Автор: ***@atma.ru, 24 Ноября 2011 в 21:45, контрольная работа
Государство как центральный институт по управлению обществом состоит из политической, экономической, социальной, религиозной и других структур. Основу экономической структуры составляют отношения, возникающие в государстве. В них участвуют четыре субъекта:
государственные органы власти;
региональные органы власти;
хозяйствующие субъекты;
население.
Введение………………………………………………………………..с.2
1. Понятие финансовой системы………………………………….с.4
2. Состав и структура финансовой системы……………………..с.5
3. Характеристика звеньев финансовой системы………………..с.8
Заключение…………………………………………………………….с.15
Список литературы………………………………………………….с.17
Несмотря на особенности отдельных звеньев финансовой системы, их социально-экономическое содержание едино: они служат орудием эксплуатации трудящихся, интересам крупного монополистического капитала. Вопреки формальной автономии ряда звеньев они находятся в зависимости от государственного бюджета, получая от него субсидии, дотации, кредиты2.
Государственный бюджет
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты.
Федеральный бюджет – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.
Бюджет субъекта РФ – это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург).
Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.
Внебюджетные фонды
В
современном экономическом
1) денежные средства государства, не включаемые в государственный бюджет и используемые по определенному целевому назначению (например, государственный пенсионный фонд, государственный фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования);
2)
средства организаций,
Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.
Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.
Государственный кредит
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком -государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.
Следует учесть, что на всех уровнях управления финансами присутствует кредит. Государственный кредит – это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом, формируется государственный долг.
При
государственном кредите
Фонд страхования
Страхование представляет собой формирование и использование ФДС, связанное с наступлением страхового случая. Из средств страховых фондов пострадавшим выплачивается страховая сумма определённого размера.
На
рынке действуют
Обязательное страхование выражает гражданско-правовые отношения, связанные с образованием и использованием ресурсов страхового фонда в силу закона. В РФ виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются действующим законодательством.
Добровольное страхование отличается от обязательного страхования тем, что гражданско-правовые отношения возникают в силу волеизъявления сторон - страховой компании и физического или юридического лица, которые закрепляются в заключаемом между ними письменном договоре страхования.
Выделяют пять основных видов страхования:
Фондовый рынок.
Среди
звеньев финансово-кредитной
Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелив капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого довода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
В Российской Федерации фондовый рынок получил своё развитие с 1992 года, в части продажи государственных ценных бумаг для мобилизации финансовых ресурсов государства.
Государственными ценными бумагами являются:
Финансы предприятий.
Финансы
предприятий имеют определенный
иерархический уровень и
Гражданский
кодекс (ГК) РФ признает юридическим
лицом организацию, которая имеет
в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном
Представляется
возможным назвать финансами
предприятий замкнутые
В условиях рынка финансы субъектов хозяйствования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов. Эти ресурсы формируются за счет таких источников, как собственные и приравненные к ним средства (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления); средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с ценными бумагами; средства, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховые возмещения).
Известна точка зрения, что финансовые отношения возникают при распределении выручки предприятий. Приверженцы этого подхода считают, что финансы предприятий опосредуют процессы деления выручки на составные части, имеющие специфическое целевое назначение: себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
В
условиях рыночной экономики на основе
хозяйственной и финансовой независимости
предприятия осуществляют свою деятельность
на началах коммерческого расчета,
целью которого является обязательное
получение прибыли. Они самостоятельно
распределяют выручку от реализации продукции,
формируют и используют фонды производственного
и социального назначения, изыскивают
необходимые им средства для расширения
производства продукции, используя кредитные
ресурсы и возможности финансового рынка.
Развитие предпринимательской деятельности
способствует расширению самостоятельности
предприятий, освобождению их от мелочной
опеки со стороны государства и вместе
с тем повышению ответственности за фактические
результаты работы.
Заключение
Финансовая система представляет собой совокупность разных звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Несмотря на разграничение сфер деятельности, применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.
Таким образом, финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. Под финансовой системой Российской Федерации понимают: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.