Финансовая деятельность государства и местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:53, доклад

Описание работы

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Работа содержит 1 файл

Семинар по финансовой ответственности.doc

— 46.50 Кб (Скачать)

Семинар № 1 

1. Финансовая деятельность государства и местного самоуправления

    Реализация  стоящих перед государством задач  связана с необходимостью использования  финансовой системы. В результате оно  осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. финансовую деятельность.

    Финансовая  деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

    Содержание  финансовой деятельности государства  выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий).Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

    Принципы. Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность . Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

    Среди основных принципов можно выделить следующие.

1. Принцип федерализма,  согласно которому финансовая  деятельность направлена на сочетание  общефедеративных интересов с  интересами субъектов Федерации,  обеспечивает необходимыми финансовыми  ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

2. Принцип законности  в финансовой деятельности выражается  в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

3. Принцип гласности  при осуществлении финансовой  деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

4. Принцип плановости  означает, что вся финансовая  деятельность государства базируется  на основе целой системы финансово-плановых  актов, структура которых, порядок  составления, утверждения, исполнения  закрепляются в соответствующих  нормативных актах.

    Методы. Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами . Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.  

    Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты является налоговый метод - метод установления налогов.

    Аналогичным методом собирания денежных средств  является метод обязательных платежей (взносов) в государственные внебюджетные фонды. В литературе их принято называть "социальными" налогами. В отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов - покупка государственных ценных бумаг, пожертвований, вклады в банки и т.д.

    При распределении и использовании  государственных денежных средств  применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

    Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств.

    Кредитование  означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется  в отношении государственных  организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

    Финансовая  дисциплина

    Финансовая  дисциплина - обязательный для юридических лиц и должностных субъектов управления порядок осуществления финансовой деятельности, основанный на соблюдении уставной деятельности, трудовой, договорной, расчетной и платежной дисциплины. Финансовая дисциплина - необходимое условие финансовой стабильности государства и предприятий. Финансовая дисциплина предполагает не только финансовую ответственность за полное и своевременное выполнение финансовых обязательств перед государством (бюджетом), банками, вышестоящими уровнями управления и контрагентами (поставщиками, подрядчиками, биржами, фондами, прочими держателями акций и других ценных бумаг), а также перед занятым в данной структуре персоналом, но и обеспечение эффективной работы данной структуры. К нарушителям финансовой дисциплины применяются различные санкции: бесспорное взыскание платежей в бюджет, не внесенных в установленный срок; взимание с предприятий-должников пеней и штрафов в установленных размерах, признание должника банкротом. Ответственность за нарушение финансовой дисциплины несут руководители объединений, предприятий, организаций, учреждений, государственных органов. Действующим законодательством предусматривается материальная, а в некоторых случаях - уголовная ответственность за нарушение финансовой дисциплины. В широком смысле финансовая дисциплина включает бюджетную, платежную и расчетную дисциплины.

    Законность  в сфере финансов

    Важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности - это финансовый контроль.

    Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

    Финансовый  контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты  злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами – органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, в решающей мере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранительными органами. 
 
 
 
 

  Юридическая ответственность в сфере финансов и финансово – правовая ответственность.

    Основной  формой реализации охранительной функции  финансового права является юридическая  ответственность, под которой применительно  к сфере публичных финансов следует  понимать элемент финансового правоотношения, обеспечивающий неизбежностью исполнения возложенной на лицо финансовых обязанности, которая основывается на осуждении со стороны других лиц, государства и общества неисполнения такой обязанности, государственном принуждении и внутренней потребности данного лица в правомерном поведении.

    Основным  видом юридической ответственности  в сфере публичных финансов является финансовая ответственность. При этом ее отраслевая принадлежность, которая  прослеживается в самом названии, указывает на то, что она определяет качественное состояние не всякого субъекта права, а субъекта финансового права, т.е. лица деятельность которого связана с публичными финансами, обуславливая неизбежность исполнения именно финансовых обязанностей, которые отличаются имущественно - стоимостным и публичным характером.

    Финансовая  ответственность по своей природе  является ответственностью правовосстановительной, что выражается в предотвращении при помощи ее средств, всяких негативных последствий для публичных финансов. Особенностью финансовой ответственности по сравнению с иными видами право-восстановительной ответственности является то, что, она призвана восстановить права и обеспечить реализацию законных интересов не отдельного лица (гражданина или организации), а общества в целом, выраженные в устойчивости публичных финансов.

    Финансовая  ответственность обеспечивается возможностью применения финансово-принудительных мер. Реализация финансовой ответственности  состоит в применении к правонарушителям финансовых санкций, являющихся самостоятельными мерами финансово-правового принуждения.

    Финансовая  ответственность, существуя изначально, с момента возникновения соответствующей  финансовой обязанности, в тоже время  может реализовываться только в  ретроспективном порядке после того, как данная обязанность не будет исполнена или будет исполнена ненадлежащим образом. Реализация финансовой ответственности происходит в рамках особого охранительного правоотношения, которое возникает, осуществляется и прекращается в строго установленном финансовым законодательством порядке.

Информация о работе Финансовая деятельность государства и местного самоуправления