответствии со ст.106 Конституции РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ. [1]
Президент Российской Федерации, как глава государства, обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика, издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президент РФ осуществляет финансовый контроль.
Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д. [1, 7]
Для осуществления финансовой
деятельности в качестве основной функции были
созданы специальные органы государственного
управления:
Министерство финансов Российской
Федерации; Федеральное казначейство
Российской Федерации; Федеральная налоговая
служба РФ;
Центральный банк Российской Федерации
(Банк России).
Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:
На органы казначейства возложено выполнение следующих основных задач:
Федеральная налоговая служба РФ, как орган государственного управления, осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции. [9]
Особое положение среди
федеральных органов
2. Финансовое право Российской Федерации.
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Предметом финансового
права являются общественные отношения, возникающие
в процессе осуществления государством
и местным самоуправлением финансовой
деятельности, т.е. деятельности по образованию,
распределению и использованию фондов
денежных средств.
Основной метод финансово-правового
регулирования - государственно-властные
предписания одним участникам финансовых
отношений со стороны других, выступающих
от имени государства и наделенных в связи
с этим соответствующими полномочиями.
[9]
2.1. Финансово-правовые
нормы - это установленное государством
и обеспеченное мерами государственного
принуждения строго определенное правило
поведения в общественных финансовых
отношениях, возникающих в процессе образования,
распределения и использования государственных
(и муниципальных) денежных фондов и доходов,
которое закрепляет юридические права
и юридические обязанности их участников.
Им свойственны все общие черты правовой
нормы, но присущи и особенности, характерные
именно для данной отрасли:
а) содержание финансово-правовых норм;
б) характер установления в них предписаний;
в) меры ответственности за нарушение предусмотренных правил;
г) способы защиты прав участников финансовых отношений.
В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: