Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:32, контрольная работа
Финансовое право, как и любая иная отрасль Российского права, имеет свой предмет правового регулирования. Предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.
ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………….………….3
Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права…4
Система финансового права, ее элементы и структура. ……………………….7
Источники финансового права и финансовое законодательство…………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..... 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………
Понятие, предмет
и метод правового
Система финансового права, ее элементы и структура. ……………………….7
Источники финансового права и финансовое законодательство…………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….17
Введение
Финансовое
право, как и любая иная отрасль
Российского права, имеет свой предмет
правового регулирования. Предметом
правового регулирования
В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т. д. Эти экономические категории определяют сущность общественных отношений, являющихся предметом финансово-правового регулирования.
Финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права.
Однако этот вывод в теории права остается спорным.
Наличие
различных точек зрения о природе
финансового права объясняется
тем, что оно находится в тесной
взаимосвязи с другими
При отграничении финансового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета и особенности метода правового регулирования.
Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права.
Финансовое право, являясь самостоятельной отраслью российского права, по своей сущности относится к публичным отраслям права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств.
Финансовое
право-это совокупность устанавливаемых
и охраняемых государственной властью
юридических норм, регулирующих общественно-финансовые
отношения, возникающие в процессе
образования, распределения и использования
денежных фондов государства, необходимых
для осуществления задач
Отношения между:
* РФ, ее
субъектами и местными
* финансовыми
и налоговыми органами
* государственными
финансово-кредитными органами
* государственными
предприятиями, организациями
* финансово-кредитными
органами, с одной стороны и
юридическими и физическими
* финансово-кредитными
органами, с одной стороны и
физическими лицами - с другой - платежи
в государственные денежные
Исходя из классификации отраслей права по особенностям их юридических режимов на профилирующие, специальные и комплексные, финансовое право относится к числу специальных отраслей права.
Юридический режим финансового права базируется на режиме административного права как профилирующей отрасли. При этом финансовое право не копирует юридический режим административного права (режим централизованного типа). Финансовое право на базе первичных элементов юридического режима административного права образует свой, особый финансово-правовой юридический режим, выражающийся в особенностях основного метода финансово-правового регулирования, а также в специфических чертах правового статуса субъектов финансового права.
Основные элементы юридического режима финансового права:
1) финансово-правовой
метод регулирования, т. е.
2) особый
финансово-правовой
3) принципы
и общие положения финансового
права, т. е. специфические
4) наличие
особой отрасли
Рисунок 1. Финансовое право как отрасль права
Система финансового права, ее элементы и структура.
Система Российского ФП - объективно обусловленные системы общественных финансовых отношений, внутреннее ее строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
В системе ФП выделяют части, разделы, подотрасли, институты.
Финансовое право состоит из двух частей: общей и особенной.
К общей
части финансового права
Рисунок 2. Система финансового права
Особенная
часть финансового права
Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность, группируются внутри отрасли в определенные правовые институты и подотрасли. Институты — это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Подотрасль права — более крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая несколько институтов права. Они существуют объективно. Порядок их расположения и изучения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.
В Особенной части сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
а) государственной бюджетной системы;
б) внебюджетных
государственных и
в) финансов государственных предприятий;
г) государственных доходов;
д) государственного кредита;
е) государственного страхования;
ж) государственных расходов;
з) банковского кредитования;
и) денежного обращения и расчетов;
к) валютного регулирования.
Основной подотраслью финансового права принято считать бюджетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются важнейшие государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
К централизованным
финансам относятся также
Бюджет
— это доходы и расходы государства,
поэтому естественно, что самостоятельный
раздел финансового права —
Для нормального
функционирования финансовой системы
государства необходимо не только аккумулировать
доходы в централизованные и децентрализованные
фонды денежных средств, но и правильно
направить и израсходовать
Таким образом, банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве. Поскольку финансовая деятельность основывается на деньгах и денежном обращении, то в систему финансового права входят институт «деньги и денежное обращение», а также валютное регулирование. Для банковской деятельности важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.
Источники финансового права и финансовое законодательство.
Источником финансового права РФ являются правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований, в которых содержатся нормы ФП.
Общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры РФ ратифицированные Россией являются составной частью ее правовой системы, поэтому международные договора ратифицированные РФ и содержат нормы регулирующие отношения, относящиеся к источникам финансового права.
В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы.
Акты
федеральных органов
Законы РФ: а) Конституция РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Основополагающие нормы финансового права закреплены в ст. 5, 8, 15, 34, 41, 57, 71, 72, 75 и других Конституции РФ. Так, в ст. 57 Конституции РФ закреплено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
б) Акты Федерального Собрания РФ:
- федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;
- федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;
- акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).
Подзаконные федеральные акты:
- указы, распоряжения Президента РФ;
- постановления, распоряжения Правительства РФ;
- нормативное акты министерств и других центральных органов;
- приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.
Акты субъектов РФ подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов РФ.
Законы субъектов РФ:
- конституции, уставы субъектов федерации;
- законы субъектов федерации.
Подзаконные акты субъектов РФ:
- указы, распоряжения Президентов (губернаторов);
- постановления, распоряжения правительств субъектов РФ;