Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 22:11, курсовая работа
Цель работы – изучить понятие, историю возникновения и особенности денежной системы РФ.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть понятие денежной системы;
- рассмотреть основные элементы и типы денежных систем;
- изучить основные принципы организации современной денежной системы;
- рассмотреть правовые основы денежного обращения в России и оценить состояние и перспективы развития денежной системы в Российской Федерации.
Введение………………………………………………………..
3-4
1. Понятие и история развития денежной системы в России…....
5-7
2. Виды, элементы и принципы построения денежных систем………………………………………………………………………
2.1. Элементы денежной системы………………………………
2.2. Типы денежных систем……………………………………..
2.3. Принципы построения денежных систем…………………
8-28
8-14
14-24
25-28
3. Состояние и перспективы развития денежной системы в России……………………………………………..………………………
3.1. Анализ состояния денежной системы Российской Федерации на современном этапе……………………………………….
3.2. Основные направления развития денежной системы Российской Федерации на 2010-2011гг…………………………………
29-46
29-41
41-46
Заключение……………………………………………………… 47-48
Список использованной литературы………………………….
49-51
Приложения……………………………………………………
Указанные
конституционные основы являются и
основой финансово-правового
Основными
целями финансово-правового
Именно нормы финансового
К
основному источнику
Кроме того указанные отношения регулируются нормами Федерального закона «О банках и банковской деятельности», а также Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» N 173-ФЗ от 10.12.2003г.
Нормы гражданского права, регулирующие отношения права собственности на деньги. Порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера также закреплен в ГК РФ. Деньги в гражданско-правовых отношениях рассматриваются в качестве объекта гражданских прав, отнесенного гражданским законодательством к движимому имуществу, а следовательно, являющегося самостоятельным объектом права собственности (ст. 128,140 ГК РФ).
Нормы административного права призваны регулировать отношения ответственности за административные правонарушения в сфере денежной системы и денежного обращения. В настоящее время они получили закрепление в гл. 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. Статьей 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, ст. 15.2 – за невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.
Уголовное право регулирует отношения уголовной ответственности за совершение таких преступлений в сфере денежной системы, как изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ), а также изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ). Предусмотрена также уголовная ответственность за злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185 УК РФ).
Особое значение среди норм, регулирующих денежную систему, имеют нормы банковского права, установленные правовыми актами Банка России (как правило, в форме положений, указаний, инструкций ЦБ РФ, носящих нормативный характер), обеспечивающие функционирование денежной системы посредством урегулирования конкретных вопросов финансово-технического характера (порядка изготовления денежных знаков, правил их перевозки, хранения, инкассации, установления признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и т.п.). Указанные нормы играют своеобразную роль «пускового аппарата»: уточняя и конкретизируя общие положения федерального законодательства о денежной системе, они способствуют процессу их фактической реализации.
Банк России, в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции, а также ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)», во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Важно заметить, что, в соответствии с законодательством РФ, Банк России осуществляет свои полномочия в сфере денежного обращения независимо от других органов государственной власти. Это означает, что вмешательство других государственных органов в самостоятельную оперативную деятельность Банка России по реализации им своей основной функции по обеспечению защиты и устойчивости рубля недопустимо.
Этому,
в свою очередь, способствует закрепленное
за Банком России право регулировать
объем находящейся в обращении
денежной массы, от чего зависит возможность
поддержания покупательной
Одним
из способов обеспечения курса рубля,
применяемого Банком России, является
также регулирование отношения
рубля к иностранной валюте. Это
достигается и посредством
В настоящее время, согласно Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» №86-Ф3 элементами денежной системы РФ являются:.
- Первым и основным элементом денежной системы РФ является официальная денежная единица, т.е. установленная правовыми нормами система денежных знаков, применяемых в государстве. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются (статья 27 ФЗ). В настоящее время на территории РФ выпущены в обращение банкноты (банковские билеты) достоинством 5, 10, 50, 500, 1000, 5000 руб., а также монеты достоинством от 1 коп. до 10 руб.
Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается (статья 28 ФЗ).
- Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России (статья 29 ФЗ). Для функционирования денежной системы важное значение имеет ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Этим не только закрепляются «эксклюзивные» права Банка России на эмиссию рубля, но и устанавливаются рамки полномочий государственных, в том числе национальных, банков, созданных в ряде субъектов РФ. Последние лишены права эмиссии любых иных «национальных» денег. Указанные действия в соответствии с российским законодательством являются противозаконными, как и выпуск каких-либо знаков оплаты или средств платежа, выполняющих функцию денег, любыми иными субъектами (юридическими и физическими лицами).
Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.
Лица,
виновные в нарушении указанных
требований, несут уголовную, административную
или имущественную
Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.
Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации (статья 30 ФЗ).
Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена (статья 31 ФЗ).
При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет.
Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами (статья 32 ФЗ).
Совет директоров принимает решения о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.
Указанное решение в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации (статья 33 ФЗ).
- Наконец, третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения.
Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы (наличных и безналичных средств), единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой.
Регулирование денежного обращения в РФ осуществляется в соответствии с действующим банковским законодательством и Основными направлениями денежно-кредитной политики Российской Федерации.
В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции (Приложение 3):
Таким образом, управление денежной системой в РФ основано на централизованных началах и возложено на Банк России.
Под контролем Банка России кредитными организациями самостоятельно разрабатываются и осуществляются планы финансового оздоровления, направленные на восстановление их капиталов и реструктуризацию банковских активов и пассивов. Банк России поддерживает ликвидность платежеспособных банков путем использования стандартных механизмов при наличии залогового обеспечения и отзывает лицензии только у нежизнеспособных банков. Сейчас уже можно говорить о том, что первый этап реструктуризации банковской системы в целом завершен. Анализ складывающихся тенденций развития банковского сектора показывает, что меры первого этапа реструктуризации, принятые в 1999 году исполнительной и законодательной властью и Банком России, дали положительные результаты. Вступление в силу в феврале 1999 года Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" позволило Банку России значительно активизировать деятельность по выведению с рынка банковских услуг кредитных организаций, нарушающих законодательство, имеющих неудовлетворительное финансовое положение и не имеющих перспектив развития. Создание благоприятных условий для реструктуризации кредитных организаций, а также проведение активной политики по отзыву лицензий у неплатежеспособных банков позволило создать фундамент роста капитала банковской системы.